№ 2-434/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабановой .... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края о признании решения незаконным, обязании включить периоды в специальный стаж, признании права и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шабанова С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ...., указав, что ДД.ММ.ГГГГ ей было подано в УПФР в .... заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением от 25 февраля 2018 года истцу отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы в Барнаульской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевской районной больницы с 2 марта 1990 года по 1 августа 1990 года, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464; время нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2004 года по 13 февраля 2004 года, с 28 апреля 2010 года по 28 мая 2010 года, с 1 апреля 2015 года по 29 апреля 2015 года, также, по мнению ответчика, не подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516; периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22 июня 1994 года по 31 августа 1994 года, с 1 ноября 1994 года по 31 мая 1996 года. истец полагает, что неправомерно зачтены периоды работы в должности врача – стоматолога в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники с 20 сентября 1999 года по 1 января 2000 года, с 4 января 2000 года по 28 мая 2003 года в стаж работы календарно, подлежат учету как работа в сельской местности.
Истец полагает, что решение не законно и подлежит отмене. Должность фельдшера – диспетчера относится к среднему медицинскому персоналу, работа была связана с приемом заявок и в дальнейшем выездом с бригадой по вызовам. Повышение квалификации медицинского работника является его обязанностью в соответствии со ст.196 ТК РФ, во время нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы и заработной платы, производятся выплаты, предусмотренные законодательством, следовательно, эти периоды также включаются в специальный стаж. В период работы истца врачом – стоматологом п.Затон относился к сельской местности, что подтверждается постановлением Алтайского краевого совета народных депутатов от 2 декабря 2003 года №416. В период отпусков без сохранения заработной платы истец фактически работала в медицинском отделении, была непосредственно занята на работе по оказанию медицинской помощи населению, соответственно данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
На основании изложенного, истец, с учетом уточнения, просит признать незаконным решение УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в установлении досрочной трудовой пенсии.
Включить в специальный страховой стаж:
периоды работы в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевской районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении с коэффициентом 1,3;
периоды работы в должности врача – стоматолога в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно,
периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.
Обязать ответчика назначить Шабановой С.Н. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ или иной даты возникновения права.
В судебном заседании истец, его представитель на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в .... исковые требования не признал по доводам письменного отзыва.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионного обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.7 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В судебном заседании установлено, что 21 февраля 2018 года Шабанова С.Н. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ №.6.7 Шабановой С.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По представленным документам стаж работы в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 26 лет 6 месяцев 29 дней.
Не зачтены в специальный стаж в льготном исчислении, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы Шабановой С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевской райбольницы Территориально медицинского объединения.
Также указано, что не подлежат зачету в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не зачтены в специальный стаж в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Периоды работы в должности врача – стоматолога в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж календарно.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225) предусмотрено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие особый характер работы или условий труда.
Согласно записям в трудовой книжке Шабанова С.Н. в спорные периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера отделения скорой помощи в Кущевском территориальном медицинском объединении,
- ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи,
- ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с поступлением в медицинский институт,
- ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медсестры в 1-е хирургическое отделение в Больницу скорой медпомощи,
- ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию,
- ДД.ММ.ГГГГ принята врачом стоматологом в Линейную больницу Барнаульского Затона ОЦБП,
- ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата,
- ДД.ММ.ГГГГ принята врачом стоматологом в филиал МУЗ «Городская поликлиника №» .....
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иные деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Истцом заявлено о льготном исчислении периода работы в Больнице скорой медицинской помощи как 1 год и 6 месяцев.
Период работы в ....ной больнице и Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники заявлены как периоды работы в сельской местности с исчислением 1 год и 3 месяца.
При рассмотрении требований о возможности льготного исчисления специального стажа истца суд руководствуется положениями следующих нормативно - правовых актов.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, устанавливало, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Таким образом, работа, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, предусматривавшим, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, при этом пункт 2 Постановления предусматривал, что льготное исчисление стажа работы как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев засчитывается среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
После 1 ноября 1999 года законодатель предусмотрел возможность льготного исчисления стажа медицинских работников, указав вначале в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, а затем в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, наименование структурных подразделений и должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения врачей и среднего медицинского персонала предусмотрены врачи-анестезиологи-реаниматологи, в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры анестезисты в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Другими словами, законодатель, учитывая изменяющуюся специфику характера и условий труда в период после 1 ноября 1999 года по сравнению с периодом ранее указанной даты значительно ограничил круг должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.
