судья Копеистова О.Н. № 1 инст. 2-395/2023
767RS0009-01-2021-000473-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Карабельского А.А.,
судей Лещевой Л.Л., Михеева С.Н.,
при секретаре Максимовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 20 июня 2023 года гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» к Моисееву С. П. о возмещении причиненного федеральной автомобильной дороге вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Малолыченковой Т.В.
на решение Центрального районного суда города Читы от 17 января 2023 года, которым постановлено: исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Моисеева С. П. в пользу Федерального казенного учреждения «Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (ИНН 0326012322, ОГРН 1020300983702) плату в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге Р-258 «Байкал», в сумме 83680,80рублей, судебные расходы 59 рублей.
Взыскать с Моисеева С. П. в доход местного бюджета расходы на оплату государственной пошлины в размере 2710,40 рублей.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
ФКУ Упрдор «Южный Байкал» обратилось в суд с иском к Моисееву С.П. о возмещении причиненного федеральной автомобильной дороге вреда, ссылаясь на следующее.
<Дата> на пункте весового контроля СПВК №, расположенного на 442+300 км федеральной автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита, сотрудником МУГАДН произведено взвешивание автомобиля - XCMG ZJ5327, государственный регистрационный номер Т921РТ55, под управлением ответчика, согласно которому зафиксировано нарушение предельно допустимых осевых нагрузок: сдвоенные вторая, третья оси, фактический показатель осевых нагрузок составил 24,64 тонн (учитываемый вес) при максимальном допустимом -16 тонн, превышение составило 8,64 тонн, в процентном соотношении 53,98%, при этом специальное разрешение у водителя отсутствовало.
Установленное в результате взвешивания превышение установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось является сверхнормативным использованием дороги, что причинило ей ущерб, размер которого составил 83680,80 рублей.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу плату в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге Р-258 «Байкал», в сумме 83680,80 рублей, а также почтовые расходы в размере 59 рублей (л.д.4-7).
Протокольными определениями суда от 04 июля 2022 года, от 05 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шамояне А. Р., Федеральное дорожное агентство (л.д.144, 176).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.188-192).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Малолыченкова Т.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные Постановлением Правительством Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. На момент, когда Моисеева С.П. остановили на пункте весового контроля, последний не являлся собственником автомобиля, что подтверждается сведениями из ГИББД, поэтому он не может нести ответственность за вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортным средством (л.д.200-202).
В возражении на апелляционную жалобу представитель истца Эдильгириева М.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения (л.д.213-214).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав ответчика Моисеева С.П. и его представителя Малолыченкову Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается: осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» определен порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и определения размера такого вреда.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных данным Постановлением, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства в случае отсутствия специального выданного разрешения являются самостоятельными основаниями для возмещения вреда автодорогам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 декабря 2018 года в 11 час. 23 мин. на пункте весового контроля СПВК №, расположенного на 442+300 км федеральной автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита, сотрудником Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Байкальское МУГАДН) произведено взвешивание транспортного средства- автомобильного крана - XCMGXZJ 5327, государственный регистрационный номер Т921РТ55.
Актом взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства от 26 декабря 2018 года № 6506 зафиксировано нарушение предельно допустимых осевых нагрузок: сдвоенные вторая, третья оси - фактический показатель осевых нагрузок составил 24,64 тонн (учитываемый вес) при максимальном допустимом -16,00 т, превышение 8,64 тонн; в процентном соотношении 53,98%.
Приложением к вышеуказанному акту является расчет размера вреда.
Сумма 139 468 рублей указана как общая сумма компенсации вреда из приложения к вышеуказанному Акту, рассчитана составителем акта инспектором МУГАДН на основании расчетных данных.
Расчет произведен согласно Постановлению Правительства РФ №590 от 28.06.2016 года «О некоторых вопросах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» установлено, что до 31 января 2019 года включительно при превышении допустимых осевых нагрузок на ось и (или) допустимой массы транспортного средства к размеру вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, определенному в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», применяются следующие коэффициенты: при превышении допустимых осевых нагрузок на ось и (или) допустимой массы транспортного средства от 0 до 5 процентов (включительно) - 0,016; при превышении допустимых осевых нагрузок на ось и (или) допустимой массы транспортного средства свыше 5 до 10 процентов (включительно) - 0,2; при превышении допустимых осевых нагрузок на ось и (или) допустимой массы транспортного средства свыше 10 до 50 процентов (включительно) - 0,6.
Согласно представленному расчету, который не оспаривается ответчиком, размер ущерба с учетом примененного коэффициента - 0,6, составляет 83680 рублей 80 копеек.
Водитель транспортного средства на стационарном посту (пункте) весового контроля (СПВК) № непосредственно после взвешивания автомобиля получил составленный акт взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства.
В акте зафиксировано превышение установленных предельно допустимых значений по массе и (или) осевым нагрузкам транспортного средства.
Помимо этого, в акте в качестве водителя и собственника ТС указан Моисеев С.П.
Специального разрешения на движение транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось не представлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь п.1 статьи 31 Федерального закона от «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», пунктом первым ст. 1064, п.1 ст. 1079 и ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием исправного весового оборудования, пришел к выводу о доказанности факта перевозки принадлежащим Моисееву С.П. в силу договора купли-продажи транспортным средством тяжеловесного груза с превышением допустимой осевой нагрузки и наличии оснований для взыскания с ответчика платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам, расчет которой произведен в соответствии с Правилами № 934.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Довод ответчика о том, что на момент составления акта от 26 декабря 2018 года он не являлся собственником транспортного средства, а его законным владельцем был Шамоян А.Р., обоснованно отклонен судом, поскольку в материалах дела имеется договор купли-продажи транспортного средства – автокрана, согласно которому <Дата> Шамоян А.Р. продал Мосееву С.П. приведенный выше автомобиль за 5000 000 рублей, переданных в размере 100% покупателем продавцу, который (в свою очередь) передал ТС покупателю. Как указали стороны данного договора, он вступает в силу с момента его подписания, покупатель обязан в установленный законом срок осуществить постановку автокрана на государственный учет в ГИБДД.
При этом необходимо отметить, что собственником ТС Моисеев С.П. стал на основании договора купли-продажи, предоставленного им сотруднику ГИБДД и сотруднику весового контроля 26 декабря 2018 года, регистрация автомобиля в органах ГИБДД не является регистрацией права собственности на автомобиль, а является условием для его допуска к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования.
Кроме того, договор купли-продажи автомобиля от 18 декабря 2018 года сторонами не оспорен, недействительным в установленном порядке не признан, то обстоятельство, что автомобиль не зарегистрирован в органах ГИБДД, не опровергает факта возникновения у истца права собственности на спорный автомобиль. При этом правомочия по пользованию автомобилем его собственник вправе осуществлять по своему усмотрению, поэтому дальнейшая судьба транспортного средства, будь то продажа ТС иному собственнику либо расторжение договора за пределами интересующего временного промежутка не является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу.
Довод представителя ответчика Малолыченковой Т.В. о том, что Моисеев С.П. не является собственником автокрана, поскольку акт приема-передачи ТС не составлялся, подлежит отклонению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и объяснений Моисеева С.П., данных им в суде апелляционной инстанции, несмотря на то, что ответчиком акт приема-передачи ТС не представлен суду, подтверждена фактическая передача от продавца покупателя - автомобиля, ключей, документов, а также денежных средств, что следует из условий действующего на момент нарушения договора купли-продажи.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства того, что после заключения договора купли-продажи, спорный автомобиль находился во владении покупателя Моисеева С.П.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 21.06.2023.