№ 2- 1417/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.
при секретаре Рыжовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петришиной Н.Ю. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Петришина Н.Ю. обратилась с исковым заявлением к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировала тем, что является нанимателем жилого помещения, относящегося к муниципальной собственности по адресу: <адрес> <дата> <дата>г. Межведомственная комиссия, назначенная Постановлением Главы города Костромы от <дата> по результатам обследования, приняла заключение о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению ООО «Строительная лаборатория» от <дата> по обследованию технического состояния конструкций жилого дома, фундамент дома имеет местами разрушения и расслоения кирпичной кладки, отмостка вокруг дома отсутствует, на стенах здания имеются значительные трещины, гниль, в коридоре между первым и вторым этажами образовались трещины, свидетельствующие о просадке стены с междуэтажным перекрытием; деревянные балки перекрытия имеют прогибы и гниль, перекрытие к основному зданию обрушилось; доски пола изношены, со следами гниения и щелями, при ходьбе ощущается повышенная зыбкость. На основания заключения Межведомственной комиссии Администрация города Костромы вынесла Постановление о дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> № от <дата> Согласно указанному Постановлению Администрация приняла решение о сносе <адрес> отселения граждан из жилых помещений многоквартирного дома установлен до 31.12.2016г. В дальнейшем Администрация города Костромы неоднократно переносила сроки расселения, установив срок до <дата> Проживание в помещениях данного дома опасно для жизни и здоровья жильцов, не смотря на это, Администрация города Костромы не предпринимает меры к переселению граждан из жилых помещений данного дома, срочных противоаварийных мероприятий не проводит. Согласно статье 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Как следует из статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В данном случае предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Предоставления другого жилого помещения взамен не пригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные условия проживания. Дальнейшее проживание в аварийном доме не представляется возможным, поскольку его состояние, оцененное экспертами, как недопустимое несет опасность для пребывания людей. В связи с изложенным просит возложить обязанность на Администрацию города Костромы предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому по договору социального найма взамен аварийного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Семенова А.В. по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что поскольку жилое помещение непригодно для проживания, имеется необходимость предоставления жилого помещения по договору социального найма, при предоставлении необходимо учитывать как площадь жилого помещения, так и пропорционально занимаемой площади общие помещения квартиры. Факт непригодности свидетельствует об опасности данного помещения для проживания, в данном случае сроки расселения, установленные администрацией не могут влиять на права на предоставление жилья по договору социального найма.
Представитель ответчика - администрации г.Костромы по доверенности Белкина О.С. полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истица не состоит, была снята с учета, дом включен в программу расселения на период 2019 -2025 г.г., срок для данного дома <дата>, программа будет реализовываться поэтапно, сведений об обращении о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истице не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ.
Право на жилище является одним из основных прав гражданина РФ, которое закреплено в Конституции РФ (ст. 40).
Как следует из ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1 ст. 52)..
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев, исходя из которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. В соответствии с данным Положением признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки, о несоответствии помещения требования, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, законом предусмотрена для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела в жилом помещении, расположен6ном по адресу: <адрес> зарегистрирована и проживает Петришина Н.Ю., <дата> г.р., с <дата> по настоящее время, <дата> с Петришиной Н.Ю заключен договор социального найма жилого помещения, относящегося к муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты, жилой площадью 13,8 кв.м.
Квартира является коммунальной, кроме Петришиной Н.Ю. в <адрес> зарегистрированы Маташов В.А., Петришин А.И., Петришина Е.А., Петришина Е.А., что также подтверждается поквартирными карточками на жилое помещение.
По данным технического учета квартира <адрес>, двухкомнатная, общей площадью- 55,7 кв.м., в том числе жилой 32,8 кв.м.
<дата> Постановлением Администрации города Костромы № Петришина Н.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с актом обследования помещения от <дата> межведомственной комиссией, при обследовании квартир № дома №; № по <адрес>, установлено, что конструктивные элементы жилого дома находятся в недопустимом аварийном состоянии в связи с большим физическом износом деревянных конструкций.
Данный акт основан в том числе на выводах Отчета № 95 ООО «Строительная лаборатория» от <дата>, в соответствии с которым жилой дом по адресу: <адрес>, с рублеными стенами относится к 4 группем капитальности с ограниченным сроком эксплуатации. Строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную жесткость здания, находятся на стадии исчерпания несущей способности и нормативного срока эксплуатации. Чердачное перекрытие находится в аварийном состоянии. По междуэтажному перекрытию отс3утствуют гарантии безопасности из-за его опускания. Существует опасность проживания. Согласно данным БТИ процент износа дома составляет 70 %. В связи с физическим износом дом следует признать ветхим, с элементами аварийности. Проведение капитального ремонта здания по устранению физического и морального износа нецелесообразно, так как замене подлежат не отдельные конструктивные элементы несущих конструкций, а сами несущие конструкции (стены, перекрытия, полы, крыша).
Согласно заключению от <дата> №, в установленном порядке межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда города Костромы, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на основании постановления Администрации г. Костромы от <дата> № «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», установлен срок отселения граждан до <дата>.
Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> №срок расселения изменен на <дата>, а Постановлением от <дата> № – до <дата>.
Одновременно в соответствии Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 г.г.», утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а, жилой дом по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, расселяемых в соответствии с программой под №, срок переселения <дата>
В силу статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года. (ч.1).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ч.2).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. (ч.3).
Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Вместе с тем, истец не относятся к категории граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истице жилого помещения во внеочередном порядке, жилое помещение в порядке расселения многоквартирного дома будет представлено Петришиной Н.Ю. в рамках региональной адресной программы в установленные сроки.
Оснований полагать невыполнение ответчиком сроков расселения многоквартирного дома в соответствии с региональной адресной программой не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Петришиной Н.Ю. к Администрации город Кострома о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течении одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Ветрова
Копия верна