В пункте 2 разделов Перечня «Наименование структурных подразделений», «Наименование должностей» предусмотрены медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Вместе с тем, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Именно совокупность этих условий, по мнению законодателя, свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года №40-О-О определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Оценивая требования Шабановой С.Н. в части включения в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП» Шабанова С.Н. в отпуске без сохранения заработной платы находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске без сохранения заработной платы в связи с ремонтом отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ до окончания ремонта (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ) согласно лицевым счетам за 1995 год и 1996 год ремонт в отделении продолжался по май 1996 года включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.1 и п.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) и деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документах, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно доказательств, представленных в материалы гражданского дела, усматривается, что в период работы в КГБУЗ «ККБСМП» Шабанова С.Н. находилась в отпусках без сохранения заработной платы. Истец не отрицает факт того, что уплата страховых взносов за нее не производилась, доказательств обратного не представлено.
Довод истца о работе в других отделениях дающей право на льготное исчисление специального стажа судом не принимается, поскольку каких-либо доказательств (приказов о переводах), данных о получении заработной платы, фактической работе по медицинской должности не представлено.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Показания свидетелей не могут подтверждать характер особых условий работы истца, в связи с чем, судом не принимаются.
Поскольку в периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы истцу не начислялась и не выплачивалась заработная плата и так же работодателем в пенсионный фонд не уплачивались и не подлежали уплате страховые взносы, данные периоды не подлежат включению в специальный стаж.
В процессе рассмотрения дела каких-либо объективных и достоверных доказательств подтверждающих выполнение в период отпусков без содержания истцом работы связанной с оказанием медицинских услуг населению и относимой к специальным условиям труда суду не представлено.
При изложенном, не имеется оснований для включения периодов 1994-1996 годов в специальный стаж - как в льготном, так и в календарном исчислении.
Решением пенсионного органа Шабановой С.Н. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – стоматолога в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлинике зачтены календарно.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденными вышеназванным Постановлением (пункт 5) предусмотрены периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, которые засчитываются в стаж работы в льготном порядке исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт "а"); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (подпункт "б").
При этом исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В спорные периоды работы истицы в вышеуказанном учреждении здравоохранения действовали нормативно-правовые акты которые устанавливали, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России, Шабанова С.Н. работала в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) в должности врача стоматолога, с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) в должности врача стоматолога. В указанные периоды работала постоянно полный рабочий день на полную тарифную ставку.
В соответствии с Постановлением администрации .... № от 18 апреля 1997 года Линейная больница Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники переименована в Государственное федеральное учреждение здравоохранения Линейная больница Барнаульского затона на водном транспорте Обской центральной бассейновой поликлиники Минздравоохранения РФ.
На основании приказов Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 года №221, от 26 июля 2002 года №237 Государственное федеральное учреждение здравоохранения Линейная больница Барнаульского затона на водном транспорте Обской центральной бассейновой поликлиники Минздравоохранения РФ реорганизовано в Алтайскую больницу Государственного учреждения «Сибирский окружной медицинский центр Минздрава России» (Алтайская больница ГУ «СОМЦ Минздрава России»).
На основании приказа Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 16 марта 2005 года №227 ГУ «СОМЦ Минздрава России» с 1 апреля 2005 года переименовано в ФГУ «СОМЦ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ФГУ «СОМЦ Росздрава»).
Филиал Алтайская больница ГУ «СОМЦ Минздрава России» переименован в филиал Алтайская больница ФГУ «СОМЦ Росздрава» на основании приказа ФМБА России от 30 апреля 2009 года №331. ФГУ «СОМЦ Росздрава» с 1 июля 2009 года переименовано в Федеральное государственное учреждение «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико – биологического агентства» (ФГУ «СОМЦ ФМБА России»). Филиал Алтайская больница ФГУ «СОМЦ Росздрава» переименован в филиал № – Алтайская больница ФГУ «СОМЦ ФМБА России».
