Дело №
УИД: №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья <адрес> Бубнова К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Гариева И.Р.,
УСТАНОВИЛ:
в период проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов до 13 часов и 27 апреля с 09 часов до 11 часов по адресу: <адрес>, в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Гариева И.Р. выявлено нарушение им правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, а именно бруцеллеза, за что частью 4 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) предусмотрена ответственность.
В судебное заседание Гариев И.Р. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
С учетом положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 10.6 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее за собой возникновение очагов заразных болезней животных и (или) распространение таких болезней, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон № 4979-1) ветеринарное законодательство состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2.1, статьи 2.5 названного закона ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, идентификации и учете животных, содержании, обороте и убое животных, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной, сфере деятельности.
Животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.
Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 года № 161 утвержден перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету (в том числе крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот (овцы и козы), за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
В соответствии с требованием статьи 18 Закона № 4979-1 владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2020 года № 622 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации.
Названные правила устанавливают требования к условиям содержания крупного рогатого скота в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию крупного рогатого скота, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований крупного рогатого скота, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов крупного рогатого скота включительно (далее - Хозяйства), а также содержащими более 500 голов крупного рогатого скота (далее - Предприятия)
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08 сентября 2020 года № 533 утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов) (далее - Правила № 533).
Названные Правила устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2022 года № 862 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
Названные правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов до 13 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 11 часов государственными инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора в соответствии с решением заместителя руководителя о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с органами прокуратуры, проведена проверка в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Гариева И.Р., который ведет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока (ОКВЭД 01.41); разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков (ОКВЭД 01.43.1); разведение овец и коз (ОКВЭД 01.45.1). Имеется два животноводческих помещения для содержания крупного рогатого скота, лошадей, осла и овец, выгульный двор, прилегающая территория, оборудование. В хозяйстве КФХ Гариев И.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержится крупного рогатого скота в количестве 96 голов, в том числе дойные коровы 20 голов, 3 головы нетели в возрасте 1,5 года, молодняк в возрасте 1-4 месяца 33 головы, в возрасте от 4 месяцев и старше – 40 голов, мелкий рогатый скот – 104 головы, в том числе овцы с молодняком 61 голова, козы с молодняком – 43 головы, лошади 7 голов и 1 голова осла.
По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований.
Территория хозяйства КФХ «Гариев И.Р.» не огорожена способом, обеспечивающим защиту от непреднамеренного проникновения на территорию, за исключением птиц и мелких грызунов, чем нарушена статья 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии», пункт 4 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым в Хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °C;
При въезде на территорию хозяйства КФХ «Гариев И.Р.» отсутствует дезинфекционный барьер для транспорта с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 градусов, чем нарушена статья 18 Закона РФ №, пункт 4 Ветеринарных правил №;
В хозяйстве допускается совместное содержание крупного рогатого скота с овцами, козами в одном помещении, чем нарушены положения статьи 18 Закона РФ №, пункт 6 Ветеринарных правил №, в соответствии с которым при содержании крупного рогатого скота в Хозяйствах совместно с овцами, козами, свиньями здание, в котором содержатся животные, делится на изолированные помещения для каждого вида животных. Содержание птицы в здании, в котором содержится крупного рогатого скота, не допускается;
Отсутствуют акты о проведенной дезинсекции, дезакаризации и дератизации животноводческих помещений, которая должна проводиться в хозяйствах не реже 1 раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов либо выявлении следов пребывания (покусов, помета), чем нарушены требования статьи 18 Закона РФ №, пункта 29 Ветеринарных правил №, который предусматривает, что дезинсекция, дезакаризация и дератизация животноводческих помещений в Хозяйствах должны проводиться не реже 1 раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета);
