Решение по делу № 2-1212/2020 от 07.08.2020

Дело № 34RS0027-01-2020-002007-09

производство № 2-1212/2020

    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Михайловка                         Дата

Волгоградской области

Михайловский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Денисовой Л.П.,

при помощнике судьи Полупановой М.А.,

с участием истца Попова А.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета строительства Волгоградской области Давыденко В.И., действующей по доверенности Номер от Дата, выданной председателем комитета Чувашиным Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Александра Сергеевича к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» о признании незаконным уведомления об отказе во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия, об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшими в связи с возникновением пожара и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества,

у с т а н о в и л:

Попов А.С. предъявил иск к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка», в котором просит:

- признать незаконным уведомление администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области «Об отказе во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости»;

- признать незаконным решение Номер от Дата «Об отказе в назначении единовременного социального пособия», выданное Государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка»;

- установить факт постоянного проживания Попова Александра Сергеевича по адресу: Адрес, на момент природного пожара на территории Адрес Дата;

- признать пострадавшими в связи с возникновением пожара Дата и включить в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с Дата является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Адрес. Проживает в данном доме Дата и по настоящее время.

Дата на территории Адрес произошел природный пожар, в результате которого на территории домовладения были уничтожены принадлежащие ему хозяйственные постройки, уничтожены домашние птицы и животные.

Дата комиссией с участием специалистов администрации городского округа Адрес составлен акт, в котором отражен перечень поврежденного и утраченного имущества.

По результатам рассмотрения поданного им заявления ответчиками приняты решения об отказе во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а так же в предоставлении единовременной материальной помощи и назначении единовременного социального пособия, что является незаконным.

В судебном заседании истец Попов А.С. поддержал заявленные требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

В судебное заседание представители ответчиков администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и своевременно, обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствии, предоставив письменные возражения, в которых просили в удовлетворении иска Попову А.С. отказать, поскольку на момент пожара Дата истец по адресу: Адрес в Адрес, не был зарегистрирован.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета строительства Волгоградской области Давыденко В.И., действующая по доверенности Номер от Дата, выданной председателем комитета Чувашиным Ю.Ю., поддержала изложенные доводы представителей ответчиков, также представив суду письменные возражения на исковые требования, так же указав на то, что исковые требования Попова А.С. не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и признание за ним права на включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, предусмотренные Федеральным законом от Дата № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Просит в иске отказать.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По представленным доказательствам судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлена Постановлением Правительства РФ от Дата N 304, согласно которой, чрезвычайная ситуация регионального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от Дата Номер утверждено Положение о резервном фонде администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее - Положение).

Положением определен порядок формирования, направления расходования средств резервного фонда, порядок принятия решения о выделении средств из резервного фонда.

Постановлением от Дата Номер утверждены Правила выделения средств из резервного фонда администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее Правила).

В целях реализации обеспечения прав граждан Российской Федерации, пострадавших от чрезвычайной ситуации в связи с ландшафтным пожаром на территории городского округа Адрес вблизи Адрес Постановлением от Дата Номер утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в связи с ландшафтным пожаром на территории городского округа Адрес Дата за счет средств резервного фонда администрации городского округа Адрес, согласно которому право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости имеют граждане, фактически и проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях (домовладениях), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане).

Данными правилами установлены порядок выделения средств из резервного фонда администрации на финансирование мероприятий для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий муниципального характера и финансирование иных непредвиденных расходов, не связанных с чрезвычайной ситуацией или стихийным бедствием, а также регламентирована процедура подготовки документов, обосновывающих размер и необходимость выделения средств из резервного фонда.

Также указанные правовые акты определяют условия и процедуру предоставления единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и порядок оказания гражданам данного вида финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Так, Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от Дата Номер был введен режим чрезвычайной ситуации на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области, на основании которого постановлением администрации от Дата Номер создана межведомственная комиссия по обследованию и оценки ущерба домовладений, пострадавших вследствие пожара в Адрес (Арчединская сельская территория).

В силу статьи Адрес от Дата N 246-ОД "Социальный кодекс Адрес", место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

По смыслу указанного положения закона, возможность установления факта постоянного проживания гражданина по решению суда связывается с отсутствием у него регистрации на территории Российской Федерации.

Из акта обследования домовладения по Адрес, составленного согласно утвержденным правилам созданной межведомственной комиссией, следует, что истец Попов А.С. является собственником жилого Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

При этом, в обследованном жилом помещении, никто не зарегистрирован, согласно материалам дела, местом регистрации истца значится иной адрес, а именно: Адрес.

