Дело №2а-1831/2022 Дело №33а-2060/2022
Судья Ефимова Л.А.
Апелляционное определение
г. Якутск 20 июня 2022г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Смирниковой В.Г., при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя административного истца по доверенности Степанова Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 г. по административному делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) к Клыкову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам,
Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Клыкова А.В. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 руб. за 2020г., пени в размере 40,59 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 руб. за 2020г., пени в размере 156,29 руб.
В обоснование заявленных требований указало, что Клыков А.В. имеет статус адвоката, ввиду чего является плательщиком страховых взносов. В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год в установленный законом срок налогоплательщиком не исполнена, ему направлено требование об уплате страховых взносов, которое не было исполнено.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022г. постановлено взыскать с Клыкова А.В., _______ года рождения, уроженца .........., в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) задолженность по уплате налога: по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 рублей за 2020 год, пени в размере 40,59 рублей, по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 рублей за 2020 налоговый период, пени в размере 156,29 рублей, всего - 41 070,88 рублей. Взыскать с Клыкова А.В., _______ года рождения, уроженца .........., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1432,13 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы указано, что он как военный пенсионер освобожден от уплаты страховых взносов.
В суд административный ответчик не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель административного истца с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, пояснив, что за спорный период ответчик обязан произвести уплату страховых взносов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры уведомления должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и сроков обращения в суд с административным иском, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих об уплате административным ответчиком образовавшейся задолженности по страховым взносам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 и пп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено, что статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 25.02.2004 Клыков А.К. состоит на учете в качестве адвоката. Кроме того, с 12 декабря 2001г. он является получателем пенсии по линии ********.
На основании ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование № ... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 февраля 2021г. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 руб. за 2020г., пени в размере 40,59 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 руб. за 2020г, пени в размере 156,29 руб., в срок до 22 марта 2021г., которое осталось неисполненным.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска о взыскания страховых взносов за 2020 год и пени, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов, поскольку он является военным пенсионером, несостоятельны, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Так, пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (редакции от 26 мая 2021 года) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в числе прочих, адвокаты за исключением тех, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию исключены адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Поскольку данный Федеральный закон вступил в силу с 10 января 2021 года упомянутая категория лиц освобождена от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с даты вступления в силу названного Федерального закона.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, признано соответствующим Конституции Российской Федерации возложение на адвокатов из числа военных пенсионеров (и приравненных к ним лиц) обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Выраженная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция не препятствует взысканию страховых взносов с административного ответчика, являющегося адвокатом и получающего пенсию по линии Военного комиссариата РС (Я).
Иное регулирование, введенное Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", принятым с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 января 2020 года N 5-П, не регулируют правоотношения по уплате страховых взносов за спорный расчетный период.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 июня 2022г.