Для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение не на всех входах установлены дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим материалом, пропитанные дезинфицирующими растворами, по ширине прохода и длиной не менее 1 метра, чем нарушены требования статьи 18 Закона РФ №, пункта 28 Ветеринарных правил №, который регламентирует, что для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение должны устанавливаться дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим материалом, пропитанные дезинфицирующими растворами (далее - дезковрики), по ширине прохода и длиной не менее 1 м;
После посещения животноводческих помещений и обслуживании крупного рогатого скота, овец и лошадей не проводится стирка и дезинфекция рабочей одежды и обуви, тем самым не обеспечивается контроль выхода рабочих за территорию хозяйства, что запрещают статья 18 Закона РФ № и пункт 30 Ветеринарных правил №, из содержания которых следует, что при посещении животноводческих помещений и обслуживании КРС необходимо использовать продезинфицированную рабочую одежду и обувь. Выходить в рабочей одежде и обуви за пределы территории Хозяйств запрещается;
Инвентарь, используемый в животноводческих помещениях не маркирован, что не соответствует требованиям статьи 18 Закона РФ № и пункта 56 Ветеринарных правил №, согласно которому оборудование, инвентарь маркируются и закрепляются за участком (цехом). Передавать указанные предметы из одного участка (цеха) в другие без обеззараживания запрещается;
В хозяйстве нет специализированной площадки для биотермического обеззараживания навоза. Он складирован в нескольких местах около животноводческих помещений. Территория хозяйства не благоустроена, много навозной жижи, строительного мусора, бочек и канистр. Выгульные площадки (карды) в антисанитарном состоянии, соответствующим образом не проводится биотермическое обеззараживание навоза. В эпизоотическом очаге навоз, подстилка и остатки корма подлежат обеззараживанию биотермическим методом в течение 60 календарных дней при температуре воздуха не ниже 18 С и в течение не менее 90 календарных дней при температуре ниже 18 С, а навозная жижа – хлорной известью из расчета 0,5 литров раствора хлорной извести (содержащего 25 мг/л активного хлора) на 1 м навозной жижи при выдерживании в течение 18 часов, чем нарушены положения статьи 18 Закона РФ №, пункт 11 Ветеринарных правил №, в соответствии с которым в Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится крупный рогатый скот, а также пункт 40 Ветеринарных правил №, согласно которому в эпизоотическом очаге навоз, подстилка и остатки корма подлежат обеззараживанию биотермическим методом в течение 60 календарных дней при температуре воздуха не ниже 18 °C и в течение не менее 90 календарных дней при температуре ниже 18 °C, а навозная жижа - хлорной известью из расчета 0,5 л раствора хлорной извести (содержащего 25 мг/л активного хлора) на 1 м3 навозной жижи при выдерживании в течение 18 часов;
Молоко, полученное от подозреваемых в заболевании животных, не подвергается термической обработке, а используется в сыром виде внутри хозяйства для поения телят, что недопустимо с учетом положений статьи 18 Закона РФ №, пункта 14 Ветеринарных правил №, из содержания которых следует, что молоко, полученное от подозреваемых в заболевании животных, должно подвергаться термической обработке при температуре 65 °C в течение 30 минут, при температуре 75 °C - в течение 20 секунд, при температуре 90 °C - в течение 1 секунды и использоваться внутри хозяйства для кормления животных;
Отсутствует договор утилизации биологических отходов, чем нарушаются требования статьи 18 Закона РФ №, пункта 33 Ветеринарных правил №, согласно которому утилизация и уничтожение трупов крупного рогатого скота, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов в Хозяйствах осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».
В результате мониторинга (наблюдения) федеральной государственной информационной системы «ВетИс» компонента «Меркурий», работы уполномоченных лиц, органов, учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, аттестованных специалистов и уполномоченных лиц организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и участниками оборота подконтрольных товаров по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме в рамках работы межведомственной группы по вопросам оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов в ФГИС «ВетИс» компоненте «Меркурий» установлено, что за период от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветеринарные сопроводительные документы на сырое коровье молоко не оформлялись, чем нарушены положения статьи 18 Закона РФ №, пункты 1, 2, 3, 4, 5 Ветеринарных правил №;
В результате мониторинга (наблюдения) федеральной государственной информационной системы «ВетИс» компонента «Меркурий», работы уполномоченных лиц, органов, учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, аттестованных специалистов и уполномоченных лиц организаций, являющихся производителям подконтрольных товаров и участниками оборота подконтрольных товаров по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме в рамках работы межведомственной группы по вопросам оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов в ФГИС «ВетИС» компоненте «Меркурий» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ реализовано 2 головы овцы по ветеринарным сопроводительным документам эВСД форма № № от ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ реализовано 200 голов овец по ветеринарным документам эВСД форма № (№ – 45 голов, № – 20 голов, № – 35 голов, № – 20 голов, № – 20 голов, № – 45 голов),
ДД.ММ.ГГГГ реализовано 278 голов овец по ветеринарным сопроводительным документам эВСД форма № (№ – 100 голов, № – 50 голов, № – 103 головы, № – 25 голов).