Таким образом, из анализа акта обследования домовладения Номер по Адрес, следует, что пострадавшее домовладение, в установленном законодательством порядке не является постоянным местом проживания истца, в связи с чем, имущество таких граждан, пострадавшее при пожаре, не может рассматриваться как имущество первой необходимости, а именно: как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, перечень, которого определен в разделе 1 Положения о резервном фонде администрации городского округа Адрес, утвержденного постановлением администрации городского округа Адрес от Дата Номер.

Заявление Попова А.С. на включение в список граждан на оказание материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии, созданной администрацией в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается соответствующим протоколом от Дата.

Решением комиссии в выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи Попова А.С. отказано в связи с несоответствием условиям Порядка оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданами, пострадавшим от ЧС в связи с ландшафтным пожаром на территории городского округа Адрес вблизи Адрес в Дата за счет средств резервного фонда администрации городского округа Адрес, утвержденного постановлением администрации от Дата Номер, а именно: в виду отсутствия регистрации и факта проживания в Адрес.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Попов С.И., подтвердил факт постоянного проживания Попова А.С. по Адрес Дата также факт уничтожения имущества в результате пожара в хуторе Дата, а именно сарая, птицы, скота, сена, зерна.

Однако, факт постоянного проживания без регистрации по месту жительства не имеет юридического значения в рассматриваемом споре, поскольку подтверждением постоянного проживания является одновременно и регистрация по месту жительства.

Судом установлено, что истец на момент возникновения пожара чрезвычайной ситуации, регистрации по месту жительства в спорном доме не имел.

Исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания истца по спорному адресу, на момент природного пожара, по состоянию на Дата год, нашел бесспорное подтверждение.

Факт постоянного проживания истца по спорному адресу, в том числе, в период природного пожара Дата, подтверждается также показаниями свидетеля Попова С.А.

Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку он в судебном заседании был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его пояснения являются последовательными и соответствуют иным доказательствам, имеющимся в деле.
Принимая во внимание, что заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, каких-либо оснований подвергать сомнению представленные истцом доказательства в ходе судебного разбирательства не установлено, суд приходит к выводу о законности, обоснованности и доказанности заявленного требования об установлении факта его проживания по адресу: Адрес Адрес, в момент природного пожара Дата.

Однако, учитывая, что факт постоянного проживания не по месту регистрации истца в данном споре юридического значения не имеет и не влечет для него соответствующих последствий, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, истцу обоснованно было отказано в предоставлении единовременного социального пособия в связи с пожаром в силу условий, содержащихся в статье 3 Закона Волгоградской области от Дата N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области".

Оказание государственной социальной помощи производится в соответствии с Законом Волгоградской области от Дата Номер-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области». В целях реализации главы 7 и статей 55, 56 главы 8 Социального кодекса и регулирования условий и порядка предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи разработан приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от Дата Номер «О порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 ст. 55 Социального кодекса и п. 6.3, 6.4 Порядка единовременное социальное пособие предоставляется независимо от среднедушевого дохода, установленного в Волгоградской области, гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 3 Социального кодекса и п. 1.2 Порядка получателями мер социальной поддержки и социальной помощи в Волгоградской области являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Волгоградской области. Место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органа регистрационного учета либо на основании решения суда.

Согласно ст. 2 Закона РФ от Дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

По смыслу положений Социального кодекса Волгоградской области выплаты пострадавшим в результате ЧП производятся гражданам, проживающим и зарегистрированным по одному и тому же адресу.

Кроме того, выплата, которая назначается на основании Приказа от Дата N 461 Комитета социальной защиты населения Волгоградской области положена за утрату предметов первой необходимости, хозпостройки в данный перечень не входят.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Номер от Дата «Об отказе в назначении единовременного социального пособия», вынесенного ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка», не имеется.

Учитывая, что факт постоянного проживания не по месту регистрации истца в данном споре юридического значения не имеет и не влечет для них соответствующих последствий, в удовлетворении требований в части признания пострадавшими в связи с возникновением пожара и включении в списки граждан на получение финансовой помощи, связи с утратой имущества, так же удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Попова Александра Сергеевича к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Государственному казенном учреждению «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» о признании незаконным уведомления об отказе во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия, об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшими в связи с возникновением пожара и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Попова Александра Сергеевича по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, х. Княженский, 2, ул. Горная, д.6.

В исковых требованиях Попову Александру Сергеевичу к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Государственному казенном учреждению «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» о признании незаконным уведомления об отказе во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия, об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшими в связи с возникновением пожара и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, отказать.

Решение может быть обжалован в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд путем подачи заявления через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято Дата.

Судья:                                     Л.П.Денисова

2-1212/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попов Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области
Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка"
Другие
Комитет строительства Волгоградской области
Суд
Михайловский районный суд Волгоградской области
Судья
Денисова Л.П.
Дело на сайте суда
mihal.vol.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее