Дело № 2-371/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
истца Арланова В.Л.,
ответчика Яковлева В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арланова ФИО9 к Яковлеву ФИО10 (третье лицо – Администрация города Феодосии Республики Крым) о признании договора купли-продажи действительным, признании права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности,-
УСТАНОВИЛ:
Арланов В.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, уточнив который просит признать договор купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2010 года, заключенный между Яковлевым В.П., как продавцом, и ним, как покупателем, удостоверенный частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа АР Крым Чурбаковым А.Ю., зарегистрированный в реестре за № 1702, действительным; признать за ним право собственности на земельный участок площадью 731 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> №, кадастровый № и обязать ответчика зарегистрировать за ним право собственности на земельный участок.
В обоснование требований указал, что 28 декабря 2010 года между Яковлевым В.П., как продавцом, ним (Арлановым В.Л.) как покупателем, был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством, данный договор купли-продажи был нотариально удостоверен (реестр № 1702) и зарегистрирован в Государственном реестре сделок. Согласно положениям указанного договора денежные средства за приобретаемый им земельный участок в полном объеме были переданы до его подписания (пункт 2.1 договора); стороны договорились считать передачей земельного участка передачу покупателю нотариально удостоверенного договора купли-продажи и технической документации по землепользованию (пункт 3 договора); право собственности на указанный земельный участок удостоверяется этим договором, этот договор подлежит государственной регистрации, право собственности у покупателя возникает с момента государственной регистрации этих прав (пункт 4 договора); сторонами договор был исполнен в полном объеме. Также продавец передал ему государственный акт серии № № от 05 апреля 2007 года, на котором сделана отметка частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО5, что им 28 декабря 2010 года за реестровым № удостоверен договор купли-продажи земельного участка, на основании которого право собственности на этот земельный участок переходит к нему (Арланову В.Л.). В государственные органы с целью государственной регистрации права собственности на приобретенный им земельный участок он не обращался, вместе с тем, действовавшее на тот период законодательство не устанавливало срок, в течение которого он должен был обратиться в комитет по земельным ресурсам для регистрации права на землю. В настоящее время он лишен возможности зарегистрировать за собой право собственности на земельный участок, поскольку до принятия Республики Крым в Российскую Федерацию за ним право собственности зарегистрировано не было, а местонахождение продавца Яковлева В.П., который мог бы подать заявление на государственную регистрацию права собственности и перехода права собственности на земельный участок, не известно.
Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время он лишен возможности оформить в установленном законом порядке свое право собственности на данный земельный участок, просил исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым ненадлежащий ответчик – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заменен на надлежащего – Яковлева ФИО11 (протокол судебного заседания от 17 января 2019 года).
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Яковлев В.П. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо – Администрация города Феодосии Республики Крым, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, ее представителем Нетреба А.А., действующим на основании доверенности, подано ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрация города Феодосии Республики Крым и принять решение на усмотрение суда.
Заслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии № № от 05 апреля 2007 года, выданного на основании решения 14 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета «О передаче земельных участков бесплатно в частную собственность гражданам Украины» № 595 от 26 января 2007 года, Яковлев В.П. являлся собственником земельного участка площадью 0,0731 га, расположенного по адресу: <адрес> №, с целевым назначением – для ведения садоводства; кадастровый номер земельного участка – №.
28 декабря 2010 года между Яковлевым ФИО12 (как продавцом) и Арлановым ФИО13 (как покупателем) был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 0,0731 га, расположенного по адресу: <адрес> №; кадастровый номер земельного участка – №; целевое назначение земельного участка – для ведения садоводства.
Как следует из пунктов 2.1, 2.2 указанного договора, продажа земельного участка осуществлена за 43000 гривен, которые продавец получил от покупателя полностью до подписания этого договора; при этом продавец своей подписью под договором подтверждает факт полного расчета с ним за проданный земельный участок и отсутствие по отношению к покупателю каких-либо претензий финансового характера.
Стороны договорились, что под передачей отчуждаемого земельного участка по этому договору следует считать получение покупателем оригинального экземпляра этого договора после его нотариального удостоверения, и технической документации по землеустройству по составлению документов, которые подтверждают право собственности на земельный участок (пункт 3.3 договора).
