Судья ФИО1 Дело № 33-3116-2019 г.
№ 2-485/2019
46RS0012-01-2019-000644-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 1 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Лобковой Е.А.
и судей Чупрыной С.Н., Журавлёва А.В.,
при секретаре Крюковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Рустамова М.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонному) о признании права на назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии, поступившее с апелляционной жалобой ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонного) на решение Курчатовского городского суда Курской области от 1 июля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Рустамова М.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии удовлетворить частично.
Признать право на страховую пенсию и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курчатове Курской области (межрайонное) включить в страховой стаж Рустамову М.К. период службы в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период учёбы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> шёлккомбинате авровых тканей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МГП «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Рустамова М.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Курчатове Курской области (межрайонное) в пользу Рустамова М.К. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
Рустамов М.К. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонному) о признании права на назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии, указывая, что решением учреждения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемых продолжительности страхового стажа (подтверждено 5 лет 10 месяцев 9 дней) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (имеется 7,145).
Просил признать за ним право на назначение страховой пенсии, включить в страховой стаж периоды службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учёбы в техучилище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в <данные изъяты> шёлккомбинате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в МГП «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонное) просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Рустамов М.К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонного) по доверенности Кузнецовой А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Рустамова М.К. по доверенности Калиничева С.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии.
В силу ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет. С 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи - об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно требований пп. 1 ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рустамов М.К. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонному) о назначении страховой пенсии.
Решением пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ № Рустамову М.К. было отказано в назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа (подтверждено 5 лет 10 месяцев 9 дней; требуется не менее 9 лет) и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (имеется пенсионный коэффициент 7,145; требуется не менее 13,8). Не были включены в страховой стаж периоды прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учёбы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> шёлккомбинате авровых тканей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в МГП «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рустамов М.К. был зачислен на военную службу в войсковую часть полевая почта №, ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы.
В написании в военном билете истца имени и отчества как «<данные изъяты>» были допущены ошибки. Вместе с тем указанные дата и место рождения совпадают с датой и местом рождения истца, в графе семейное положение указана супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в учётно-послужной карточке к военному билету мать Рустамова М.К. указана - ФИО3. (сокращённо), а отец– ФИО4, в свидетельстве о рождении истца отец указан – ФИО4, а мать - ФИО3. Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что военный билет принадлежит истцу и указанные ошибки не могут ограничивать его права на пенсию.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рустамов М.К. обучался в <данные изъяты> техническом училище №, в аттестате № от ДД.ММ.ГГГГ также ошибочно указано имя истца «<данные изъяты>».
В трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Рустамова М.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеются записи о том, что он состоял на службе в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> шёлккомбинате авровых тканей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в МГП «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>.
Согласно требований части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
В соответствии со статьёй 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
С учётом приведённых положений Соглашения от 13.03.1992 г. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> шёлккомбинате авровых тканей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МГП «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подлежат включению в страховой стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы в части оспаривания включения в страховой стаж приведённых периодов работы со ссылкой на отсутствие ответов из компетентного органа Республики Узбекистан в подтверждение этого стажа несостоятельны. Данные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке истца, которым судом дана правильная оценка как достоверным и достаточным доказательствам.
Утверждение ответчика о необоснованности включения в страховой стаж периода обучения в <данные изъяты> также не может быть принято во внимание, поскольку действующим в этот период Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 предусматривалось включение в общий стаж работы обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
С учётом включённых периодов у Рустамова М.К. имеется требуемый стаж 9 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент 13,8. При данных обстоятельствах суд пришёл к правильному и обоснованному выводу о назначении истцу страховой пенсии.
В связи с изложенным оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курчатовского городского суда Курской области от 1 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: