Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Пинтаевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанности по принятию мер к обращению с заявлением о постановке гидротехнического сооружения на учёт в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кижингинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанности по принятию мер к обращению с заявлением о постановке гидротехнического сооружения на учёт в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Иск мотивирован тем, что в ходе проверки установлено, что на территории МО «Кижингинский район» в <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, расположено гидротехническое сооружение защитная дамба. Указанное гидротехническое сооружение собственника не имеет, на учёт не поставлено. Поскольку орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества в качестве бесхозяйного, а вышеуказанное гидротехническое сооружение, расположенное в границах муниципального района, является объектом повышенной опасности и в случае ненадлежащей организации его эксплуатации может повлечь стихийные бедствия. Обязанность по признанию гидротехнического сооружения -защитной дамбы бесхозяйной возложена на МО «Кижингинский район». В связи с чем, органу местного самоуправления МО «Кижингинский район» необходимо принять меры к обращению с заявлением о постановке вышеуказанного гидротехнического сооружения на учёт в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать администрацию МО «Кижингинский район» обратиться с заявлением о постановке гидротехнического сооружения защитной дамбы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на учёт в качестве бесхозяйной в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Кижингинского района Республики Бурятия Ентаева А.В. поддержала исковое требование по доводам искового заявления.
Представитель ответчика администрации МО «Кижингинский район» и третьего лица МКУ «Комитет по инфраструктуре» администрации МО «Кижингинский район», заместитель начальника отдела земельных и имущественных отношений МКУ «Комитет по инфраструктуре» Жалсанов Ж.Ж., действующий по доверенности, в судебном заседании согласился с исковым требованием и с указанным прокурором сроком исполнения решения суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по доверенности Цыренов В.В. не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Как установлено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приведенная правовая норма, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе с бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учёт в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию, но не предусматривает обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество, без установления всех обстоятельств его ведомственной принадлежности, круга юридических лиц (органов исполнительной власти), ответственных за эксплуатацию гидротехнических сооружений.
В данном случае судом не разрешается вопрос, связанный с признанием права собственности за муниципальным образованием на бесхозяйную недвижимую вещь - гидротехническое сооружение защитную дамбу, а только разрешается требование о понуждении орган местного самоуправления в силу закона обратиться с заявлением о постановке данного имущества на кадастровый учёт в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Из материалов дела следует, что администрация МО «Кижингинский район», расположенная по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район, с.Кижинга, ул.Коммунистическая, д. 12, согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрирована в качестве юридического лица 7 апреля 1999 г., основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросам общего характера.
На территории МО «<адрес>» в <адрес>, кадастровый номер земельного участка <адрес>, расположено гидротехническое сооружение защитная дамба. Категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для размещения гидротехнических сооружений. Правообладателем данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является МКУ «Комитет по инфраструктуре» администрации МО «Кижингинский район».
Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Комитет по инфраструктуре» администрации муниципального образования «Кижингинский район», утвержденного постановлением главы МО «Кижингинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем комитета является администрация МО «Кижингинский район» Республики Бурятия, основным видом деятельности комитета является деятельность органа местного самоуправления по управлению вопросов общего характера.
Указанное гидротехническое сооружение собственника не имеет, на учёт не поставлено, что следует из выписки из ЕГРН от 30 октября 2024 г.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ г., сведения об указанном объекте отсутствуют.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия направило ответ об отсутствии информации о данной защитной дамбе.
Согласно сведениям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальское управление от ДД.ММ.ГГГГ, защитная дама, расположенная на земельном участке № по адресу: <адрес>, в Российском регистре гидротехнических сооружений не зарегистрирована, числиться в Перечне поднадзорных Забайкальскому управлению Ростехнадзора гидротехнических сооружений, в «Перечне бесхозяйных гидротехнических сооружений Забайкальского управления Ростехнадзора», данное ГТС не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался. Правообладателем данного земельного участка является администрация МО «Кижингинский район». Цель возведения данной защитной дамбы- защита от наводнений и негативного воздействия вод реке <адрес>. Дамба к реке <адрес> примыкания не имеет, расположена между рекой <адрес> и границами села <адрес>.
Данное гидротехническое сооружение не находится в республиканской и федеральной собственности, что подтверждается сведениями Министерства имущественных отношений Республики Бурятия и МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Поскольку сведения о собственнике спорного гидротехнического сооружения, находящегося на территории МО «Кижингинский район», отсутствуют, орган местного самоуправления должен выполнить предусмотренную нормой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке данного имущества на кадастровый учёт в качестве бесхозяйного.
Несмотря на согласие представителя ответчика с иском, администрацией района длительное время не разрешался данный вопрос о постановке на кадастровый учёт защитной дамбы, в связи с чем, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению, поскольку в последующем необходимо будет определить собственника гидротехнического сооружения для исполнения им обязанности, в том числе по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, принятию мер к созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для организации его эксплуатации согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях исполнения законов, действующих на территории РФ, поскольку выявленное нарушение федерального законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, а именно жителей <адрес> на охрану их жизни и здоровья в связи с ненадлежащей эксплуатацией гидротехнического сооружения, что может повлечь стихийные бедствия.
Определяя срок в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течении которого ответчик должен исполнить решение суда, суд соглашается с доводом прокурора по определению указанного им срока, данный срок является достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░