Дело №2-3148/2024
11RS0005-01-2024-004498-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ухта Республика Коми | 20 ноября 2024 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Прогресс» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте (далее – Роспотребнадзор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в Ухтинский городской суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Прогресс» (далее – СНТ «Прогресс») об обязании устранить нарушения санитарного законодательства в срок до <...> г.:
- обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов из бункера, произвести уборку территории несанкционированного места сбора ТКО по адресу: ФИО1, г.ФИО1, ...., СНГ «Прогресс», территории участка ....;
- оборудовать на территории СНТ «Прогресс», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пос. Дальний в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определенной органами местного самоуправления, контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, имеющую подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (требования приведены с учетом уточнений от <...> г.).
Определением от <...> г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация муниципального округа «Ухта» Республики Коми, ООО «Региональный оператор Севера».
Стороны извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ответчик и третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по доверенности Музалевская О.В. на уточненных требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно «Положения о федеральном государственном санитарно- эпидемиологическом контроле от 30.06.2021г. №1100» предметом государственного контроля (надзора) являются в т.ч. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
<...> г.., <...> г.. в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте поступили обращения гражданина (вх.....ж от <...> г.., вх. ....ж от <...> г..) с фотоматериалами в части доводов о нарушении санитарных норм СНТ «Прогресс» при сборе твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в необорудованном для этих целей месте, загрязнение территории, прилегающей к месту сбора ТКО твердыми коммунальными отходами, крупногабаритными отходами по адресу: .....
В соответствии со ст.75 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение выездного обследования при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) от <...> г.. .... было осуществлено выездное обследование места сбора ТКО по адресу: .....
Согласно акту выездного обследования .... от <...> г.. установлено, что сбор ТКО осуществляется в 5 контейнеров, установленных на обочине дороги напротив участков .... и .... по .... ....», .... г. ...., место сбора ТКО граничит с земельным участком ..... Контейнерная площадка не обустроена, контейнеры для сбора ТКО установлены непосредственно на почву, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод отсутствует, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не установлено, территория за контейнерами для сбора ТКО загрязнена отходами: отходы пленки, деревянных изделий, пластика, что не соответствует п. 3, п. 8, п. 9, п. 10 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» СНТ «Прогресс» направлено предостережение .... от <...> г.. о недопустимости нарушения обязательных требований и обязании принять меры по недопустимости нарушения требований санитарного законодательства в части выбора места размещения контейнерной площадки на территории СНТ «Прогресс» не в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления, осуществления сбора ТКО на контейнерной площадке с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, исключения возможности попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, проведения уборки территории, расположенной в ....» в .... г....
Уведомления об исполнении предостережения .... от <...> г.. от СНТ «Прогресс» в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте не поступило.
<...> г. <...> г. в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте поступило обращение гражданина (вх.....ж от <...> г.., вх. № <...> г. от <...> г..) с фотоматериалами в части доводов о нарушении санитарных норм на территории СНТ «Прогресс» при сборе ТКО в необорудованном для этих целей месте, загрязнение территории твердыми коммунальными отходами по адресу: .....
В соответствии со ст.75 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение выездного обследования при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) от <...> г.. .... осуществлено выездное обследование места сбора твердых коммунальных отходов по тросу: .....
Согласно акту выездного обследования .... от <...> г.., установлено, что сбор ТКО, в том числе крупногабаритных отходов осуществляется в бункер объемом 8 м3, установленный на обочине дороги непосредственно на почву. Твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствуют. Бункер переполнен отходами, имеется загрязнение прилегающей территории отходами, ветками, деревянными щитами.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее закон № 52-ФЗ) предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из положений части 3 статьи 39 закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 21 закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее –закон №89-ФЗ), согласно положениям которого накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 закона №89-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических профилактических) мероприятий». Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии с п. 5 СанПиН 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с п. 8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Согласно п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Требованиями п. 10 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Таким образом, СНТ «Прогресс» допущено нарушение Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ст. 22 ч. 1, ст.21 ч. 2) гласящего, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, в том числе СанПиН 1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п. 3,п. 8, п. 9, п. 10), регламентирующие и устанавливающие необходимость исключения возможности попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, обеспечения проведение уборки контейнерной площадки, в том числе после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз при загрязнении контейнерной площадки. Выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества должен быть осуществлен владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику СНТ «Прогресс» срок устранения нарушения санитарного законодательства – до <...> г..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Прогресс» (ИНН ...., ОГРН .... от <...> г., юридический адрес: г....) устранить нарушения санитарного законодательства в срок до <...> г.:
- обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов из бункера, произвести уборку территории несанкционированного места сбора ТКО по адресу: ....;
- оборудовать на территории СНТ «Прогресс», расположенном по адресу: .... в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определенной органами местного самоуправления, контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, имеющую подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 04 декабря 2024 года.
Мотивированное решение составлено 04 декабря 2024 года.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.