Решение по делу № 2-1266/2023 от 03.08.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2023 года                                                                           г. Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Максимовой О.Н.,

при секретаре Буданове М.А.,

с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Тараканова П.А.,

представителя ответчика ГПОУ Тульской области «Узловский политехнический колледж» по доверенности Горбатова М.А.,

представителя третьего лица министерства образования Тульской области по доверенности Клоковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1266/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-001388-46) по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному профессиональному образовательному учреждению Тульской области «Узловский политехнический колледж», министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства,

установил:

истец обратился в суд с указанным иском к государственному профессиональному образовательному учреждению Тульской области «Узловский машиностроительный колледж», ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму было выявлено, что на объектах ответчика, расположенных по адреса: г. Узловая, ул. Заводская, д. 1 (4 категория опасности), ул. Трудовые резервы, д. 11 (3 категория опасности), г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13 (3 категория опасности) отсутствует оснащение системой наружного освещения по периметру их территорий, а, кроме того, объекты по адресам: ул. Трудовые резервы, д. 11 (3 категория опасности), г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13 (3 категория опасности) не оснащены охранной сигнализацией. Указал, что по результатам проверки в адрес ответчика было внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было рассмотрено, однако указанные нарушения не устранены до настоящего времени.

По изложенным основаниям просил обязать ответчика обеспечить оснащение указанных объектов системой охранной сигнализации и системой наружного освещения в срок до 31 декабря 2023 года.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены министерство образования и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, в последующем министерство образования исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. В связи с переименованием, наименование ответчика было изменено на государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Узловский политехнический колледж»

От ответчика государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Узловский политехнический колледж» поступил письменный отзыв, в котором он по заявленным исковым требованиям в части обязать обеспечить оснащение указанных объектов системой охранной сигнализации и системой наружного освещения не возражал, возражал лишь в части срока их исполнения до 31 декабря 2023 года, ссылаясь на то, что является бюджетным учреждением, финансируется путем выделения субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на обеспечение выполнения государственного задания и расходов на содержание недвижимого, особо ценного движимого имущества, а также затрат на уплату налогов. На текущую дату не запрашивал дополнительного финансирования у распорядителя бюджетных средств – министерства образования Тульской области по причине проведения в корпусах капитального ремонта ветхой электрической проводки, завершение которого в связи с выделением финансирования планируется на 2024 год. Просил продлить срок исполнения до 31 декабря 2025 года. В остальной части заявленные исковые требования признал.

В судебном заседании прокурор Тараканов П.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Узловский политехнический колледж» по доверенности Горбатов М.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Требования в части обязания устранить нарушения антитеррористического законодательства признал, возражал лишь относительно сроков выполнения необходимых работ.

Представитель ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил. Представил письменные пояснения, в которых указал, что объекты, указанные в исковом заявлении в настоящее время закреплены на праве оперативного управления за ГПОУ ТО «Узловский политехнический колледж». Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию. Просил в удовлетворении заявленных исковых требований к министерству отказать.

Представитель третьего лица министерства образования Тульской области по доверенности Клокова А.Б. в судебном заседании поддержала позицию ответчика. Указала, что бюджет на 2023 год был сформирован и утвержден в декабре 2022 года. Лимиты бюджетных обязательств были доведены до учреждения, были сформированы государственные задания и план финансово-экономической деятельности учреждения, исходя из чего осуществление мероприятий в 2023 году невозможно. Формирование бюджета на 2024 год началось летом этого года, заявки на финансирование учреждений уже собраны, бюджет сформирован и направлен в министерство финансов. Кроме того указала, что в связи с необходимостью проведения ремонтных работ по замене ветхой электрической проводки, проведение работ по установке системы наружного освещения может взаимоисключаться ввиду технических условий и выполняться разными подрядчиками. Также указала, что в образовательных учреждениях запрещено проведение работ во время занятий во избежание причинения вреда здоровью учащихся. Просила предоставить срок до 31 декабря 2025 года.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит следующему.

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

ГПОУ Тульской области «Узловский политехнический колледж» (далее Учреждение) является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Организационно-правовая форма Учреждения – государственное учреждение, тип Учреждения – бюджетное, тип образовательного Учреждения - профессиональная образовательная организация. Учреждение осуществляет свою деятельность по адресам: Тульская обл., г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13, Тульская обл., г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 11, Тульская обл., г. Узловая, ул. Заводская, д. 1А, Тульская обл., г. Узловая, ул. Красноармейская, д. 3, Тульская обл., г. Узловая, ул. Тульская, д. 1. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ГПОУ Тульской области «Узловский политехнический колледж» (далее Устав).

Согласно п. 5.6.2, 5.7 Устава Учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения. Учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке в том числе за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников Учреждения при реализации образовательной программы, в том числе практической подготовки обучающихся.

Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

П. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» были утверждены требования, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее Требования)

Согласно п. 2 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

П. 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с п.п. «в» и «г» п. 13 Требований к объектам (территориям) третьей категории опасности отнесены: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек, к объектам (территориям) четвертой категории опасности: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Положениями п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе мероприятия по оснащению объектов (территорий) системой наружного освещения (п.п «м»), а согласно п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих Требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (пп. «а»).

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Как следует из паспортов безопасности корпусам Учреждения, расположенным по адресам: Тульская обл., г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 11 присвоена 3 категория безопасности, корпусу, расположенному по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. Заводская, д. 1А 4 категория безопасности и с учетом этого определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

12 января 2023 года в ходе проведения Узловской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ГПОУ ТО «Узловский машиностроительный колледж» законодательства о противодействии терроризму, было выявлено, что на объектах ответчика, расположенных по адресам: г. Узловая, ул. Заводская, д. 1 (4 категории опасности), г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 11 (3 категории опасности) и г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13 (3 категории опасности) в нарушение положений Требований мероприятия по периодическому обходу и осмотру объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений в дневное время не проводится, не размещены номера телефонов территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, отсутствует оснащение системой наружного освещения по периметру их территорий, не организовано взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, а объекты ответчика, расположенные по адресам: г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 11 (3 категории опасности) и г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 13 (3 категории опасности) не оснащены охранной сигнализацией, а имеющаяся на объектах система видеонаблюдения не позволяет обеспечивать архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что подтверждается актом проверки, копия которого имеется в материалах дела.

По результатам указанной проверки 20 февраля 2023 ГПОУ ТО «Узловский машиностроительный колледж» было внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий им способствовавших.

Данное представление было рассмотрено с участием представителя Узловской межрайоной прокуратуры и 20 марта 2023 года дан ответ о том, что были приняты следующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений: установлен перечень мероприятий по организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями, номера телефонов территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ размещены на информационных стендах учреждения, установлено и используется в темное время суток освещение, расположенное по фасадам зданий учебных корпусов и отдельно стоящих хозяйственных построек, на 2023 год составлен план совместной деятельности с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, произведен ремонт системы видеонаблюдения, установленной в колледже, которая обеспечивает архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Кроме того, ответ содержит указание на то, что проведение мероприятий по дополнительному освещению объектов (территорий) и оснащению охранной сигнализацией требуют значительного дополнительного финансирования со стороны собственника имущества и (или) Учредителя. От Учреждения направлен запрос на выделение дополнительных средств на соответствующие мероприятия. Мероприятия будут проводиться при выделении соответствующего финансирования.

Отсутствие на момент рассмотрения дела оснащения объектов системами охранной сигнализации и наружного освещения ответчиком не оспаривалось.

Поскольку целью обращения прокурора в суд с данным иском является понуждение ответчика к своевременному принятию мер по обеспечению антитеррористической комплексной безопасности образовательного учреждения для защиты прав неопределенного круга лиц (учащихся, их законных представителей, сотрудников и посетителей образовательного учреждения) суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в этой части.

Определяя срок, в течение которого ответчик обязан совершить требуемые прокурором действия, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пп. «е» п.11 Требований к защищенности объекта, определенные комиссией по обследованию и категорированию объекта необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории, осуществляются с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Учитывая указанные обстоятельства, проведение на объектах ответчика капитального ремонта ветхой электрической проводки, а также положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми обеспечение муниципальных нужд осуществляется исключительно на основе контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг после проведения соответствующих конкурсных процедур, требующих значительных финансовых и временных затрат, суд соглашается с доводами представителей ответчика и третьего лица о невозможности исполнения требований истца в заявленный срок и устанавливает ответчику срок выполнения мероприятий до 30 сентября 2024 года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному профессиональному образовательному учреждению Тульской области «Узловский политехнический колледж», министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства удовлетворить частично.

Обязать государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Узловский политехнический колледж» обеспечить оснащение объектов (территорий) расположенных по адресам: Тульская область, город Узловая, улица Трудовые резервы, дом 11, Тульская область, город Узловая, улица Трудовые резервы, дом 13 системой охранной сигнализации в срок до 30 сентября 2024 года.

Обязать государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Узловский политехнический колледж» обеспечить оснащение объектов (территорий) расположенных по адресам: Тульская область, город Узловая, улица Трудовые резервы, дом 11, Тульская область, город Узловая, улица Трудовые резервы, дом 13 и Тульская область, город Узловая, улица Заводская, дом 1а системой наружного освещения в срок до 30 сентября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                               Максимова О.Н.

2-1266/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Узловский межрайонный прокурор
Ответчики
ГПОУ ТО "Узловский политехнический колледж"
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Министерство образования Тульской области
Суд
Узловский городской суд Тульской области
Судья
Максимова Олеся Николаевна
Дело на сайте суда
uzlovsky.tula.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Подготовка дела (собеседование)
17.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2023Предварительное судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Дело оформлено
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее