УИД: 61RS0023-01-2024-000072-80
дело № 33-19655/2024
Судья Черныш О.Г. дело № 2-1212/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Пискловой Ю.Н.,
судей Минасян O.K., Панченко Ю.В.,
при секретаре Сагакян С.Н
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к Администрации города Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, третьи лица: Министерство ЖКХ по Ростовской области, ООО «Экострой-Дон», об обязании выделить денежные средства, устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 6 июня 2024 г. Заслушав доклад судьи Минасян О.К., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, ссылаясь на то, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области по обращению гражданина о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с твердыми коммунальными отходами в месте накопления твердых коммунальных отходов проведено обследование территорий контейнерных площадок по следующим адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН В результате обследования были выявлены нарушения.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, размещенному на официальном сайте Администрации города Шахты, собственником указанных мест (площадок) накопления ТКО является Администрация города г. Шахты.
В соответствии с п.1.3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Шахты, утвержденных Решением городской Думы г. Шахты от 30.07.2019 №565, организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Шахты на подведомственных территориях осуществляет МУП «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
В целях устранения выявленных нарушений ТО Роспотребнадзора по Ростовской области выдано предписание (per. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.09.2023) с предложением устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, на что от Администрации г. Шахты получен ответ (вх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.11.2023) о невозможности устранения выявленных нарушений в связи с дефицитом бюджета на фоне сложной экономической обстановки.
Администрацией города и Департаментом городского хозяйства нарушения, отраженные в представлении, полностью не устранены, свалочные очаги не ликвидированы, контейнерные площадки не обустроены.
На основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд обязать Администрацию г. Шахты в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты, а также приведения контейнерных площадок в соответствие с п. 3, п.17 СанПин 2.1.3684-21 в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по: обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (установить ограждение, обеспечить твердое покрытие), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов; обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (установить ограждение), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов; обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНустановить ограждение, обеспечить твердое покрытие), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов; ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов около контейнерных площадок, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 15.02.2024, по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Департамент городского хозяйства» Администрации г. Шахты.
Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 28.03.2024, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ООО «Экострой-Дон»
Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 17.04.2024, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство ЖКХ по Ростовской области.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 6 июня 2024 г. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к Администрации г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Шахты в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты, а также приведения контейнерных площадок в соответствие с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21 в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд обязал МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по:
- обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (установить ограждение, обеспечить твердое покрытие), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов;
- обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (установить ограждение), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов;
- обустройству контейнерной площадки в соответствии с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (установить ограждение, обеспечить твердое покрытие), ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов;
- ликвидировать несанкционированные свалочные очаги отходов около контейнерных площадок, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
С вынесенным определением не согласилась Администрация г. Шахты, в связи с чем была подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене принятого судебного акта и отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Шахты.
В обоснование доводов жалобы апеллянт выражает несогласие с выводами суда и указывает на то, что Администрация г. Шахты является учреждением и собственных денежных средств не имеет, а как орган местного самоуправления исполняет обязанности за счет средств местного бюджета, иных источников, которые составляют финансовую основу местного самоуправления. При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства исполнение бюджета осуществляется в рамках лимитов, установленных бюджетной росписью.
Автор жалобы полагает, что требования к Администрации г. Шахты направлены на вмешательство в бюджетный процесс и могут быть исполнены только при нецелевом использовании бюджетных средств, что влечет применение мер ответственности.
В соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, принимая во внимание положения о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, ответчика, третьего лица.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 3271 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области по обращению граждан проведено обследование территорий контейнерных площадок по следующим адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в г. Шахты от 12.02.2023 № 11.2-01/17026 установлено, что контейнерные площадки в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не обустроены в соответствии с действующим законодательством, а также около них расположены свалочные очаги коммунальных отходов. Данный факт при рассмотрении дела сторонами не оспаривался.
Несанкционированные очаговые навалы мусора, расположенные по вышеуказанным адресам, представляют собой объект эпидемического и экологического риска, создают угрозу распространения инфекционных заболеваний.
Из положений Устава «Города Шахты» следует, что Администрация г. Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета, и в ее компетенцию входит выделение средств на ликвидацию свалок мусора, а также на обустройство контейнерных площадок, однако, Администрация г. Шахты с заявкой на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не обращалась.
Согласно п. 5.1.59 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты обязанность по вывозу несанкционированных свалок на территории г. Шахты возложена органом местного самоуправления на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст.ст. 8, 21, 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и исходил из того, что работы по ликвидации свалок мусора, обустройству контейнерных площадок должны быть организованы и осуществлены МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, исходя из целей деятельности и полномочий указанного учреждения, предусмотренных его уставом. При этом Администрация г. Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета.
Вместе с тем суд отметил, что обстоятельства отсутствия у ответчиков денежных средств не являются основаниями для освобождения их от исполнения установленных законом обязанностей.
Судебная коллегия в целом соглашается с такими выводами суда, однако полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о неправомерности вмешательства в финансовую деятельность муниципального образования и направлено на вмешательство в бюджетный кодекс.
Вместе с тем, с выводами суда в части обязания Администрации г. Шахты выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов и приведения контейнерных площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства, судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования "Город Шахты" - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы N 106 от 08.11.2005 (далее - Устав), проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации города Шахты в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, администрация г. Шахты является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию дорог в г. Шахты. При этом главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.
При этом понуждение Администрации г. Шахты к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на Администрацию г. Шахты обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение городской думой местного бюджета, выполнение иных организационных вопросов, требования об обязании Администрации г. Шахты выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты, а также приведение контейнерных площадок в соответствие с п. 3, п. 17 СанПин 2.1.3684-21 в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах принятое по данному делу решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене в части удовлетворения указанных исковых требований, заявленных к Администрацию г. Шахты, с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 6 июня 2024 г. в части обязания Администрации г. Шахты выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты, а также приведения контейнерных площадок в соответствие с СанПин 2.1.3684-21 в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отменить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к Администрации г. Шахты об обязании Администрации г. Шахты в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты, а также приведение контейнерных площадок в соответствие с п. 3, п.17 СанПин 2.1.3684-21 в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13.12.2024.