На основании приказа ФМБА России от 30 мая 2011 года №269у «О переименовании и утверждении Устава Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико – биологического агентства» ФГУ «СОМЦ ФМБА России» с 20 сентября 2011 года переименовано в ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России. Филиал №1 – Алтайская больница ФГУ «СОМЦ ФМБА России» переименован в филиал №1 – Алтайская больница ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России.
Филиал №1 – Алтайская больница ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России прекратил свою деятельность 30 июня 2014 года на основании приказа ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России от 17 марта 2014 года №72 «О прекращении деятельности филиала №1 – Алтайской больницы ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России».
Отказывая во включении спорных периодов в льготном исчислении пенсионный фонд указал об отсутствии документов работы истца в сельской местности.
В соответствии с законодательством отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, включение населенных пунктов в состав городов, поселков городского типа относится к исключительному ведению законодательного органа государственной власти субъекта.
....вого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых изменениях в административно – территориальном устройстве ....» постановил упразднить и исключить из учетных данных административно – территориального устройства .... рабочие поселки – Затон, Новосиликатный в связи с включением их в .....
До принятия данного постановления п.Затон, в котором находилась Линейная больница Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлиники, являлся сельской местностью.
Таким образом, включение населенных пунктов в состав городов относится к исключительной компетенции законодательного органа субъекта РФ. Поэтому издание постановления №416 от 2 декабря 2003 года о включении п. Затон в состав г.Барнаула не лишает права на льготное исчисление стажа работы в рабочем поселке до принятия вышеназванного постановления краевым советом народных депутатов.
На основании изложенного, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – стоматолога в Линейной больнице Барнаульского затона Обской центральной бассейновой поликлинике подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Решением пенсионного органа отказано во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевской райбольницы Территориально медицинского объединения, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Кущевская центральная районная больница» Шабанова С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера отделения скорой помощи Кущевской райбольницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевского ТМО.
В справке указаны сведения о переименовании больницы:
- на основании приказа краевого управления здравоохранения .... от ДД.ММ.ГГГГ № Кущевская райбольница с ДД.ММ.ГГГГ переименована Кущевское ТМО (территориально медицинское объединение),
- постановлением главы администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации структуры территориально – медицинского объединения .... и придании статуса юридического лица всем лечебно – профилактическим учреждением района» Кущевское ТМО ликвидировано,
- постановлением главы администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации муниципального лечебно – профилактического учреждения «.... больница» и его Устава» получила наименование МЛПУ «Скорая медицинская помощь»,
- постановлением главы администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Устава МК ЦРБ в новой редакции и о завершении реорганизации муниципальной системы органов здравоохранения ....» МЛПУ «.... больница» реорганизована в форме слияния к ней других МЛПУ района, в том числе МЛПУ «Скорая медицинская помощь» и имеет наименование МКЦРБ,
- постановлением главы .... № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав МК ЦРБ «Муниципальная Кущевская ЦРБ» переименована в МУЗ «Кущевская ЦРБ»,
- постановлением главы администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав МУЗ «Кущевская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ переименована в МБУЗ «Кущевская центральная районная больница».
Согласно справке администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ .... больница .... относится к сельской местности.
В соответствии со справками МБУЗ «Кущевская центральная районная больница» отделение скорой помощи являлось структурным подразделением Кущевской ЦРБ.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. названный список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2003 года N 160 предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему и передаче их выездным бригадам.
В соответствии с Положением "О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи" (приложение 11 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100) в его должностные обязанности входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др.
В соответствии с Положением "О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 11 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100) в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
После принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Согласно штатного расписания, представленного архивным отделом администрации Кущевского района, в Кущевской ЦРБ на 1990 год имелось отделение скорой помощи, в котором были следующие должности: старший фельдшер – 1, фельдшер диспетчер – 4,5, фельдшер (3 поста) - 13,5, итого – 19 ставок.
В штатном расписании имелось разделение должностей фельдшера диспетчера и фельдшера.
В период работы истца в 1990 году действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения … N 464 и по нему работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не требуется доказывание осуществления лечебной деятельности по оказанию медицинской помощи в отношении спорного периода.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – диспетчера отделения скорой помощи Кущевской райбольницы Территориально медицинского объединения подлежат включению в специальный стаж Шабановой С.Н. в льготном исчислении как работа в сельской местности.
