КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-11/2022
УИД: 39ОS0000-01-2021-000353-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степаняна Н.Р. об оспаривании нормативного акта Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск»,
УСТАНОВИЛ:
Степанян Н.Р. обратился в суд с административным иском, указав, что на основании решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 22 июня 2011 года, определения Светлогорского городского суда Калининградской области от 02 марта 2012 года, а также договора дарения от 06 июля 2020 года является собственником 1411/10000 доли в праве на незавершенный строительством многоквартирный жилом дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, степень готовности дома составляет 20%. Одновременно он является участником долевого строительства указанного многоквартирного жилого дома. Этот объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 1242 кв.м. На основании решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 декабря 2020 года по делу №2-980/2020 между Администрацией МО «Светлогорский городской округ» и ним был заключен договор аренды земельного участка №05/03-2021 от 24 марта 2021 года с кадастровым номером № общей площадью 1242 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В настоящее время он намерен достроить указанный дом. При подготовке разрешительной документации им был получен градостроительный план земельного участка РФ-39-2-18-0-00-2021-1221/П от 04 мая 2021 года, согласно которому земельный участок частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий: зона запрещения жилищного строительства (по материалам ГП) — 521 кв.м.; санитарно-защитная зона — 521 кв.м., установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского поселения «Город Светлогорск», утвержденными решением городского совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94. Кроме того, земельный участок № отнесен к территориальной зоне «Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами», не предусматривающей размещение объектов малоэтажной многоквартирной застройки. Согласно ответам на его обращения в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, генеральным планом муниципального образования «Светлогорский городской округ» данный земельный участок отнесен к функциональной зоне «Зона застройки малоэтажными жилыми домами». Решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск». Приказом Агентства №51 от 04 февраля 2020 года подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Светлогорский городской округ», согласно которому в отношении спорного земельного участка отображена верная функциональная зона «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» и отсутствуют спорные ограничения «зона запрещения жилищного строительства» и «санитарно-защитная зона». До настоящего времени указанный проект не утвержден. Таким образом, подготавливая проект новых Правил, уполномоченный орган признает несоответствие и недействительность ранее ошибочно установленной территориальной зоны «зона застройки ИЖД» и ограничений «зона запрещения жилищного строительства», «санитарно-защитная зона». Из ГПЗУ не следует, какими именно правоустанавливающими документами зафиксированы санитарно-защитная зона и зона запрещения жилищного строительства. Зона запрещения жилищного строительства и санитарно-защитная зона, а также санитарно-эпидемиологическое заключение и решение уполномоченного органа об установлении границ и режима зон в ГПЗУ не зафиксирован. Отображение в Правилах землепользования и застройки МО «Городское поселение Город Светлогорск» санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства, а также зоны застройки ИЖД, утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение Город Светлогорск» приняты уполномоченным на дату их принятия органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24 - 25, 31 - 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются. Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск» не могут противоречить Генеральному плану этого муниципального образования, определяющему, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий. Отображение в оспариваемых Правилах землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск» санитарно-защитная зона и зона запрещения жилищного строительства, не утвержденных в установленном порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом. Согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона, зона запрещения жилищного строительства и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. При принятии Правил землепользования и застройки в 2012 году законодателями не было учтено фактическое использование территории, расположение на ней недостроенного многоквартирного жилого дома, поставленного на кадастровый учет в 2011 году. При определении границ территориальных зон и их параметров должно было быть учтено наличие объекта незавершенного строительства на участке территории кадастрового квартала №, поскольку и арендатор указанного земельного участка, и участники долевого строительства, и сособственники недостроя вправе в соответствии с приведенными выше нормами законодательства на его использование в соответствии с зарегистрированным в ЕГРН разрешенным использованием земельного участка. Нарушение прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами является производным от тех ограничений, которые устанавливаются в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером № в границах санитарно-защитной зоны и зоны запрещения жилищного строительства, поскольку именно установление режима зоны с особыми условиями использования территории регламентирует использование земельного участка, в том числе использование его для строительства многоквартирного жилого дома. Указанные ограничения противоречат существующему контуру зарегистрированного объекта незавершенного строительства - место допустимого расположения здания на земельном участке фактически меньше объекта недостроя. Просит признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления судебного решения в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94, в части установления санитарно-защитной зоны площадью 521 кв.м., зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> а также отнесения этого земельного участка к территориальной зоне «Ж 1.2 — зона застройки индивидуальными жилыми домами».
