15 декабря 2023 года <адрес>
Александровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Крикуновой О.П.,
при ведении протокола помощником судьи Печёнкиной И.В.,
с участием прокурора ФИО1,
представителя ответчика Муниципального казенного предприятия «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения и Администрации Александровского сельского поселения о возложении обязанности организовать мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения (далее по тексту – МКП «ТВС», ответчик, предприятие) и администрации Александровского сельского поселения <адрес> (далее по тексту – администрация сельского поселения, ответчик) о возложении обязанности организовать мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>.
Просил возложить на МКП «ТВС» и администрацию сельского поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>, по адресам: <адрес>; <адрес>, составлению и утверждению паспортов безопасности на данные объекты.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности и противодействии терроризму при эксплуатации опасных производственных объектов на территории села <адрес>. Жилой фонд централизованно отапливается за счет семи газовых котельных, расположенных в <адрес>, по адресам: <адрес>, переданных администрацией сельского поселения в оперативное управление МКП «ТВС» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №). Категорирование котельных не проводилось, паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес МКП «ТВС» выносились акты прокурорского реагирования, но недостатки устранены не были.
Нарушение режима безопасного функционирования объектов газоснабжения создают предпосылки для совершения общественно-опасных деяний террористической направленности на опасных производственных объектах и могут повлечь несвоевременное реагирование на возникновение аварийных ситуаций, чем нарушаются конституционные права жителей Александровского сельского поселения, что является недопустимым.
В судебном заседании прокурор ФИО1 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКП «ТВС» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что при наличии финансирования Администрацией Александровского сельского поселения необходимых работ по категорированию котельных и составлению паспортов безопасности они будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации Александровского сельского поселения <адрес> ФИО3, действующий на основании Устава, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В представленном письменном отзыве исковые требования признал. Указал, что ответчику известны последствия признания иска.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика Администрации Александровского сельского поселения <адрес>.
Изучив доводы сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Свои выводы суд основывает на следующем.
В силу п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 3акона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с положениями пункта 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу статей 5, 6 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их категорирование и составление паспорта безопасности осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.
Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса, согласно статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" представляет совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства (часть 2). Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (часть 4). Данная норма Федерального закона определяет исчерпывающий круг субъектов, привлекаемых для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса, пределы полномочий которых определены соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса и наличия на нем опасных производственных объектов устанавливаются категории объектов топливно-энергетического комплекса: высокой, средней и низкой категории опасности (части 1, 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что к вопросам местного значения Администрации Александровского сельского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 6 Устава муниципального образования «Александровское сельское поселение <адрес>»), к полномочиям Администрации Александровского сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Александровского сельского поселения (пункт 2 статьи 32 Устава муниципального образования «Александровское сельское поселение <адрес>»).
Котельные, расположенные по адресам: <адрес>, переданы от Администрации Александровского сельского поселения в оперативное управление МКП «ТВС» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП «ТВС» для организации и обеспечения централизованного теплоснабжения в <адрес>.
Согласно Уставу МКП «ТВС», собственником имущества, передаваемого предприятию в оперативное управление, является Администрация муниципального образования «Александровское сельское поселение» (пункт 1.2). Предприятие создано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства, а также удовлетворения социально значимых общественных потребностей на территории Александровского сельского поселения, в том числе, по теплоснабжению (пункт 2.1).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что МКП «ТВС» является юридическим лицом. Его основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой жнергии) котельными.
В ходе проведенной прокуратурой проверки обнаружено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ответчики не организовали мероприятия по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>, по адресам: <адрес>, составлению и утверждению паспортов безопасности на данные объекты.
Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также вышеизложенными представленными письменными доказательствами.
Из представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп№ об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и противодействии терроризму, сообщения МКП «ТВС» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что выявленное нарушение требований действующего законодательства не устранено.
Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, доказательств обратному не представлено.
Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении режима безопасного функционирования объектов газоснабжения, создают предпосылки для совершения общественно - опасных деяний террористической направленности на опасных производственных объектах и могут повлечь несвоевременное реагирование на возникновение аварийных ситуаций, чем нарушаются конституционные права жителей Александровского сельского поседеия <адрес>, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц.
А поэтому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчики не возражали о предоставлении срока для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных на ответчиков обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять длительное количество времени, суд приходит к выводу о необходимости установить ответчикам срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, что является разумным и достаточным.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что истец, а также ответчик Администрация Александровского сельского поселения <адрес> в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождены от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика МКП «ТВС» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения и Администрации Александровского сельского поселения о возложении обязанности организовать мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>, удовлетворить полностью.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения (ОГРН №, ИНН № и администрацию Александровского сельского поселения <адрес> (ОГРН №, ИНН №) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса – газовых котельных, расположенных в <адрес>, по адресам: <адрес>, составлению и утверждению паспортов безопасности на данные объекты.
Взыскать с Муниципального казенное предприятие «Тепловодоснабжение» Александровского сельского поселения (ОГРН №, ИНН № государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Крикунова О.П.
****
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
****
****
****