Решение по делу № 2-767/2023 (2-4690/2022;) от 28.09.2022

Дело №2-767/2023                             28 февраля 2023 года

29RS0014-01-2022-006139-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Воловой А.А.,

при прокуроре Ивановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Драчева Д. С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» о признании незаконными приказов, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

Драчев Д. С. обратился в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» (далее – учреждение, ответчик, ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер», ГБУЗ АО «АКПТД») о признании незаконным приказа <№> от <Дата> о прекращении трудового договора <№>, приказа <№>-ОК <Дата> о применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» с <Дата>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с <Дата> по день вынесения решения судом, компенсации морального вреда в размере 5100 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что истец работал в ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» в должности <***> После того, как у него закончилась вторая группа допуска, ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» потребовало от него выполнения работ вообще без группы допуска. После отказа истца в выполнении работ без группы допуска, руководитель учреждения издал приказ об отстранении Драчева Д.С. от работы до сдачи в установленном порядке экзамена на третью группу допуска. После того, как истец сдал экзамен на третью группу допуска, учреждение издало приказ о его выходе на работу. Полагая, что данный приказ является незаконным, истец посчитал, что не имеет права исполнять его и выходить на работу. Так, электротехнический персонал до назначения к самостоятельной работе обязан пройти стажировку на рабочем месте. Допуск к стажировке оформляется советующим документом руководителя потребителя. В документе указываются календарные сроки стажировки, а также фамилия, имя и отчество работника, ответственного за ее проведение. Таким образом, перед допуском к самостоятельной работе работодатель должен был отправить истца на стажировку, чего сделано не было. Продолжительность стажировки составляет от двух до четырнадцати смен. Согласно изданному работодателем приказу истец должен был выйти на работу без стажировки в дату сдачи экзамена. Кроме того, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя-организации соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство обязан организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала. Таким образом, допускать истца к работе имел право только ответственный за электрохозяйство, которого в ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» на момент издания приказа не было. В связи с указанным увольнение истец также полагает незаконным, поскольку ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер», зная о том, что истец обоснованно не вышел на работу, в последующем издает приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности за прогул и его увольнении. Полагает, что истец в нарушение положений статей 66, 80, 86 Трудового кодекса Российской Федерации уволен, в связи с чем он обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте настоящего судебного заседания.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

В ходе заседания истец, его представитель поддержали требования по изложенным в иске основаниям, сославшись на отсутствие безопасных условий труда в учреждении после прохождения истцом обучения.

Представители ответчика не признали требования по изложенным в отзыве основаниям, сославшись на соблюдение процедуры отстранения и увольнения истца.

Представители Северо-Западное управление Ростехнадзора представили в материалы дела письменные пояснения, в которых указали, что на первый вопрос: «имело ли ГБУЗ АО «АКПТД» право не назначать ответственного за электрохозяйство в период работы Драчёва Д.С. на основании пункта 1.2.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от <Дата> <№>» следующее: в соответствии п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» у потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Таким образом, деятельность учреждения относится к производственной. На основании предоставленных ГБУЗ АО «АКПТД» документов установлено следующее: у потребителя отсутствуют электроустановки напряжением более 380 В; на основании договора <№>н от <Дата> и контракта <№>/МЗ от <Дата> в период с <Дата> по <Дата>

