Судья Лебедева А.В.
УИД: 74RS0028-01-2023-000122-03
Дело № 2-565/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-7795/2023
15 июня 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Клыгач И.-Е.В., Челюк Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Росляковым С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапантсяна Самвела Арапетовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании незаконными решений, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и иной деятельности, назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Гапантсяна Самвела Арапетовича на решение Копейского городского суда Челябинской области от 10 марта 2023 года (в редакции определения от 10 апреля 2023 года об исправлении описки).
Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Попокова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гапантсян С.А. с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, а именно: архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справки об учебе от 22 августа 2019 года и от 21 января 2022 года № <данные изъяты>, диплома от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>; признании незаконными решений ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> и от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> об отказе в назначении страховой пенсии по старости; возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и иной деятельности: с 09 декабря 1980 года по 03 мая 1982 года – работа в <данные изъяты>, с 01 октября 1982 года по 27 июня 1983 года – работа в ОС <данные изъяты>, с 19 сентября 1988 года по 16 ноября 1992 года – работа в <данные изъяты>, с 22 октября 1978 года по 20 октября 1980 года – служба в рядах Вооруженных сил СССР, с 01 сентября 1974 года по 11 марта 1978 года – период обучения в <данные изъяты>, с 14 января 2011 года по 31 июля 2013 года – период осуществления ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет; возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 февраля 2020 года (л.д. 6-11, 101-106, 126-131).
В обоснование исковых требований указано, что Гапантсян С.А. 13 мая 2019 года обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о проведении заблаговременной работы по назначению пенсии, представив следующие документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего регистрацию, копию трудовой книжки, копия диплома. 10 февраля 2020 года Гапантсян С.А., <данные изъяты> года рождения, обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Согласно указному решению продолжительность страхового стажа составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней (при необходимом не менее 11 лет), величина ИПК 2,294 (при необходимой 18,6). 18 июня 2020 года истец повторно обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> истцу вновь отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Из содержания указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней (при необходимом не менее 11 лет), величина ИПК 2,294 (при необходимой 18,6). В этом же решении указано, что в представленных Гапантсяном С.А. документах, а именно: архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справки об учебе от 22 августа 2019 года, дипломе от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, фамилия и отчество не соответствуют документу, удостоверяющему личность, а установить факт их принадлежности одному и тому же лицу, не представляется возможным. Не согласившись с данными решениями, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Истец Гапантсян С.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Леонова М.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области Новикова Е.Е.. действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их необоснованность по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 35-37).
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 10 марта 2023 года (в редакции определения от 10 апреля 2023 года об исправлении описки) исковые требования Гапантсяна С.А. удовлетворены частично. Судом постановлено: установить факт принадлежности Гапантсяну С.А., <данные изъяты> года рождения, архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>/1, справки об учебе от 22 августа 2019 года и от 21 января 2022 года № <данные изъяты>, диплома от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 4 мая 2020 года № <данные изъяты>; обязать ОСФР по Челябинской области включить в страховой стаж Гапантсяна С.А. периоды работы и иной деятельности: с 09 декабря 1980 года по 3 мая 1982 года; с 01 октября 1982 года по 27 июня 1983 года; с 19 сентября 1988 года по 16 ноября 1992 года; с 22 октября 1978 года по 20 октября 1980 года; с 01 сентября 1974 года по 04 марта 1978 года; с 14 января 2011 года по 31 июля 2013 года; в удовлетворении исковых требований Гапантсяна С.А. в остальной части отказать (л.д. 136-149).
В апелляционной жалобе истец Гапантсян С.А. просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, принять в указанной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права (л.д. 155-157).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости подлежащим отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверное применение судом при рассмотрении дела норм материального права).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 13 мая 2019 года Гапантсян С.А. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о проведении заблаговременной работы по назначению пенсии, представив следующие документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего регистрацию, копию трудовой книжки, копия диплома (л.д. 20).
10 февраля 2020 года Гапантсян С.А., <данные изъяты> года рождения, зарегистрированный в системе индивидуального пенсионного страхования 12 апреля 2005 года, обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 41-43, 62-64).
Решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> Гапантсяну С.А. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК); согласно указному решению продолжительность страхового стажа составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней (при необходимом не менее 11 лет), величина ИПК 2,294 (при необходимой 18,6) (л.д. 61).
18 июня 2020 года Гапантсян С.А. повторно обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 50-51).
Решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> Гапантсяну С.А. вновь отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (л.д. 48).
Из содержания указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа составляет 05 лет 08 месяцев 18 дней (при необходимом не менее 11 лет), величина ИПК 2,294 (при необходимой 18,6); в этом же решении указано, что в представленных Гапантсяном С.А. документах, а именно: архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справки об учебе от 22 августа 2019 года, дипломе от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, фамилия и отчество не соответствуют документу, удостоверяющему личность, а установить факт их принадлежности одному и тому же лицу, не представляется возможным.
Полагая, что исчисление страхового стажа и величины ИПК произведено пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает его право на пенсионное обеспечение, Гапантсян С.А. обратился в суд.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценки фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, установив, что в архивной справке о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справке о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справке об учебе от 22 августа 2019 года и от 21 января 2022 года № <данные изъяты>, дипломе от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справке о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, фамилия и отчество не соответствуют документу, удостоверяющему личность, а также, учитывая, что установление принадлежности данных документов необходимо для назначения пенсии по старости, счел возможным установить факт принадлежности истцу указанных документов на основании положений статей 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, исходя из доказанности в ходе рассмотрения дела факта осуществления истцом в заявленные в исковом заявлении периоды трудовой и иной деятельности, суд первой инстанции возложил обязанность на ОСФР по Челябинской области включить в страховой стаж Гапантсяна С.А. периоды: с 09 декабря 1980 года по 3 мая 1982 года; с 01 октября 1982 года по 27 июня 1983 года; с 19 сентября 1988 года по 16 ноября 1992 года; с 22 октября 1978 года по 20 октября 1980 года; с 01 сентября 1974 года по 04 марта 1978 года; с 14 января 2011 года по 31 июля 2013 года.
Решение суда в указанной части никем не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Гапантсяна С.А. в части признания незаконными решений ГУ - УПФР в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> и от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> об отказе в назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что факт принадлежности правоустанавливающих документов, а именно: архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справки об учебе от 22 августа 2019 года и от 21 января 2022 года № <данные изъяты>, диплома от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, установлен только после его обращения в суд с настоящим иском, то есть после вынесения ГУ - УПФР в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) решений от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> и от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем, основания для установления Гапантсяну С.А. страховой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с 27 февраля 2020 года, отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части, поскольку они не соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на неверном применении судом при рассмотрении дела норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда в обжалуемой части не отвечает вышеуказанным требованиям.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 288, Федерального закона Российской Федерации от 05 мая 1997 года № 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).
Согласно частям 1 и 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2020 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента 18,6.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 02 октября 2014 года № 1015).
Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
В соответствии с пунктом 27 Правил период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»З по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (подпункт «б»);
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается:
день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты заявителя;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано заявителю в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного уведомления заявителю по почте.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, какие документы он должен представить для реализации права на пенсию, в какие сроки надлежит представить такие документы, последствия непредставления документов. Также на пенсионный орган возлагается обязанность запросить недостающие для установления пенсии документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При рассмотрении исковых требований Гапантсяна С.А. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судом первой инстанции применены не были, в связи с чем суд не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии 10 февраля 2020 года, а также последующего заявления от 18 июня 2020 года, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом заявленных истцом требований юридически значимыми, подлежащими выяснению судами нижестоящих инстанций, являлись, в том числе обстоятельства, связанные с исполнением ответчиком обязанности по разъяснению Гапантсяну С.А. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (10 февраля 2020 года) и последующего заявления (18 июня 2020 года) порядка обращения за пенсией и условий назначения пенсии, перечня необходимых недостающих документов, праве истца предоставить такие документы, сроке их предоставления и последствиях не предоставления; а также подтверждение факта выполнения пенсионным органом действий по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Из искового заявления Гапантсяна С.А., материалов дела следует, что 13 мая 2019 года он обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о проведении заблаговременной работы по назначению пенсии, представив следующие документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего регистрацию, копию трудовой книжки, копия диплома. В целях подтверждения периодов работы, учебы и службы в армии в рамках проведения заблаговременной работы пенсионным органом были направлены запросы в Службу социального обеспечения Республики Армения (20 мая 2019 года, 31 августа 2019 года и 30 ноября 2019 года), в ответы на которые поступили архивная справка о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивная справка о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справка об учебе от 22 августа 2019 года, справка о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, в которых фамилия и отчество не соответствуют документу, удостоверяющему личность истца.
