РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018г. Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кравченко И.Г.
при секретаре Акименко Е.С.
с участием прокурора Бужинской Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Азовского межрайонного прокурора к администрации Круглянского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ :
Азовский межрайонный прокурор обратился с иском к администрации Круглянского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Административный истец указал, что Азовской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также обращениями ФИО4 проведена проверка исполнения законов при строительстве, реконструкции и содержании объектов коммунального комплекса, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.
Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «Круглянское сельское поселение» находится газопровод, расположенный в <адрес>, протяженностью 4 949 м, о чем Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверка, осуществленная с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ с участием государственного инспектора Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО5, показала, что администрация Круглянского сельского поселения <адрес> эксплуатирует опасный производственный объект - газопровод расположенный в <адрес>, с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности, а именно:
1) не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения, обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, в том числе ГРПШ и надземные газопроводы, что является нарушением п. 9 Правил № 542;
2) при эксплуатации надземных газопроводов не обеспечен мониторинг и устранение:
- повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
- повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы, что является нарушением п. 70 Регламента № 870;
3) при эксплуатации надземного газопровода не соблюдаются требования к охранной зоне трассы надземного газопровода, а именно:
- охранная зона надземного газопровода не очищена от древеснокустарниковой растительности;
- в охранной зоне надземного газопровода находится временное сооружение (металлический «вагончик»), что является нарушением п. 7 Правил № 878.
По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в отношении главы администрации Круглянского сельского поселения ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (на рассмотрении).
Также главе администрации Круглянского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ за исх. № внесено представление, по результатам рассмотрения которого муниципалитетом указанные в нем нарушения устранены не в полном объеме.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает права потребителей - неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья, надежность и безопасность эксплуатации газораспределительных сетей, поскольку в случае повреждения либо обрушения газопровода может произойти, как минимум, аварийное прекращение поставки газа населению и социально значимым объектам, и, как следствие, в связи с отсутствием, в том числе отопления в осенне-зимний период, причинение вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
Административный истец просил признать бездействие администрации Круглянского сельского поселения по устранению нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации газопровода, расположенного в <адрес>, протяженностью 4 949 м незаконным.
Обязать администрацию Круглянского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- обеспечить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения, расположенных в <адрес>, обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии;
- принять меры по устранению повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, расположенного в <адрес>;
- осуществить восстановление повреждений изоляционного покрытия (окраску) газопровода, расположенного в <адрес>;
- обеспечить очистку охранной зоны надземного газопровода, расположенного в <адрес>, от древеснокустарниковой растительности и сооружений.
Представитель административного истца - Азовского межрайонного прокурора ФИО3 в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал доводы письменного отзыва, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Ссылаясь на недостаточное финансирование, пояснил, что устранить все недостатки в течение 2 месяцев фактически невозможно.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, считала административные исковые требования обоснованными.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что Азовской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также обращениями ФИО4 проведена проверка исполнения законов при строительстве, реконструкции и содержании объектов коммунального комплекса, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам газоснабжения, в первую очередь, следует отнести обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация, утвержденного приказом Росстандарта от 13.09.2012 № 299-ст (далее – ГОСТ Р 54983-2012), организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями настоящего стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542 (далее – Правила № 542), организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:
выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;
хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Согласно 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее – Регламент № 870), при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение:
а) утечек природного газа;
б) перемещения газопроводов за пределы опор;
в) вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов;
г) повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
д) неисправностей в работе трубопроводной арматуры;
е) повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы;
ж) повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.
Пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее – Правила № 878) установлены охранные зоны для газораспределительных сетей, в том числе вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода (пп. «а»).
Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «Круглянское сельское поселение» находится газопровод, расположенный в <адрес>, протяженностью 4 949 м, о чем Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверка, осуществленная с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ с участием государственного инспектора Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО5, показала, что администрация Круглянского сельского поселения <адрес> эксплуатирует опасный производственный объект - газопровод расположенный в <адрес>, с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности, а именно:
1) не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения, обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии, в том числе ГРПШ и надземные газопроводы, что является нарушением п. 9 Правил № 542;
2) при эксплуатации надземных газопроводов не обеспечен мониторинг и устранение:
- повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
- повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы, что является нарушением п. 70 Регламента № 870;
3) при эксплуатации надземного газопровода не соблюдаются требования к охранной зоне трассы надземного газопровода, а именно:
- охранная зона надземного газопровода не очищена от древеснокустарниковой растительности;
- в охранной зоне надземного газопровода находится временное сооружение (металлический «вагончик»), что является нарушением п. 7 Правил № 878.
По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в отношении главы администрации Круглянского сельского поселения ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (на рассмотрении).
Также главе администрации Круглянского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ за исх. № внесено представление, по результатам рассмотрения которого муниципалитетом указанные в нем нарушения устранены не в полном объеме.
Административный ответчик доказательств опровергающих факты, установленные прокурорской проверкой в суд не представил, так же не представил доказательств устранений выявленных нарушений.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает права потребителей - неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья, надежность и безопасность эксплуатации газораспределительных сетей, поскольку в случае повреждения либо обрушения газопровода может произойти, как минимум, аварийное прекращение поставки газа населению и социально значимым объектам, и, как следствие, в связи с отсутствием, в том числе отопления в осенне-зимний период, причинение вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
Суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просил определить предельный срок исполнения судебного решения в течение 2 месяцев. Суд, принимая во внимание пояснения административного ответчика, исходя того, что администрация сельского поселения несет расходы в переделах муниципального бюджета, считает возможным определить предельный срок исполнения судебного решения в 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление Азовского межрайонного прокурора к администрации Круглянского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов удовлетворить.
Признать бездействие администрации Круглянского сельского поселения по устранению нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации газопровода, расположенного в <адрес>, протяженностью 4 949 м незаконным.
Обязать администрацию Круглянского сельского поселения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- обеспечить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения, расположенных в <адрес>, обеспечивающих содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии;
- принять меры по устранению повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, расположенного в <адрес>;
- осуществить восстановление повреждений изоляционного покрытия (окраску) газопровода, расположенного в <адрес>;
- обеспечить очистку охранной зоны надземного газопровода, расположенного в <адрес>, от древеснокустарниковой растительности и сооружений.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2018г.