Всего реализовано 480 голов овец, происхождение которых не установлено, чем нарушены положения статьи 18 Закона Российской Федерации №, пунктов 1, 2, 3, 4, 5 Ветеринарных правил №;
По анализу экспертизы лабораторных исследований крови абортированных коров на бруцеллез, принадлежащих КФХ, исследованных в ГБУ «Республиканская ветеринарная лабораторий» (протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ исследовано 3 пробы, из них сомнительных – 2 пробы – индивидуальные номера животных №; 1 проба отрицательная – индивидуальный номер животного №, в акте о туберкулинизации крупного рогатого скота от ДД.ММ.ГГГГ номера этих животных не указаны, также в описи прилагаемым к ветеринарным сопроводительным документам животных, отправленных на убой в ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» номера этих животных не указаны, при повторном исследовании крови в протоколе исследований № от ДД.ММ.ГГГГ в описи животных индивидуальные номера животных не указаны, что свидетельствует о реализации этих абортированных животных без ветеринарного сопроводительного документа, подтверждающих эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать животных, что создает угрозу распространения бруцеллеза и создает угрозу для здоровья человека, что не соответствует требованиям статьи 18 Закона Российской Федерации №, пунктов 1, 2, 3, 4, 5 Ветеринарных правил №, пункта 13 Ветеринарных правил №, в соответствии с которым до получения результатов диагностических исследований на бруцеллез (включая инфекционный эпидидимит баранов) владельцы животных обязаны:
прекратить все перемещения и перегруппировки животных в хозяйстве;
прекратить вывод и вывоз из хозяйства животных;
прекратить убой животных и вывоз продуктов их убоя;
прекратить вывоз молока и молочной продукции, полученных от подозреваемых в заболевании животных;
прекратить заготовку и вывоз кормов (за исключением кормов, прошедших термическую обработку при температуре 90 °C в течение 60 минут или при температуре 100 °C в течение 30 минут);
прекратить вывоз инвентаря и иных материально-технических средств;
оборудовать ограждение (в случае отсутствия ограды) территории хозяйства с единственным входом-выходом (въездом-выездом);
запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию животных, и специалистов госветслужбы;
обеспечить проведение ежедневной дезинфекции помещений хозяйства в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил;
обеспечить дезинфекционную обработку и смену одежды и обуви персонала при выходе с территории хозяйства в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил;
запретить въезд и выезд транспортных средств, не задействованных в обеспечении жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства. При входе (въезде) в хозяйство должна оборудоваться площадка для подвоза кормов для животных;
обеспечить дезинфекционную обработку транспортных средств при выезде с территории хозяйства в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.
Анализ экспертиз лабораторного исследования ГБУ «Зеленодольское РГВО», ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» показал, что исследовано 101 голов и 121 голов крупного рогатого скота на бруцеллез и лейкоз. При сравнении инвентарных номеров (ушных бирок) крупного рогатого скота из исследованных в феврале 2023 года и исследованных в марте 2024 года, выявлено несоответствие инвентарных номеров крупного рогатого скота в количестве 70 голов. Указанные в сопроводительных документах инвентарные номера животных отличаются от предыдущих периодов исследования, в связи с чем было установлено, что производился вывоз и ввоз животных без ветеринарно-сопроводительной документации, чем нарушаются требования статьи 18 Закона №, пунктов 1, 2, 3, 4, 5 Ветеринарных правил №;
Начало вспышки бруцеллеза. Аборт у коров начался ДД.ММ.ГГГГ, о чем Гариев И.Р. сообщил в ГБУ «Зеленодольское РГВО». Абортированный плод коровы с индивидуальным номером № был доставлен в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория», протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ – возбудители бактериальных инфекций, в том числе бруцеллеза, не выделены. ДД.ММ.ГГГГ абортировала еще одна корова индивидуальным номером №, протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ – возбудители бактериальных инфекций, в том числе бруцеллеза не выделены, позже абортировалась еще одна корова. ДД.ММ.ГГГГ кровь от абортированных коров индивидуальными номерами №, №, № для исследований на бруцеллез была доставлена в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория», результат – протокол исследований от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым 2 пробы сомнительны (индивидуальные номера животных №, 88787); 1 проба отрицательная – индивидуальный номер животного №. В хозяйстве 2 сторожевые собаки, одна из них съела послед от абортированных коров, принято было решение исследовать кровь и сыворотку крови от этих собак на бруцеллез. ДД.ММ.ГГГГ была доставлена 1 проба сыворотки крови от собаки в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория», протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат положительный. Также ДД.ММ.ГГГГ была доставлена 1 проба крови от собаки в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория», протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат, протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат отрицательный. Собаки в количестве двух голов были усыплены хозяином и утилизированы. ДД.ММ.ГГГГ года в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» доставлены 121 проба крови для исследований на бруцеллез методом (РА, РСК), протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат исследований: 4 сомнительных проб, 117 отрицательных (сомнительные – индивидуальные номера животных №). ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» доставлено 100 проб крови для исследований на бруцеллез методом ИФА, протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат всех проб отрицательный. ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» доставлено 121 проба крови от крупного рогатого скота для исследований на бруцеллез методом (РА, РСК, РБП, РИД), протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, результат - 8 проб положительных, индивидуальные номера животных №
Постановлением Главного Управления ветеринарии Кабинета Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлены ограничительные мероприятия по бруцеллезу крупного рогатого скота на территории животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства «Гариев И.Р.» у поселка Прибой Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Разработан комплексный план мероприятий по ликвидации очага бруцеллеза. ДД.ММ.ГГГГ положительно реагирующие коровы в количестве 8 голов с индивидуальными номерами № отправлены на убой в ОАО «Махачкалинский мясокомбинат». ДД.ММ.ГГГГ результат во всех пробах отрицательный. ДД.ММ.ГГГГ крупный рогатый скот в количестве 39 голов, лошади в количестве 3 голов отправлены на убой в ОАО «Махачкалинский мясокомбинат». ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» доставлено 95 проб сыворотки крови от крупного рогатого скота, 60 проб от мелкого рогатого скота, 6 проб от лошадей, 1 проба от осла. Согласно протоколу исследований № от ДД.ММ.ГГГГ 4 пробы крупного рогатого скота положительны, 3 пробы сомнительны, 1 проба осла положительная, 154 пробы отрицательные. Осел усыплен, утилизирован сжиганием. ДД.ММ.ГГГГ крупный рогатый скот в количестве 68 голов отправлен на убой в ОАО «Махачкалинский мясокомбинат». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в хозяйстве КФХ Гариев И.Р. крупного рогатого скота не имеется, на передержке осталось 104 головы мелкого рогатого скота, 3 головы лошадей.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора главе крестьянского фермерского хозяйства Гариеву И.Р. предписано устранить допущенные нарушения (л.д.51-57) и в тот же день составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 10.6 КоАП РФ.
Формулируя обвинение в отношении Гариева И.Р., должностное лицо исходило из того, что в период проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов до 13 часов и ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 11 часов по адресу: <адрес> было установлено, что 1) лицом, в отношении которого ведется производство по делу, осуществляло реализацию абортированных животных без ветеринарного сопроводительного документа;
2) в хозяйстве нет специализированной площадки для биотермического обеззараживания навоза. Навоз складирован в нескольких местах около животноводческих помещений. Территория хозяйства не благоустроена, много навозной жижи, строительного мусора, бочек и канистр. Выгульные площадки (карды) в антисанитарном состоянии, соответствующим образом не проводится биотермическое обеззараживание навоза;
3) молоко, полученное от подозреваемых в заболевании животных, не подвергается термической обработке, а используется в сыром виде внутри хозяйства для поения телят;
4) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветеринарные сопроводительные документы на сырое коровье молоко не оформлялись;
5) после посещения животноводческих помещений и обслуживании крупного рогатого скота, овец и лошадей в эпизоотическом очаге не проводится стирка и дезинфекция рабочей одежды и обуви, чем, по мнению административного органа, нарушены правила борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, что повлекло за собой возникновения очага заразных болезней животных, а именно бруцеллеза. Ответственность за выявленные нарушения предусмотрена частью 4 статьи 10.6 КоАП РФ.