Представитель административного истца Степаняна Н.Р. Склинская Е.С. поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным выше основаниям и пояснила, что фактически участвующие в деле представители публичных образований не отрицают необходимости приведения градостроительного регламента Светлогорского городского округа в соответствие с его действующим генеральным планом. Отображение на карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки в границах земельного участка № санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства произведено незаконно, поскольку такие зоны уполномоченным органом не устанавливались. Зона запрещения жилищного строительства действующим законодательством не предусмотрена. Оспариваемые зоны с особыми условиями использования территории,
Административный ответчик Правительство Калининградской области надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, его представитель в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву, относительно заявленных административных требований возражает. Оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленном порядке. В соответствии с материалами по обоснованию генерального плана санитарно-защитная зона отображена в отношении территорий производственных и коммунально-складских предприятий, в том числе, в отношении земельного участка №, в границах которого расположена центральная котельная. Отображение в Правилах зон с особыми условиями использования территорий является мерой по защите территории муниципального образования от возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не противоречит положениям ГрК РФ. Согласно ранее действовавшему Генеральному плану городского поселения «Город Светлогорск», утв. решением городского Совета депутатов от 27 сентября 2011 года №55, в отношении земельного участка № была установлена функциональная зона «застройка индивидуальными жилыми домами коттеджного типа». В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94, земельный участок № находится в территориальной зоне «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1.2)». Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Правил территориальное зонирование соответствовало функциональному назначению участка. В последующем Постановлением Правительства Калининградской области Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59 утвержден генеральный план МО «Светлогорский городской округ», в соответствии с которым этот земельный участок отнесен к функциональной зоне «зона застройки малоэтажными жилыми домами». В настоящее время готовится проект Правил землепользования и застройки МО «Светлогорский городской округ» с учетом положений действующего генерального плана этого муниципального образования и сведениями ЕГРН. Административный истец является соарендатором земельного участка № вид разрешенного использования которого – строительство и дальнейшая эксплуатация многоквартирного блокированного жилого дома. Этот вид разрешенного использования не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412. Градостроительным регламентом вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка» включен в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В границах земельного участка № находится объект незавершенного строительства со степенью готовности 20%, проектируемое назначение – жилое (21-квартирный дом галерейного типа, незавершенный строительством), площадь - 465,9 кв.м. Разрешительная документация на строительство этого объекта в настоящее время отсутствует. Его назначение – многоквартирный или блокированный жилой дом – не определено. В настоящее время в Светлогорском городском суде Калининградской области рассматривается исковое заявление администрации МО «Светлогорский городской округ» о признании объекта, расположенного на земельном участке №, самовольной постройкой, и его сносе.
Представитель заинтересованного лица Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ижутина В.С. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что отображение на Карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства прав и законных интересов Степаняна Н.Р. не нарушает.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Светлогорский городской округ» Щербо М.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснил, что рядом с земельным участком КН39:17:010025:50 находится котельная, от которой прежним генеральным планом была установлена санитарно-защитная зона.
Заинтересованное лицо филиал ОАО «РЖД» Калининградская железная дорога, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, об отложении дела не ходатайствовало. Согласно письменным пояснениям, земельный участок с кадастровым номерам №, расположенный по адресу <адрес>, не имеет общих границ с территорией полосы отвода железной дороги. Калининградская железная дорога не располагает сведениями и документами об установлении санитарно-защитной зоны с объектом строительства на вышеуказанном земельном участке с №
Заинтересованные лица ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО16, ФИО3, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, об отложении дела не ходатайствовало.
Заслушав представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора о необходимости удовлетворить административные исковые требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утв. решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94 в части отнесения к территориальной зоне к территориальной зоне «Ж 1.2 — зона застройки индивидуальными жилыми домами» земельного участка № и установления в отношении него санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Светлогорский городской округ – муниципальное образование, образованное в соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года №156 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Светлогорский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории».
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59 утвержден Генеральный план МО «Светлогорский городской округ».
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» утверждены решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года №94 и опубликованы в периодическом печатном издании «Официальный вестник еженедельника Светлогорского района «Вестник Светлогорска» №6 (352) 21 февраля – 27 февраля 2013 года. Последние изменения в указанные Правила внесены Постановлением Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года.
Установлено, что Степанян Н.Р. является собственником 1411/10000 доли в праве на незавершенный строительством объект площадью 465,9 кв.м., расположенный по адресу<адрес> кадастровый №, степень готовности составляет 20%, наименование объекта – 21 квартирный жилой дом галерейного типа, незавершенный строительством, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный объект недвижимого имущества № располагается в границах земельного участка № общей площадью 1242 кв.м., разрешенное использование – строительство и дальнейшая эксплуатация многоквартирного блокированного жилого дома, для многоквартирной застройки.
Данный земельный участок находится в аренде у Степаняна Н.Р. на основании договора аренды земельного участка №05/03-2021 от 24 марта 2021 года, заключенного с Администрацией МО «Светлогорский городской округ».
