Судья Санкина Н.А. Дело № 33а-4537/2019
Докладчик Демидкина Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» декабря 2019 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Демидкиной Е.А. и Михалевой О.В.,
при секретаре Склядневе О.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционному представлению прокурора Левобережного района г.Липецка на решение Советского районного суда г.Липецка от 20 августа 2019 г. (дело № 2-2567/2019), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Левобережного района города Липецка к администрации города Липецка, администрации Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании дорог автомобильными дорогами общего пользования регионального и местного значения и возложении обязанности по их включению в перечни автомобильных дорог, отказать.
Заслушав доклад судьи Демидкиной Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Левобережного района города Липецка обратился в суд с иском к администрации города Липецка, в котором с учетом уточненных требований просил признать дорогу, ведущую к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 2,1 км от съезда с федеральной трассы Р119 (Орле-Тамбов) (координаты 52.627712, 39.751640) до границы городского округа Липецк автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Липецкой области и обязать администрацию Липецкой области внести сведения об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области»; признать дорогу, ведущую к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 4,2 км от границы городского округа город Липецк автомобильной дорогой общего пользования местного значения и обязать администрацию города Липецка внести сведения об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк», ссылаясь на то, что по дороге установлен регулярный маршрут городского автобуса № 43, дорога на балансе МУ «УГС г.Липецка» не числится, вместе с тем, соответствующие участки дороги по своим критериям относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и автомобильным дорогам общего пользования местного значения, однако в соответствующие перечни не включены, установлено, что дорога находится в ненадлежащем техническом состоянии, для её безопасного использования необходимо проведение капитального ремонта.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию Липецкой области, администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации г.Липецка Тимофеева О.В., представитель ответчика администрации Липецкой области и третьего лица Управления дорог и транспорта Липецкой области Дроздов К.Е., представитель третьего лица МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка» Голощапова И.В., представитель третьего лица ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» Шпрыкова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления лесного хозяйства Липецкой области Юдин Н.Н. указал на необходимость включения указанной дороги в перечень региональных дорог Липецкой области на территории Грязинского муниципального района.
Представители СНТ «Металлург-4» Новиков С.М. и Петров А.А. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание по извещению не явились.
Суд, рассмотрев дело в порядке гражданского судопроизводства, постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении прокурор Левобережного района г.Липецка просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 25 ноября 2019 г. дело передано в административную коллегию Липецкого областного суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Выслушав помощника прокурора Левобережного района г. Липецка Коватеву Е.В., поддержавшую представление, представителя ответчика администрации г.Липецка и Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка Ярикову Н.В., представитель ответчика администрации Липецкой области и Управления дорог и транспорта Липецкой области Дроздова К.Е., представителя ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» Шпрыкову Е.В., возражавших против отмены решения суда,
представителя Управления лесного хозяйства Липецкой области Юдина Н.Н., представителя СНТ «Металлург-4» Новикова С.М., полагавшего представление подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела и доводы представления, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право любому лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в статье 1 определяет основную функцию прокуратуры как осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из предоставленных законом прокурору способов защиты права неопределенного круга лиц является требование о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления.
Однако при осуществлении своих функций органы прокуратуры не подменяют иные органы, что прямо закреплено в пункте 2 статьи 21 Федерального закона, и именно компетенция каждого государственного и муниципального органа определяет границы компетенции прокуратуры.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии со статьями 12, 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляет свои полномочия самостоятельно.
Таким образом, прокурор вправе инициировать судебное рассмотрение вопроса о допущенном бездействии органа государственной власти или органа местного самоуправления только в случае неисполнения ими конкретной возложенной нормативно-правовым актом обязанности, которая влечет предусмотренные вышеприведенной статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации последствия для неопределенного круга лиц. Реализация же предоставленных законом органу государственной власти или органу местного самоуправления полномочий не может быть поставлена в зависимость от усмотрения прокурора.
В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
На основании статьи 13 Закона N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Липецкой области от 23.12.2011 N 456 утверждены «Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области» и «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области".
Постановлением администрации г. Липецка от 22.08.2012 N 1620 утвержден "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк".
Как следует из материалов дела, участок дороги, ведущий к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 2,1 км от съезда с федеральной трассы Р119 «Орел-Тамбов» (координаты 52.627712, 39.751640) до границы городского округа город Липецк не входит в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области».
Участок, дороги, ведущий к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник» протяженностью 4,2 км от границы городского округа город Липецк не включен в «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк».
Процессуальным истцом заявлены требования о возложении на орган исполнительной власти Липецкой области и на орган местного самоуправления обязанностей, связанных с включением в перечень дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования г. Липецк и субъекта Липецкой области, по факту признания в судебном порядке спорных участков дороги дорогой местного или регионального значения.
Однако заявленные требования противоречат действующим положениям законодательства в качестве надлежащего способа защиты.
По сути, требования сводятся к необходимости издания соответствующих нормативно-правовых актов (внесения изменений в действующие акты), что не предусмотрено в качестве возможных способов защиты нарушенных прав ни ст. 12 ГК РФ, ни иными положениями действующего законодательства, и противоречат принципу разделения властей, который установлен статьей 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип не исключает возможности оспаривания в судебном порядке издаваемых нормативно-правовых актов, но не допускает возможности возложения судом обязанности по изданию того или иного акта на органы законодательной и исполнительной власти.
Признание в судебном порядке спорных земельных участков автомобильными дорогами общего пользования регионального и местного значения, а также понуждение к включению спорных участков дорог в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области» и «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк», является по существу ограничением права органа государственной власти и органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и местного зна░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 28.06.2016 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 308, 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░