10 февраля 2020 года Гапантсян С.А., <данные изъяты> года рождения, обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив, в том числе поступившие по запросу пенсионного органа в рамках заблаговременной работы документы: архивную справку о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивную справку о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справку об учебе от 22 августа 2019 года, справку о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>.Решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). 18 июня 2020 года истец повторно обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и решением ГУ - УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> ему вновь отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), а также с указанием на то, что в представленных документах, а именно: архивной справки о работе от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, архивной справки о заработной плате от 07 мая 2020 года № <данные изъяты>, справки об учебе от 22 августа 2019 года, дипломе от 13 марта 1978 года серии <данные изъяты>, справки о периоде прохождения службы в армии от 04 мая 2020 года № <данные изъяты>, фамилия и отчество не соответствуют документу, удостоверяющему личность, а установить факт их принадлежности одному и тому же лицу, не представляется возможным.
При этом, из содержания оспариваемого решения пенсионного органа от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> не следует, что пенсионный орган разъяснил Гапанстяну С.А. о том, какие недостатки имеются в представленных им документах, какие действия ему следует предпринять для их устранения, а из содержания решения решении от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> не следует, что пенсионный орган разъяснил Гапанстяну С.А. о том, какие документы ему необходимо представить для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в частности для включения спорных периодов в страховой стаж, в том числе о его праве обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, а также то, что после направления запросов в рамках проведении заблаговременной работы по назначению пенсии, (20 мая 2019 года, 31 августа 2019 года и 30 ноября 2019 года), пенсионным органом предпринимались иные действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся. При этом, ответчиком не была рассмотрена возможность приостановления срока рассмотрения его заявления до представления дополнительных документов, в том числе решения суда об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов в соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что позволяет сделать вывод о наличии противоправного бездействия, которое повлекло нарушение пенсионных прав истца, учитывая что обращение Гапанстяна С.А. в суд относительно установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, включении в страховой стаж периоды работы и иной деятельности, указанных в исковом заявлении, явилось следствием невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу при его первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии по старости 10 февраля 2020 года, а также с заявлением от 18 июня 2020 года порядка обращения за пенсией и условий назначения пенсии, вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, сроке их предоставления и последствиях не предоставления.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Гапантсяна С.А. на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, выводы суда первой инстанции о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Гапантсяна С.А. в части признания незаконными решений ГУ – УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) от 14 февраля 2020 года № <данные изъяты> и от 29 июня 2020 года № <данные изъяты> об отказе в назначении страховой пенсии по старости являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Указанная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 16-КГ20-24-К4.
Установленная судом апелляционной инстанции незаконность принятых пенсионным органом решений об отказе истцу в установлении пенсии по старости, равно как и отсутствие факта повторного обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по достижении требуемого пенсионного возраста 27 февраля 2020 года (60 лет 06 месяцев) не свидетельствует о лишении гражданина права на своевременное получение пенсии при установлении судом факта достижения требуемого пенсионного возраста на момент вынесения решения суда в том числе.
В данном случае истец обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии 10 февраля 2020 года и при оценке пенсионных прав на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа 16 лет 06 месяцев 26 дней (при требуемом 11 лет), величины ИПК 18,930 (при требуемой 18,6) давало ему право на назначение страховой пенсии по старости с 27 февраля 2020 по достижении возраста 60 лет 06 месяцев.
Однако указанное право без обраще░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 60 ░░░ 06 ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 46 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2006 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07 ░ 14 ░░░░ 2006 ░░░░ (░░░░░░ 29), ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░ 3, 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2023 ░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░ 29 ░░░░ 2020 ░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2023 ░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2023 ░░░░.