В соответствии с Картой существующих функциональных зон, являющейся частью генерального плана МО «Светлогорский городской округ», утв. Постановлением Правительства Калининградской области №59 от 11 февраля 2020 года (в редакции Постановлением Правительства Калининградской области №541 от 3 августа 2020 года), земельный участок № находится в функциональной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами (сущ.).
Согласно ранее действовавшему генеральному плану МО городское поселение «Город Светлогорск», утв. решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» №55 от 27 сентября 2011 года, земельный участок № относился к функциональной зоне – зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа (сущ.).
Как следует из Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденных решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года №94 (в действующей редакции), земельный участок № находится в территориальной зоне Ж-1.2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, которая предполагает следующие основные виды разрешенного использования земельных участков, относящиеся к строительству или размещению жилых объектов: индивидуальные жилые дома 1-3 надземных этажа (включая мансардный) с земельными участками/142.2.1.1; блокированные жилые дома 1-3 надземных этажа (включая мансардный) с земельными участками/142.1.2.1;
Из изложенного следует, что действующим градостроительным регламентом размещение многоквартирных жилых домов в границах земельного участка № не предусмотрено.
Следовательно, Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94, противоречат Генеральному плану МО «Светлогорский городской округ», утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области №59 от 11 февраля 2020 года, в части отнесения к территориальной зоне Ж-1.2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами земельного участка №
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94 в указанной части противоречат нормативному акту, имеющему большую юридическую силу – Генеральному плану МО «Светлогорский городской округ», утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области №59 от 11 февраля 2020 года и ГрК РФ, что является основанием для их отмены в указанной части.
Относительно довода Правительства Калининградской области о неопределенности наименования (назначения) неоконченного строительством объекта необходимо учесть следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ к жилым домам блокированной застройки относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять.
В силу п. 6 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. В то же время, жилым домом многоквартирным, согласно "Методическому пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" (утв. Госстроем России), признается жилой дом, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Поскольку количество квартир в объекте более 10, представляется невозможным отнесение его к жилым домам блокированной застройки, а не к многоквартирным домам.
При таких условиях нахождение земельного участка № в территориальной зоне, не предусматривающей строительство многоквартирных домов, препятствует окончанию строительства объекта №. Отсутствие разрешительной документации на строительство не свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца как собственника этого объекта, поскольку несоответствие градостроительного регламента функциональному зонированию территории и виду разрешенного использования земельного участка является в настоящее время одной из причин, препятствующих ее оформлению.
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории, являющейся частью Правил землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», земельный участок № расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне и зона запрещения жилищного строительства.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
В статье 105 ЗК РФ приведен перечень видов зон с особыми условиями использования территории. К таковым, в частности, относятся санитарно-защитная зона (п. 18). Зона запрещения жилищного строительства ст. 105 ЗК РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 10 ст. 26 Федерального закона 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
В силу п. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона 03.08.2018 N 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации Постановлением от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам, порядок их установления определен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом положения названных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В отношении линейных объектов, к которым относятся железнодорожные пути, предусмотрены санитарные разрывы (п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом понятие санитарного разрыва не является идентичным понятию охранной зоны, к которой относятся территории, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Какая-либо документация об установлении санитарно-защитной зоны в границах земельного участка № участвующими в деле лицами, в том числе уполномоченными на учет, утверждение границ таких зон, представлена не была. В санитарно-защитную зону от центральной котельной, расположенной в границах планировочной структуры ул. Ореховой – ул. Коммунальной г. Светлогорска, обозначенную на Карте зон с особыми условиями использования территории, относящуюся к материалам по обоснованию генерального плана МО «Светлогорский городской округ», утв. постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года №59, земельный участок № не входит.
Из отзыва филиала ОАО «РЖД» Калининградская железная дорога следует, что земельный участок №, расположенный по адресу г. Светлогорск, ул. Сосновая, д.34, не имеет общих границ с территорией полосы отвода железной дороги. Калининградская железная дорога не располагает сведениями и документами об установлении санитарно-защитной зоны в границах этого земельного участка.
Вопросы установления размера и границ санитарно-защитной зоны, санитарного разрыва не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления; отображению же в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства.
В этой связи Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» в части установления санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка № также подлежат отмене.
Защита прав и законных интересов Степаняна Н.Р. как арендатора земельного участка № может быть обеспечена лишь признанием недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденных решением городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94, в части отнесения к территориальной зоне «Ж 1.2 — зона застройки индивидуальными жилыми домами» земельного участка № и установления в его пределах зоны запрещения жилищного строительства.
Нормативный акт подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суд в законную силу, так как он применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Степаняна Н.Р. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94 (в редакции, действующей на момент вынесения решения суда) в части
- отнесения к территориальной зоне к территориальной зоне «Ж 1.2 — зона застройки индивидуальными жилыми домами» земельного участка №
- установления санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка №.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Светлогорский городской округ».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Судья Д.В. Шубин