Решение по делу № 5-745/2021 от 02.02.2021

Дело      КОПИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 февраля 2021 года                              г. Челябинск

Судья Калининского районного суда г. Челябинска Ермакова С.О.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Овечкиной А.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Егорова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Челябинск ул. Каслинская, д. 42, дело об административном правонарушении в отношении

***, родившегося (дата), в (адрес), самозанятого, зарегистрированного и проживающего по адресу: (адрес), ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Егоров А.С. (дата) в (дата), по (адрес) в (адрес), принимал участие в митинге, с количеством участников около 1000 человек, порядок проведения которого не был согласован с органами местного самоуправления, в том числе при участии нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, чем нарушил установленный порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, чем нарушила ч. 1, 3, 4, 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 ФЗ от(дата) № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествии и пикетированиях», на неоднократные требования сотрудников полиции, доводимые по средствам звукоусиливающей аппаратуры гражданину Егорову А.С., прекратить участие в незаконном публичном мероприятии – митинге, шествии, пикете, не реагировал.

В судебном заседании Егоров А.С. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что работает фотографом с 2009 года. 31 января он фотографировал происходящее в г. Челябинске – процесс шествия за свободу Алексея Навального. В (дата) к нему подошел сотрудник полиции, и он (Егоров А.С.) был задержан без объяснения причины, доставлен в отдел полиции.

В судебном заседании по ходатайству Егорова А.С. был допрошен свидетель ФИО4, который пояснил, что является другом Егорова А.С., который, в свою очередь, является фотографом. Он (ФИО4) проживает по адресу г. (адрес) Ленина, (адрес). (дата) он видел Егорова А.С. в тот день из окна. В митинге Егоров А.С. не участвовал, только фотографировал происходящее. При этом сам в митинге участия не принимал.

Суд, выслушав Егорова А.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего и него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.     

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года 54- ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в публичном мероприятии.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации от 24.10.2013 № 1618-О и 1619-О Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного    и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (ст. 5, 7, 9 и 11), участников публичного мероприятия (ст. 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положением корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38. и 20.2), в том числе ответственности участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования(части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального чакона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2)    соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3)    соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № З-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административное правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В суде достоверно установлено, что Егоров А.С.в (дата), по (адрес) в (адрес), принимал участие в митинге, с количеством участников около 1000 человек, порядок проведения которого не был согласован с органами местного самоуправления, в том числе при участии нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, чем нарушил установленный порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, чем нарушила ч. 1, 3, 4, 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 ФЗ от(дата) № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествии и пикетированиях», на неоднократные требования сотрудников полиции, доводимые по средствам звукоусиливающей аппаратуры гражданину Егорову А.С., прекратить участие в незаконном публичном мероприятии – митинге, шествии, пикете, не реагировал, что подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от (дата). Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе указаны дата, время, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол. В протоколе подробно описано событие правонарушения. Протокол подписан должностным лицом, его составившим;

- письменными объяснениями свидетелей ФИО5, ФИО6 от (дата), согласно которым (дата) на улице свободы сотрудники полиции, одетые в форменную одежду, перекрыли пешеходную часть улицы, около 15 часов 00 минут к ним подошла толпа митингующих, среди которых в большей части были молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Со стороны сотрудников полиции в адрес митингующих поступали по громкой связи требования разойтись и разъяснялось, что митинг является несанкционированным, а значит, участники могут быть привлечены к административной ответственности. Толпа митингующих продолжала скандировать, преградила проезд на перекрестке, препятствовать проезду транспорта. Самые активные участники митинга были задержаны. При даче объяснений свидетели предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний;

- рапортом инспектора ФИО7, согласно которому (дата) по обращению на задействование сил и средств ОМОН Управление Росгвардии по (адрес). Несли службу по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, при проведении несогласованного митинга на территории (адрес). Около (дата) на перекрестке (адрес) и (адрес) у (адрес) ими были задержаны 6 граждан за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в том числе Егоров А.С.. Для задержания и доставления в полицию лиц, не выполнивших законное требование сотрудников Росгвардии и полиции о прекращении участия в несогласованном митинге, к ним была применена физическая сила. Данные граждане были переданы сотрудникам ОБКС УМВД России по г. Челябинску для доставления в отдел полиции;

- ответ на запрос из Администрации г. Челябинска, согласно которому в Администрацию г. Челябинска уведомлений о проведении (дата) публичных (массовых) мероприятий на территории у памятника академика И.В. Курчатову в г. Челябинске не поступало.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, у суда не имеется оснований не доверять собранным по делу доказательствам, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, данные доказательства не противоречат друг другу, дополняют и конкретизируют друг друга.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО4, поскольку они противоречат показаниям других лиц, а также письменным материалам дела. Суд считает указанные показания ложными и направленными на избежание Егорова А.С. от ответственности, поскольку данный свидетель является другом Егорова А.С..

Оценивая данные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Егорова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Утверждения Егорова А.С. о том, что он просто фотографировал происходящие в г. Челябинске события (дата), а именно – процесс шествия за свободу Алексея Навального, отрицание им установленных обстоятельств совершения правонарушения, не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела по существу, и расцениваются как избранный способ защиты с целью уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере и обязательные работы. В судебном заседании Егоров А.С. пояснил, что ему было известно о «шествии за свободу Алексея Навального», тогда как из представленных в материалах дела объяснениях Егорова А.С. он поясняет, что о проведении несанкционированного митинга ему не было известно. Такие противоречивые показания Егорова А.С. суд оценивает как избранный Егоровым А.С. способ защиты.

Смягчающим обстоятельством суд признает частичное признание Егорова А.С. своей вины.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Законодатель, установив названые положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного, Егоров А.С. является совершеннолетним, трудоспособным лицом, имеющим доход, его семейное положение.

Учитывая все обстоятельства дела, суд считает возможным назначить Егорову А.С. административное наказание в виде обязательных работ.

Ходатайство о вызове свидетелей - сотрудников полиции было отозвано Егоровым А.С..

На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и, в соответствии с санкцией указанной статьи назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 часов.

Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента вручения копии постановления через Калининский районный суд г. Челябинска.

Судья                    п/п            С.О. Ермакова

Копия верна. Судья.

74RS0006-01-2021-000977-27

Подлинный документ находится в материалах № 5-745/2021

Калининского районного суда г. Челябинска

5-745/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Егоров Андрей Сергеевич
Суд
Калининский районный суд г. Челябинск
Судья
Ермакова Светлана Олеговна
Статьи

20.2

Дело на сайте суда
kalin.chel.sudrf.ru
02.02.2021Передача дела судье
02.02.2021Подготовка дела к рассмотрению
12.02.2021Рассмотрение дела по существу
15.02.2021Рассмотрение дела по существу
24.02.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее