Гражданское дело №2-376/2024
68RS0001-01-2023-005173-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Заболотниковой О. А.
при секретаре Карташове А. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области к Анисимовой Ирине Владимировне, Клемешову Николаю Михайловичу о признании в части решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о признании решения общего собрания собственников, отраженных в протоколе общего собрания собственников многоквартирного <адрес>А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № под №№№,11, 12 и 13 недействительными.
В обоснование иска указав, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № собственниками приняты решения по следующим вопросам:
- заключение собственниками помещений в многоквартирном доме прямых договоров поставки газа во внутридомовое газовое оборудование – автономную газовую котельную, являющуюся общим имуществом собственников помещений (п.10 протокола);
- избрание лица, полномочного на подписание договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан от имени и в интересах всех собственников квартир многоквартирного дома (п.11 протокола);
- выбор способа определения объема потребляемого газа (п.12 протокола);
- определение размера и порядка начислений платы за потребляемый газ (п.13 протокола).
Однако, в указанном многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и отопление.
Принятые собственниками многоквартирного дома решения, указанные в вышеуказанных пунктах протокола не относятся к компетенции общего собрания собственников.
Кроме того, решение общего собрания, принятое по вопросам повестки дня общего собрания о выборе способа определения объема потребляемого газа, а также размера и порядка начислений платы за потребляемый газ противоречит действующему законодательству.
Считает решение общего собрания собственников, отраженные в протоколе и приняты по указанным выше вопросам не отнесенные к компетенции общего собрания и в соответствии с п.3 ст.181.5 ГК РФ является ничтожным.
Определением суда от 07.12.2023г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов».
Определением суда от 23.01.2024г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО УК Порядок.
Определением суда от 18.03.2024г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО"РКС-Тамбов".
Представитель истца Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А <адрес>, было принято решение о переходе в ООО «Управляющая компания «Порядок». В данном доме имеется «крышная» котельная, которая с использованием ресурса «холодная вода», «горячая вода» и «газ» производит коммунальную услугу «горячее водоснабжение» и «отопление», за данную коммунальную услуг должна отвечать непосредственно управляющая компания, в связи с тем, что это не является коммунальным ресурсом для использования для подогрева воды. Управляющая компания должна заключить договора, выставлять все в квитанциях, производить расчет по определенной формуле, поскольку это не относится к прямым договорам на поставку газа.
Ответчики, представитель 3-х лиц ООО УК Порядок, ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», ООО "РКС-Тамбов" в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку решение, принятое на собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, законное и обоснованное, так как жилищное законодательство не ограничивает собственников в заключении прямых договоров. Жилищный кодекс РФ не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договора, в связи с чем, переход на прямые договора, в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно подпункта 4.4. ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) <адрес> в соответствии с п.3.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет функции регионального государственного жилищного контроля (надзора) в <адрес>.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № собственниками приняты решения по следующим вопросам:
- заключение собственниками помещений в многоквартирном доме прямых договоров поставки газа во внутридомовое газовое оборудование – автономную газовую котельную, являющуюся общим имуществом собственников помещений (п.10 протокола);
- избрание лица, полномочного на подписание договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан от имени и в интересах всех собственников квартир многоквартирного дома (п.11 протокола);
- выбор способа определения объема потребляемого газа (п.12 протокола);
- определение размера и порядка начислений платы за потребляемый газ (п.13 протокола).
Управление многоквартирного дома осуществляет ООО «УК «Порядок», что подтверждается договором управления №/С10А/2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.157.2 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях, в том числе, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Наличие указанного порядка оказания коммунальных услуг предполагает отсутствии ресурсоснабжающей организацией, как лица, осуществляющего продажу итогового (произведенного) коммунального ресурса, поскольку для производства коммунальных услуг используются иные виды ресурсов, поставщики которых не несут ответственности за качество итогового ресурса, что делает невозможной реализацию положений ст.157.2 Жилищного кодекса РФ.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в многоквартирном <адрес>А по <адрес> отсутствует централизованное горячее водоснабжение и отопление.
Производство коммунальных услуг «отопление» и горячее водоснабжение» в указанном многоквартирном доме осуществляется с использованием автономной крышной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Для приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отопления многоквартирного дома в качестве коммунального ресурса используется холодная вода, поставку которой в жилой дом осуществляет ООО «РКС-Тамбов» и газ, поставку которого осуществляет газоснабжающая организация ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов».
Таким образом, ресусоснабжающие организации фактически осуществляют поставку коммунальных ресурсов в целях приготовления горячей воды и отопления посредством использования оборудования, относящегося к общему имуществу собственников многоквартирного <адрес>А по <адрес>.
Поскольку преобразование газа и холодной воды в коммунальные услуги «горячее водоснабжение» и «отопление» осуществляется внутри многоквартирного дома посредством использования оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению является только управляющая организация.
Согласно пп. «б» п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата №, потребителю могут быть предоставлены услуги: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Как разъяснено в абз.7 письма Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «О переходе теплоснабжающей организации на прямые договоры с потребителями для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению» - централизованной признается система, в которой оборудование, используемое для приготовления коммунальной услуги, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а находится в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
Таким исполнителем в силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Письма Минстроя № является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом и эксплуатацию общедомового имущества (управляющая компания) - ООО «УК «Порядок».
При этом Жилищный кодекс РФ и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не регулируют отношения по поставке жителям многоквартирных домов отдельных видов коммунальных ресурсов по нецентрализованной системе снабжения.
В этой связи, Минстрой в абз.18 Письма от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что жителями многоквартирных домов могут быть заключены прямые договоры на поставку коммунального ресурса в целях производства соответствующей коммунальной услуги только в отсутствии управляющей компании или на период, до заключения управляющей компанией договора управления многоквартирным домом.
Согласно выводам, изложенными в определении Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС20-18436 по делу №А17-8192/2019, жители домов с ресурсоснабжающей организацией не могут быть переведены на прямые договоры, поскольку жилищное законодательство (в частности, Правил предоставления коммунальных услуг №) не регулирует отношения по поставке отдельных видов коммунальных ресурсов жителям, а решения общих собраний участников о переходе на прямые договоры не могут преодолеть императивные требования жилищного законодательства, следовательно, являются недействительными.
Таким образом, у собственников многоквартирного <адрес>А по <адрес> отсутствуют правовые основаниям для перехода на прямые договоры снабжения коммунальными ресурсами, путем заключения договора на поставку коммунального ресурса (холодная вода, газ) в целях предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение» и не относится к компетенции общего собрания.
Разрешая требования о признании решения общего собрания в части: выбора способа определения объема потребляемого газа (п.12 протокола) и определения размера и порядка начислений платы за потребляемый газ (п.13 протокола) и признавая их недействительными, суд исходит из следующего:
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В силу пункта 3 статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в п.12,13 протокола является ничтожным, поскольку не входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>А по <адрес>, так как порядок определения размера и порядка начисления платы, в том числе и за потребляемый газ, установлены действующим законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области удовлетворить.
Признать недействительными п. 10, 11, 12 и 13 решения общего собрания собственников многоквартирного дома №10А по ул.Свободной г.Тамбова от 13.05.2023 года №1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.06.2024 года
Судья Заболотникова О.А.