Председательствующий по делу Дело № 33-4051/2021
судья Салбуков К.В. (в суде 1 инст. № 2-1034-2021)
УИД 75RS0015-01-2021-001683-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.
судей краевого суда Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.
с участием прокурора Чадовой Е.А.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 декабря 2021 года гражданское дело по иску Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности принять меры к устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ ИК №10 УФСИН России по Забайкальском краю Степанова А.Б.
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10, а именно:
- привести уровень искусственного освещения в отряде № 1 (жилой секции), в отряде № 2 (жилой секции), в отряде № 3 (жилой секции), в отряде № 4 (на втором этаже в комнатах 201, 203, 204, 207, 208, 209; на 3 этаже: 301, 302, 303, 304, 305, 307, 308, 309), в отряде № 5 (на 4 этаже в комнатах: 401, 402, 403, 404, 407, 408, 409); в ОСУОН (в секции ночного пребывания); в карантине ФКУ ИК-10 (в жилых секциях № 1 и 2); в жилых секциях ИУ ФКП № 2,3,4,6,7; в карантине ИУ ФКП ФКУ ИК-10 (для осужденных мужского пола) в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 150 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-10 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камерах ПКТ ФКУ ИК-10 № 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19, в камере ШИЗО ИУ ФКП ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в обеденном зале столовой ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 200 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете МЧ ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-10, в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.
В случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-10, обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю, провести расчет потребности в денежных средствах, которую направить в УФСИН России по Забайкальскому краю, а последнюю направить указанную потребность в финансировании во ФСИН России.
Обязать УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в медицинской части № 2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, а именно:
- в кабинете амбулаторного приёма (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-281 лк., точка 2-215 лк., точка 3-150 лк.; в палатах МЧ-6 (при номе в 300 лк.) палата № 1 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-101 лк., точка 2-104 лк., точка 3 - 32 лк.; палата № 2 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-35 лк., точка 2-31 лк., точка 3-24 лк.; палата № 3 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-7лк., точка 2-7 лк., точка 3 - 9 лк.
- привести уровень искусственного освещения в кабинете амбулаторного приёма МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в палатах МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75 № 1,2,3 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете лаборатории МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в перевязочном кабинете МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в процедурном кабинете МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в кабинете стоматолога МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75 в соответствие со значениями, установленным санитарно- гигиеническими нормативами - 500 лк.;
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казённым учреждением «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10, а именно:
- привести уровень искусственного освещения, при установленных лампах накаливания (при норме в 150 лк.): в отряде № 1 (жилой секции), в отряде № 2 (жилой секции), в отряде № 3 (жилой секции), в отряде № 4 (на втором этаже в комнатах 201, 203, 204, 207, 208, 209; на 3 этаже: 301, 302, 303, 304, 305, 307, 308, 309), в отряде № 5 (на 4 этаже в комнатах: 401, 402, 403, 404, 407, 408, 409); в ОСУОН (в секции ночного пребывания); в карантине ФКУ ИК-10 (в жилых секциях № 1 и 2); в жилых секциях ИУ ФКП № 2, 3, 4, 6, 7; в карантине ИУ ФКП ФКУ ИК-10 (для осужденных мужского пола) в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 150 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-10 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камерах ПКТ ФКУ ИК-10 № 10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19, в камере ШИЗО ИУ ФКП ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в обеденном зале столовой ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 200 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете МЧ ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-10, в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами – 300 лк.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, обратился с иском в суд ссылаясь на то, что Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края совместно со специалистами ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России в январе 2021 года проведена проверка соблюдения санитарного законодательства на предмет соответствия условий содержания стандартам освещенности. В ходе проверки были выявлены нарушения в помещениях ФКУ ИК-10 санитарных правил и гигиенических нормативов в части стандартов освещенности. В связи с чем прокурор просил суд обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10, а именно:
- привести уровень искусственного освещения: освещённость составила: при установленных лампах накаливания (при норме в 150 лк.): в отряде № 1 (жилой секции), в отряде № 2 (жилой секции), в отряде № 3 (жилой секции), в отряде № 4 (на втором этаже в комнатах 201, 203, 204, 207, 208, 209; на 3 этаже: 301, 302, 303, 304, 305, 307, 308, 309), в отряде № 5 (на 4 этаже в комнатах: 401, 402, 403, 404, 407, 408, 409); в ОСУОН (в секции ночного пребывания); в карантине ФКУ ИК-10 (в жилых секциях № 1 и 2); в жилых секциях ИУ ФКП № 2,3,4,6,7; в карантине ИУ ФКП ФКУ ИК-10 (для осужденных мужского пола) в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 150 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-10 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камерах ПКТ ФКУ ИК-10 № 10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19, в камере ШИЗО ИУ ФКП ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в обеденном зале столовой ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 200 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете МЧ ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-10, в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.
В случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-10, обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю, провести расчет потребности в денежных средствах, которую направить в УФСИН России по Забайкальскому краю, а последнюю направить указанную потребность в финансировании во ФСИН России.
Обязать УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в медицинской части № 2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, а именно: в кабинете амбулаторного приёма (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-281 лк., точка 2-215 лк., точка 3-150 лк.; В палатах МЧ-6 (при номе в 300 лк.) палата № 1 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-101 лк., точка 2-104 лк., точка 3 - 32 лк.; палата № 2 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-35 лк., точка 2-31 лк., точка 3-24 лк.; палата № 3 (МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75) точка 1-7 лк., точка 2-7 лк., точка 3 - 9 лк.
- привести уровень искусственного освещения в кабинете амбулаторного приёма МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в палатах МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75 № 1,2,3 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете лаборатории МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в перевязочном кабинете МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в процедурном кабинете МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75, в кабинете стоматолога МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-75 в соответствие со значениями, установленным санитарно- гигиеническими нормативами - 500 лк.;
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казённым учреждением «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10, а именно:
- привести уровень искусственного освещения: освещённость составила: при установленных лампах накаливания (при норме в 150 лк.): в отряде № 1 (жилой секции), в отряде № 2 (жилой секции), в отряде № 3 (жилой секции), в отряде № 4 (на втором этаже в комнатах 201, 203, 204, 207, 208, 209; на 3 этаже: 301, 302, 303, 304, 305, 307, 308, 309), в отряде № 5 (на 4 этаже в комнатах: 401, 402, 403, 404, 407, 408, 409); в ОСУОН (в секции ночного пребывания); в карантине ФКУ ИК-10 (в жилых секциях № 1 и 2); в жилых секциях ИУ ФКП № 2, 3, 4, 6, 7; в карантине ИУ ФКП ФКУ ИК-10 (для осужденных мужского пола) в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 150 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-10 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камерах ПКТ ФКУ ИК-10 № 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19, в камере ШИЗО ИУ ФКП ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в обеденном зале столовой ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 200 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в ФКУ ИК-10 в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами - 300 лк.;
- привести уровень искусственного освещения в кабинете МЧ ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-10, в соответствие со значениями, установленным санитарно-гигиеническими нормативами – 300 лк. (л.д. 4-15).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 68-74).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ ИК №10 УФСИН России по Забайкальском краю Степанов А.Б. выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на п. 5.2 «ГОСТ 24940-2016. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности» указывает, что результаты измерения уровня освещенности в ФКУ ИК-10, представленные суду, не являются объективными, так как процедура измерения уровня освещенности была нарушена. На сегодняшний день невозможно достоверно установить, были ли на момент проведения измерений чистыми светильники, все ли лампы были исправны и прочее. Суд не принял во внимание положения законодательства, регулирующие деятельность уголовно-исполнительной системы. В соответствии с приказом ФКУ ИК-10 № 154 от 12.03.2021 года «Об утверждении распорядка дня», приложением № 2 установлен распорядок дня ОСУОН. Так, с 22.00 до 06.00 часов, для осужденных предусмотрен непрерывный сон, во время которого они находятся в секции ночного пребывания. В секции ночного пребывания осужденные находятся только в установленные часы (с 22.00 до 06.00 часов). Все остальные мероприятия в соответствии с распорядком дня, осуществляются в дневной секции ОСУОН, в которой уровень освещенности должен отвечать требованиям санитарного законодательства. В связи с чем, полагает, что требование истца в части обеспечения уровня искусственного освещения в 150 лк в ночной секции ОСУОН являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Кроме того, ссылается на п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», указывает, что в ФКУ ИК-10 содержаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем, требования истца привести уровень искусственного освещения в кабинетах школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в 300 люкс также не подлежали удовлетворению судом первой инстанции. Просит решение суда о возложении обязанности на ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении отменить (л.д. 84-85).
ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявило, об отложении дела не просило.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав прокурора Чадову Е.А. о законности постановленного судом решения, представителя УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России по Забайкальскому краю Степанову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 января 2021 г. старшим врачом по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Сидаком В.Е. совместно со старшим помощником прокурора Читинского прокурора но надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Решетниковым И.М. была проведена проверка температурного режима и уровня искусственной освещенности на объектах ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю. В результате проведенной проверки были выявлены нарушения требований СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», подробно изложенные в обжалуемом решении.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам инструментальных измерений параметров микроклимата и уровня искусственного освещения старшего врача по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Сидак В.Е., докладной запиской прокурора Читинского прокурора но надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Решетниковым И.М., представлением об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 18.01.2021.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь требованиями статей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 1 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1).
ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
С учетом приведенных положений законодательства, суд установив на основании представленных прокурором допустимых доказательств нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при содержании осужденных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю правомерно возложил на данное учреждение обязанность по устранению данных нарушений, а ФСИН России - обязанность по финансовому обеспечению исполнения данных обязанностей.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Приведенные ответчиком доводы повторяют их правовую позицию по делу, выраженную в возражениях на иск, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в апелляционном порядке обжалуемого решения.
Действующее национальное и международное законодательство призвано обеспечить гуманные условия для отбывания наказания осужденным лицам.
В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В силу положений статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы". Данной инструкцией надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории.
Настоящей Инструкцией определяется порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений (за исключением ИТСО) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС.
Правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить в том числе и надлежащие санитарно-гигиенические и культурно-бытовые условия.
В соответствии с п. 14.13 Инструкции освещенность помещений жилых и вспомогательных зданий должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95. Порядок пользования освещением определяется начальником учреждения. В общежитии освещение разделяется на рабочее и дежурное. Дежурное освещение оставляется в часы сна в спальных помещениях, коридорах и на лестницах. При керосиновом дежурном освещении лампы должны гореть полным светом. У входа в общежития, в санитарных узлах с наступлением темноты и до рассвета поддерживается полное освещение.
В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк, в комнатах учебных заведений от 300 Лк.
При разрешении спора установлен факт несоответствия освещенности проверяемых помещений ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю, указанных в справке старшего врача по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Сидак В.Е. от 25 января 2021 г. санитарно-эпидемиологическим требованиям Таблицы № 1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что процедура измерения уровня освещенности была нарушена и на сегодняшний день невозможно достоверно установить, были ли на момент проведения измерений чистыми светильники, все ли лампы были исправны и прочее не заслуживает внимания судебной коллегии, поскольку допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждена.
Составленная 25 января 2021 г. старшим врачом по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Сидаком В.Е. совместно со старшим помощником прокурора Читинского прокурора но надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Решетниковым И.М. справка по результатам проверки температурного режима и уровня искусственной освещенности на объектах ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю ответчиком в установленном порядке оспорена не была.
Кром того, на основании данной справки прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Забайкальского края были 18 января 2021г. и 26 февраля 2021 г. в адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю внесены представления об устранении нарушений уголовно -исполнительного законодательства в частности по освещенности помещений (л.д. 28-29, 34-36). Как следует из ответов на данные представления за подписью начальника исправительного учреждения, ответчик нарушения в части несоблюдения нормативов освещенности признавал и указывал, что по данным недостаткам направлены заявки на выделение денежных средств для устранения выявленных санитарным врачом нарушений. К ответам были приложены заявки на выделение средств в адрес начальника УФСИН России ( л.д. 30-33, 37-41).
Ссылка в жалобе на то, что п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», регламентирующий установление уровня искусственного освещения для детей дошкольного возраста, не применим при рассмотрении настоящего спора, поскольку в ФКУ ИК-10 содержаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем, требования истца привести уровень искусственного освещения в кабинетах школы ГКОУ «ГКЦО» № 1,2,3,5,6,7 в 300 люкс отклоняется судебной коллегией как несостоятельная, поскольку на данный нормативный акт суд в своем решении не ссылался.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон и на ответчика обоснованна судом возложена обязанность принять меры к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-10. Доводов, которые могли бы повлиять на содержание решения суда первой инстанции, истцом в апелляционной жалобе не представлено, изложенные в ней обстоятельства не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а направлены на переоценку исследованных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 января 2022 г.