наружные осветительные установки на территории диспансера эксплуатировало МУП «Горсвет»; на основании контрактов <№>/ЭА от <Дата> и <№>/ЭА от <Дата>, <№>/ЭА от <Дата>, в 2021-2022 годах медицинскую технику и оборудование диспансера эксплуатировало ООО «НордТехноМед»; на основании контрактов <№>/ЭА от <Дата> и <№>/ЭА от <Дата> в 2021-2022 годах лифты диспансера обслуживало ООО «ЭНЕРГО АС». Помимо вводно-распределительного устройства, осветительных установок и переносного электрооборудования, в эксплуатации ГБУЗ АО «АКПТД» находятся групповые и распределительные сети, этажные щиты. На основании вышеизложенного, учреждение не имело права не назначать ответственного за электрохозяйство в соответствии с пунктом 1.2.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Более того, в соответствии с пунктом 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, в случае, если ответственный за электрохозяйство не назначается, руководитель потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок возлагает на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства без проверки знаний. В адрес управления заявления-обязательства о согласовании возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок на руководителя ответчика не поступало. На вопрос: «кем и каким образом должна проводится стажировка электротехнического персонала» указано следующее: согласно пункту 38 главы IV Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от <Дата> <№>, при эксплуатации электроустановок потребители должны обеспечить подготовку своих работников к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы с персоналом, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от <Дата> <№>. Согласно пункту 8 Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации руководитель организации обязан обеспечить организацию и проведение работы с персоналом в организации. Права и обязанности руководителя организации по вопросам организации и проведения работы с персоналом могут быть переданы в полном объеме или частично одному или нескольким иным должностным лицам организации (ее филиала, представительства). Полномочия по организации и проведению работы с персоналом в организации передаются в порядке, установленном руководителем организации с учетом требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации. Должностные лица организации, которым руководителем организации были переданы полномочия по организации и проведению работы с персоналом, обязаны в соответствии с объемом переданных полномочий организовать и проводить работу с персоналом в организации в соответствии с требованиями Правил и порядком проведения работы с персоналом. Согласно пункту 10 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации к обязательным формам работы для оперативно-ремонтного персонала в том числе относится стажировка. Согласно пункту 30 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации в процессе стажировки работник должен: усвоить требования отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере электроэнергетики, инструкций по охране труда и пожарной безопасности, знание которых обязательно для работы в занимаемой им должности, усвоить их практическое применение на рабочем месте, ознакомиться с расположением оборудования на объекте и маршрутами передвижения персонала на объекте; отработать ориентирование на рабочем месте; приобрести навыки при выполнении производственных операций; изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования. В соответствии с пунктом 28 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации стажировка должна проводиться под руководством работника, ответственного за стажировку, назначенного организационно-распорядительным документом в порядке, предусмотренном организацией. Допуск работника к стажировке должен быть оформлен организационно-распорядительным документом уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства), в котором указываются сроки стажировки и работник(и), ответственный(ые) за проведение стажировки. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально. Минимальный срок стажировки должен составлять 2 рабочих дня (смены) на каждом рабочем месте, но не должен превышать 14 рабочих дней (смен) (пункты 32, 33 данных Правил). На вопрос: «для каких работников требуется аттестация в области «Эксплуатация электроустановок» указано, что категории работников, проходящих аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях,    формируемых федеральными органами исполнительной власти определены Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее - Положение). В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Положения аттестацию должны проходить руководители (заместители руководителей) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики    и энергопринимающих установок, или профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. На вопрос суда: «каким образом производится допуск электротехнического персонала к самостоятельной работе?» указано следующее: согласно пункту 10 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации к обязательным формам работы с оперативноремонтным персоналом, в том числе, относится подготовка по новой должности (рабочему месту). Для оперативно-ремонтного персонала программа подготовки по новой должности должна разрабатываться уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства) индивидуально для каждого работника. Подготовка по новой должности должна оканчиваться допуском к самостоятельной работе, (пункты 18, п. 21 Правил). Согласно пункту 74 Правил первичный допуск к самостоятельной работе после прохождения подготовки по новой должности должен оформляться организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства).

Заслушав пояснения представителей сторон, истца, заключение прокурора, полагавшего требования истца в части восстановления на работе подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Как указано в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение дисциплинарного проступка работодатель может применить к работнику дисциплинарные наказания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

Исходя из смысла данной статьи, основанием применения дисциплинарного взыскания является виновное поведение работника в ходе неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 ТК РФ.

Положениями статьи 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрены статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей – прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (её) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины отсутствия работника на работе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-О-О, от <Дата> <№>-О, от <Дата> <№>-О, от <Дата> <№>-О, от <Дата> <№>-О и др.).

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Как следует из материалов дела, <Дата> истец принят на работу в учреждение на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в хозяйственный отдел.

На основании приказа от <Дата> <№> истец переведен на должность <***> учреждения, с установлением оклада в размере <***>.

Как следует из предоставленной должностной инструкции <***>, утвержденной главным врачом учреждения <Дата>, в силу пункту 1.3 группа по электробезопасности у него должна быть не менее 3.

Таким образом, в нарушение положений данной инструкции руководитель учреждения перевел истца на должность, которую тот не мог занимать в связи с отсутствием у него необходимой группы по электробезопасности.

<Дата> на основании приказа <№>-ок истец был отстранен от работы на период с <Дата>. <Дата> и до завершения прохождения ежегодной проверки знаний с подтверждением группы допуска по электробезопасности. В приказе данный период признан приостановкой работы (простоем) истца по вине работодателя, в связи с чем ему начислялась оплата времени простоя в размере двух третей среднего заработка. В указанный день истец и был ознакомлен с данным приказом.