В данном договоре указано, что в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Украины право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в отделе Госкомзема в г. Феодосии Автономной Республики Крым.
Указанный договор купли-продажи земельного участка удостоверен частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО5 и зарегистрирован в реестре за №. Сведения об указанной сделке были внесены в Государственный реестр сделок 28 декабря 2010 года, что подтверждается извлечением из реестра №.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90/019/015/2018-4584 от 26 декабря 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Вместе с тем сведения об объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по указанному адресу, площадью 731 кв.м. с ранее присвоенным государственным учетным номером: №, 05 апреля 2007 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как о ранее учтенном, и данному объекту присвоен кадастровый №.
Уведомлением государственного регистратора ФИО7 от 16 ноября 2018 года № 90/019/103/2018-2998 Арланову В.Л. было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> №, в связи с тем, что на основании представленного им в качестве правоустанавливающего документа договора купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2010 года в реестре №, удостоверенного нотариусом ФИО5, право не было зарегистрировано. При этом указано, что от другой стороны договора (продавца) Яковлева В.П. заявление о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на данный земельный участок не представлялось.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец указывает на то, что возникшее у него право собственности на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка, не было зарегистрировано в порядке, предусмотренном законодательством Украины, в связи с чем, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказывает ему в регистрации права собственности на земельный участок.
В настоящее время истец лишен возможности совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного им по действительной сделке.
Правоотношения сторон на момент заключения договора купли-продажи регулировались законодательством Украины.
Правовой режим имущества определяется с учетом законодательства, которое являлось действующим на момент создания (приобретения) соответствующего имущества, при этом его дальнейшее изменение не должно приводить к ухудшению положения владельца имущества.
Согласно статье 328 Гражданского кодекса Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок. Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена ??судом.
В соответствии со статьей 334 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т.п. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки. Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не заверенного нотариально, действительным. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Частью 1 статьи 638 Гражданского кодекса Украины, предусмотрено, что договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.
Статьей 657 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) установлено, что договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Временного порядка государственной регистрации сделок, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 671, регистраторами являлись государственные нотариальные конторы, частные нотариусы, которые согласно договорам, заключенным с администратором Реестра, проводят Государственную регистрацию сделок, изменений, внесенных в них, сведений о прекращении их действия и т.д.
Таким образом, из указанного следует, что на момент заключения сделки – договора купли-продажи земельного участка между сторонами 28 декабря 2010 года, закон связывал возникновение права собственности у покупателя с государственной регистрацией договора (сделки), а не с государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество.
Договор купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2010 составлен в письменной форме, нотариально удостоверен, нотариусом произведена его государственная регистрация.
Таким образом, в силу положений части 4 статьи 334 Гражданского кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности на приобретенный по договору купли-продажи от 28 декабря 2010 года земельный участок возникло у истца Арланова В.Л. с момента государственной регистрации договора (сделки), произведенной одновременно с его нотариальным удостоверением.
В силу установленной статьей 204 Гражданского кодекса Украины презумпции правомерности сделки, договор купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2010 года, заключенный между сторонами является правомерной сделкой, поскольку его недействительность прямо не установлена законом, и он не признан судом недействительным.
Отсутствие на Государственном акте о праве собственности на земельный участок, выданном на имя Яковлева В.П. отметки органа, осуществляющего государственную регистрацию земельных участков, согласно требованиям, установленным постановлением Кабинета Министров Украины от 06 мая 2009 года № 439 «О некоторых вопросах удостоверения права собственности на земельный участок», не может являться препятствием для реализации прав собственника.
Исходя из правового смысла части 4 статьи 12 Гражданского Кодекса Украины добросовестность приобретателя Арланова В.Л. также презюмируется. Прав третьих лиц на земельный участок не установлено.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Арланова В.Л. о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Что касается исковых требований Арланова В.Л. о признании договора купли-продажи действительным и о возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за истцом право собственности на земельный участок, то суд полагает, что, исходя из того, что требования о признании за истцом права собственности на земельный участок на основании указанного договора подлежат удовлетворению, что приведет к восстановлению прав истца, то данные требования являются излишне заявленными, и, кроме того, действительность указанного договора никем не оспаривается, а решение суда о признании права собственности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП, и, как следствие, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2019 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░15 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 731 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> № ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░16 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░.