Для исчисления периода работы как 1 год и 3 месяца имеются основания. Суду представлены документы от работодателя, что Кущевская районная больница относится в условиям работы в сельской местности.
Решением УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Приказом МУЗ «Городская поликлиника №» №-к от ДД.ММ.ГГГГ Шабанова С.Н. направлена на усовершенствование на ФУВ АГМУ на цикл «Терапевтическая стоматология» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Городская поликлиника №» Шабанова С.Н. была направлена на усовершенствование на базе ГОУ ВПО АГМУ на цикл «Стоматология терапевтическая» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом КГБУЗ «Городская поликлиника №, ....» № от ДД.ММ.ГГГГ Шабанова С.Н. направлена на цикл усовершенствование «Стоматология терапевтическая» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Шабановой С.Н. в материалы гражданского дела представлены свидетельства, дипломы, удостоверения, выданные ей и подтверждающее, что она в спорные периоды прошла курсы повышения квалификации, специализации по программе усовершенствования занимаемой должности. Направление на соответствующие учебные мероприятия было осуществлено работодателем с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Таким образом, подтвержден факт того, что повышение квалификации произведено по занимаемой должности медицинского работника.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Статьей 54 Основ РФ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 предусматривалось, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом, и обязанностью.
В силу положений ст. 187 ТК РФ (вступившего в действие с 1 февраля 2002 года), как и положениями ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее, предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный страховой стаж, поскольку за работником в эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохранялась средняя заработная плата и уплачивались взносы на государственное страхование, которые в настоящее время приравниваются к страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516).
Следовательно, время нахождения работника на обучении является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Трудовым кодексом РФ предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Суд также учитывает, что повышение квалификации по должности медицинского работника предусмотрено действующим законодательством и является обязательным условием осуществления данной трудовой деятельности. Вывод сделан судом с учетом анализа законодательства, применяемого в течение всего периода работы истца.
Таким образом, учитывая, что спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации приходятся на период ее работы в должности, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении страховой пенсии, что подтверждается трудовой книжкой, справками работодателя, решением пенсионного фонда, а также, принимая во внимание тот факт, что в данные периоды заработная плата сохранялась, выводы пенсионного органа о невозможности включения в специальный стаж указанных периодов нарушают права Шабановой С.Н.
В связи с изложенным позиция ответчика о том, что спорные периоды не относятся к периодам работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, судом признается несостоятельной.
Таким образом, периоды с 26 января 2004 года по 13 февраля 2004 года, с 28 апреля 2010 года по 28 мая 2010 года, с 1 апреля 2015 года по 29 апреля 2015 года подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии в календарном исчислении.
На основании изложенного, суд признает незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края от 25 апреля 2018 года №74.6.7 в части не включения спорных периодов в специальный стаж.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
С учетом периода, зачтенного ответчиком и включения судом спорных периодов, специальный стаж истца составляет менее 30 лет, что не дает Шабановой С.Н. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 21 февраля 2018 года.
Судом проверено то обстоятельство, что после принятия решения пенсионным фондом истец продолжила работать в должности дающей право на специальный стаж медицинского работника и при наступлении права на досрочную пенсию до вынесения решения судом могла претендовать на определение судом даты назначения пенсии с момента возникновения права.
Судом установлено, что с учетом включения всех спорных периодов, а также последующего после принятия решения пенсионным органом периода работы не имеется выработки специального стажа 30 лет.
В связи с чем, иск в части назначения пенсии не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Исходя из ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом разъяснений п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13).
В ходе судебного разбирательства сторона истца ссылается на внесение оплаты за юридические услуги в размере 3 000 руб. Несение расходов подтверждено договором, актом.
Учитывая существо данного конкретного дела, степень его сложности, объем выполненной представителем работы, количество участия в судебных заседаниях, составление процессуальных документов, активную позицию по защите интересов доверителя, осуществление действий по сбору доказательств, опровержению позиции ответчика, цены на данный вид услуг, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика 2 500 руб., полагая, что данный размер расходов соответствует требованиям разумности и справедливости. Оснований для взыскания в большем размере суд не усматривает.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ .... ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ .... ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░░░ 1 ░░░ ░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ .... ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ .... ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 2500 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
....
....