<Дата> учреждение издало приказ <№>-ок о направлении Драчева Д.С. на прохождение экзамена в Ростехнадзор, при этом истцу следовало после окончания экзамена предоставить протокол комиссии о его прохождении экзамена и уже <Дата> допустить того к самостоятельной работе. На Манакову Е.В. названным приказом возложена обязанность организовать возобновление работы истца согласно ранее утвержденного графика на июль 2022 года с внесением корректировки в график рабочий на июль 2022 года с учетом изменения начала рабочей смены <Дата>, а бухгалтерии - возобновить начисление истцу заработной платы. С данным приказом истец был ознакомлен только в сентябре 2022 года, о чем имеется его подпись в приказе.

Действительно, <Дата> Драчев Д.С. сдал зачет на проверку знаний в установленном порядке, ему был присвоен 3 разряд, но не приступил к работе, указав работникам учреждения, что может приступить к исполнению обязанностей в соответствии требованиями, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата> <№> в Правилах технической эксплуатации электроустановок и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата> <№> в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, поскольку в учреждении ему не организована была стажировка и отсутствует ответственное лицо за электрохозяйство, которое должно будет его допустить к работе.

Суд полагает, что истец обоснованно не приступил к работе после прохождения обучения в установленном порядке. Доказательств того, что учреждение не знало о позиции истца, им не представлено в материалы дела. Об указанных обстоятельствах истец писал еще <Дата> в письменном обращении на имя главного врача учреждения, копия которого им представлена в материалы дела с отметкой о его поступлении.

В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов; рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок (зарегистрированы в Минюсте России 22 января 2003 года за №4145), которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Указанные правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

В силу пункта 1.2.4. указанных Правил технической эксплуатации электроустановок у потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.

При этом в силу пункта 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи. При этом в инструкции ответственного за электрохозяйство дополнительно следует указывать его права и ответственность. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата> <№>, которым были утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок, утратил действие в связи с введением в действие Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата> <№>, которым были утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (зарегистрирован в Минюсте России <Дата> за <№>). Данными Правилами также установлены требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии и распространяются на потребителей электрической энергии - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей - физических лиц, указанных в пункте 3 Правил (далее - потребитель).8. Потребителем организационно-распорядительным актом должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя - юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя.

Пунктом 8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии определено, что для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее - ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил. Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе. Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала. В случае если электроустановка потребителя - юридического лица включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя в соответствии с настоящим пунктом Правил может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя - юридического лица. На ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по: а) организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации) в соответствии с главой III Правил; б) организации и обеспечению проведения работы с персоналом в соответствии с главой IV Правил; в) организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; г) обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок; д) контролю наличия средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами; е) обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами; ж) организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках; з) обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил; и) обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей; к) обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения; л) обеспечению поддержания автономных резервных источников питания, установленных в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение к электрическим сетям, пунктами 16, 16.1, 29 и 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, пунктом 31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии или использовании противоаварийной автоматики (пункт 9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии). При этом в пункте 10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя осуществляется после проверки знаний в соответствии с главой IV Правил и присвоения им следующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Как следует из материалов дела, действительно в 2022 году такого ответственного лица в учреждении не имелось, хотя по данным официального разъяснения специализированного государственного органа в учреждении с учетом его специфики деятельности, должен был быть назначен ответственный за электрохозяйство.

Также Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата> <№> утверждены Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации (зарегистрированы в Минюсте России <Дата> за <№>), которые в пункте 1 устанавливают требования к подготовке работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики (далее - персонал), к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, включая проведение обязательных форм работы с указанным персоналом, поддержание и повышение его квалификации. При этом требования Правил распространяются на следующие организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (далее - организации) в том числе на потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании иными (кроме указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта) электроустановками, функционирующими в составе электроэнергетической системы, на которых распространяется действие Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Согласно пункту 8 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации руководитель организации обязан обеспечить организацию и проведение работы с персоналом в организации. Права и обязанности (далее - полномочия) руководителя организации по вопросам организации и проведения работы с персоналом могут быть переданы в полном объеме или частично одному или нескольким иным должностным лицам организации (ее филиала, представительства). Полномочия по организации и проведению работы с персоналом в организации передаются в порядке, установленном руководителем организации с учетом требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации. Должностные лица организации, которым руководителем организации были переданы полномочия по организации и проведению работы с персоналом, обязаны в соответствии с объемом переданных полномочий организовать и проводить работу с персоналом в организации в соответствии с требованиями Правил и порядком проведения работы с персоналом.

В силу пункта 10 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации в отношении работников организаций в установленном Правилами порядке должны проводиться следующие обязательные формы работы с персоналом, в частности, для оперативного и оперативно-ремонтного персонала: стажировка (включая обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ); подготовка по новой должности (рабочему месту); предэкзаменационная подготовка и проверка знаний; дублирование; противоаварийные тренировки; специальная подготовка; производственный инструктаж.