В то же время, в ходе рассмотрения дела было установлено, что постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава крестьянского фермерского хозяйства Гариев И.Р. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Привлекая Гариева И.Р. к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что в хозяйстве нет специализированной площадки для биотермического обеззараживания навоза. Навоз складирован в нескольких местах около животноводческих помещений. Территория хозяйства не благоустроена, много навозной жижи, строительного мусора, бочек и канистр. Выгульные площадки (карды) в антисанитарном состоянии, соответствующим образом не проводится биотермическое обеззараживание навоза; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветеринарные сопроводительные документы на сырое коровье молоко не оформлялись; после посещения животноводческих помещений и обслуживании крупного рогатого скота, овец и лошадей в эпизоотическом очаге не проводится стирка и дезинфекция рабочей одежды и обуви.
С учетом приведенного анализа, поскольку за перечисленные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушения Гариев И.Р. уже привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, они подлежат исключению из состава предъявленного ему обвинения по части 4 статьи 10.6 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого усматривается несогласие Гариева И.Р. с несколькими пунктами: 6, 11, 12, 13; уведомление Главного управления ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан о выявлении бруцеллеза у крупного рогатого скота от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), мотивированное представление начальника отдела государственного ветеринарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15); заявление о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17); решение прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного мероприятия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19), решение о проведении выездной проверки (л.д.20-25); протокол исследований № от ДД.ММ.ГГГГ с описью проб, из содержания которого усматривается, что из 121 исследованной пробы 8 проб положительно на бруцеллезу (л.д. 26-28), постановление главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об установлении ограничительных мероприятий по бруцеллезу крупного рогатого скота на территории животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства «Гариев И.Р.» муниципального образования «<адрес> (л.д.29-30), протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной к нему фототаблицей, составленный в присутствии Гариева И.Р. и подписанный без замечаний (л.д.31-37), видеоматериалы осмотра, протокол опроса Гариева И.Р.(л.д.39-41), акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с которым Гариев И.Р. был ознакомлен (л.д.42-49), предписание органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ №, копия письменных объяснений Гариева И.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми вину в совершении правонарушения он не признает, считает, что заболевание было занесено дикой фауной или через воду из реки, которая протекает через несколько ферм (л.д.58-59); копиями материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, в отношении Гариева И.Р. и другие.
Собранных доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 КоАП РФ, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.
Они не позволяют усомниться в том, что глава крестьянского фермерского хозяйства индивидуальный предприниматель Гариев И.Р. нарушил правила борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее за собой возникновение очагов заразных болезней животных и (или) распространение таких болезней.
Гариев И.Р. знал о необходимости соблюдения установленных требований соблюдения ветеринарного и фитосанитарного законодательства и имел реальную возможность для их соблюдения, но не принял для этого всех необходимых мер.
Такие действия главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Гариева И.Р. должны быть квалифицированы по части 4 статьи 10.6 КоАП РФ.
Вопреки доводам Гариева И.Р. о его невиновности вмененные ему нарушения подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.
Согласно нормативно закрепленной в Законе Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» дефиниции под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляют в пределах своей компетенции взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.
С учетом приведенного правового регулирования, исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 10.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за административные правонарушения, в том числе, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составляет один год со дня их совершения (обнаружения).
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, которое является формальным и наступление вредных последствий не требуется, устанавливается лишь факт совершения правонарушения, пренебрежительного отношения должностного лица общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации в области ветеринарии, оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по части 4 статьи 10.6 КоАП РФ в порядке статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, отразив в КоАП РФ приведенные положения, предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животного мира, здоровье людей, имущественного положения Гариева И.Р. и его личности, считаю, что наказание в виде административного штрафа в минимальном размере соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
В то же время исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, являющихся основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ №, ░░░ №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 10.6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░ ░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>), ░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.25 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ <░░░░░>
<░░░░░> ░░░░░░░ ░.░.