Дело № 2-601/2023
47RS0011-01-2022-002412-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 14 июня 2023 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.,
при секретаре Темирхановой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступакова Михаила Сергеевича к местной администрации МО Большеижорское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Ступаков М.С. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградский область с названным иском, указав в обоснование, что является собственником земельного участка площадью 195 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Истец также указал, что право собственности на вышеуказанный участок перешло к истцу в порядке наследования в 2019 года. Ранее на земельном участке был расположен жилой дом площадью 13, 3 кв.м, 1948 года постройки, кадастровый №, который со временем пришел в состояние непригодного проживания.
31 июля 2020 года дом был снят с кадастрового учета.
11 марта 2021 года истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, приложив все необходимые документы.
27 марта 2021 года получил уведомление № КУВД-001/2021-8806494/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что объект учета попадает в зону с особыми условиями использования территории – Запретная зона при военном складе – Запретная зона военного объекта войсковой части 55443 (реестровый номер границы – №), в которой согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условия использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Сведения о запретной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия Управления Росреестра по Ленинградской области и Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2018 № 675 - 12.01.2021 года.
Истцу было предложено предоставить в регистрирующий органы документ от федерального органа исполнительной власти о разрешении нахождения данного объекта в территориальной зоне военного объекта.
Также истец указал, что на запрос направленный Министерство Обороны РФ получил ответ, в котором указано, что Департамент не вправе выдавать специальные разрешения. Предусмотренные п.10 Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условия использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
С учетом того, что собственником земельного участка истец стал с 2019 года, дом построил в 2020 году, то есть до внесения сведений о запретной зоне, истец просит признать за ним право собственности на жилой дом, площадью 81,0 кв. м. расположенный по адресу: <адрес>, Большеижорское городское поселение, <адрес> на земельном участке с кадастровым №.
Истец в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Казаковой Н.В.
Представитель истца Казакова Н.В., действующая на основании доверенности настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика администрация МО Большеижорское городское поселение Белова Т.А., действующая на основании доверенности от 17.01.2023 года, выданной сроком до 31 декабря 2023 года в судебном заседании не возражала по иску.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Министерство обороны РФ, представителя в суд не направили, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, об отложении слушания дела не просили.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ступаков М.С. является собственником земельного участка площадью 195 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, МО «Большеижорское городское поселение», <адрес>.
Право собственности на вышеуказанный участок перешло к истцу в порядке наследования в 2019 года. Ранее на земельном участке был расположен жилой дом площадью 13,3 кв.м, 1948 года постройки, кадастровый №, который со временем пришел в состояние непригодного проживания.
31 июля 2020 года вышеуказанный дом был снят с кадастрового учета.
11 марта 2021 года истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>, Большеижорское городское поселение, <адрес>, приложив все необходимые документы.
27 марта 2021 года получил уведомление № № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что объект учета попадает в зону с особыми условиями использования территории – Запретная зона при военном складе – Запретная зона военного объекта войсковой части 55443 (реестровый номер границы – №), в которой согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условия использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Сведения о запретной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия Управления Росреестра по Ленинградской области и Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2018 № 675 - 12.01.2021 года.
Истцу было предложено предоставить в регистрирующий органы документ от федерального органа исполнительной власти о разрешении нахождения данного объекта в территориальной зоне военного объекта.
23.06.2021 года Министерство Обороны РФ от 23.06.2021 года направило ответ в адрес истца о том, что Департамент не вправе выдавать специальные разрешения. Предусмотренные п.10 Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условия использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условия использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств. Поэтому размещение (строительство) объектов недвижимости юридических и физических лиц возможно только после получения ими согласования осуществления хозяйственной деятельности, возможности нахождения объекта капитального строительства, выданного уполномоченным органом, в ведении которого находится военный объект, с обязательным указанием на отсутствие факторов, создающих угрозу его безопасности и бесперебойному функционированию в запретной зоне военного объекта войсковой части 55443.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 218, статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 и подпункта 5 пункта 5 статьи 27, пунктом 2 и пунктом 3 статьи 87, пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
К землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся, в частности, земли обороны и безопасности.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 4, пунктом 12 указанного Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Установлен запрет на территории запретной зоны строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 10 - 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в графе «особые отметки», имеются сведения об ограничениях (обременениях): ограничение прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; срок действия с 24 марта 2022 года; реквизиты документа-основания: документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении или изменении территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территории, либо об отмене установления такой зоны от 07.12.2020 года № PVD-0123/2020-21529; иной документ, содержащий описание объекта от 05.12.2020 года № PVD-0123/2020-21528.
Истец является собственниками земельного участка с 23.08.2019 года, дом возвел в 2020 году, то есть до внесения сведений о запретной зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Истцом в материалы дела представлено Экспертное заключение № 18/2023 по определению технического состояния жилого здания, расположенного на земельном участке КН №, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> заключение подготовлено АНО «Центр Независимой экспертизы, оценки и сертификации».
По результатам исследования экспертная организация пришла к выводу, что техническое состояние жилого здания, расположенного на земельном участке КН №, по адресу: <адрес>, <адрес>", <адрес> соответствует, установленным действующим законодательством требованиям, предъявляемым к надежности и безопасности жилого здания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ступакова Михаила Сергеевича удовлетворить.
Признать за Ступаковым Михаилом Сергеевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
право собственности на жилой дом, общей площадью 81,0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2023 года.
Судья Н.Н. Михайлова