Согласно пункту 30 Правил в процессе стажировки работник должен: усвоить требования отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере электроэнергетики (оперативный, оперативно-ремонтный и ремонтный персонал, указанный в абзаце втором пункта 22 Правил, - также усвоить требования отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере теплоснабжения), инструкций по охране труда и пожарной безопасности, знание которых обязательно для работы в занимаемой им должности, усвоить их практическое применение на рабочем месте, ознакомиться с расположением оборудования на объекте и маршрутами передвижения персонала на объекте; отработать ориентирование на рабочем месте; приобрести навыки при выполнении производственных операций; изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования. При этом стажировка должна проводиться под руководством работника, ответственного за стажировку, назначенного организационно-распорядительным документом в порядке, предусмотренном организацией (пункт 28 Правил).

В силу пункта 32 Правил допуск работника к стажировке должен быть оформлен организационно-распорядительным документом уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства), в котором указываются сроки стажировки и работник(и), ответственный(ые) за проведение стажировки. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально. Минимальный срок стажировки должен составлять 2 рабочих дня (смены) на каждом рабочем месте, но не должен превышать 14 рабочих дней (смен) (пункт 33 Правил).

В силу пункта 74 Правил первичный допуск к самостоятельной работе после прохождения подготовки по новой должности должен оформляться организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства).

Таким образом, факт того, что истец обоснованно не приступил к исполнению своих обязанностей <Дата> в связи с не организацией ему ответчиком стажировки и отсутствием в учреждении ответственного лица за электрохозяйство, который бы провел стажировку и осуществил допуск истца к работе, подтверждается материалами дела.

Как следует из пояснений представителя учреждения, только <Дата> учреждение заключило со сторонней организацией договор на выполнение указанных работ.

Как поясняет представитель учреждения, работники учреждения неоднократно выезжали к истцу по месту работы, о чем составлялись соответствующие акты.

В связи с указанным с <Дата> по <Дата> истцу ставились прогулы в связи с отсутствием на рабочем месте по неуважительной причине, затем в период с <Дата> по <Дата> истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

<Дата> ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» издает приказ <№>-ок об увольнении истца по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение трудовой дисциплины, допущенное в период с <Дата> по <Дата>, выразившееся в отсутствии на рабочем месте в течение всего рабочего дня согласно производственному календарю. Дни с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> ода, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> считать прогулами, заработную плату за дни прогулов не выплачивать, датой увольнения считать 09 час. 00 мин. <Дата> без допуска к работе.

Также <Дата> истец был приказом <№> от <Дата> уволен за прогул по подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за 0,5 кал.дней.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, работодатель обязан относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить факт совершения истцом неправомерных действий (бездействия), повлекших прогул и его вину в совершении такого проступка.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих факт наличия совершения истцом прогула в заявленный в оспариваемых приказах период, соответствующих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Напротив, из материалов дела и пояснения специализированного органа – Северо-Западное управление Ростехнадзора, учреждение нарушило установленные действовавшими в спорный период процедуру допуска истца к работе после обучения по занимаемой им должности, не устранило данные нарушения, поставило тем самым по угрозу жизнь и здоровье работника, и незаконно уволило истца с занимаемой должности за прогул.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения приведенных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников, в частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы. При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Доказательств недобросовестности применительно к рассматриваемой ситуации со стороны истца судом не установлено, истец еще в июне 2022 года обращался с указанием на порядок его допуска к работе с пояснительной запиской на имя главного врача, однако действенным мер предпринято не было.

Более того, учреждением была нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку в нарушение требований статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, а, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Такого документа учреждение не составило, запрос о предоставлении объяснения был направлен истцу по почте, но вернулся с отметкой органа связи «истек срок хранения». По прибытии истца <Дата> в учреждении работники ответчика также не затребовали от него объяснение.

Более того, учреждение по ряду вменяемых истцу прогулов пропустило месячный срок для привлечения его к дисциплинарной ответственности, то есть в период по <Дата> включительно.

Также приказ <№>-ок от <Дата> содержит неправильное основание увольнение истца пункт 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, который не предусматривает такое дисциплинарное взыскание как прогул.

Учитывая фактические обстоятельства дела, установленные в ходе заседаний по настоящему делу, суд полагает, что требования истца о признании незаконным приказа <№> от <Дата> о прекращении трудового договора, приказа <№>-ок <Дата> о применении дисциплинарного взыскания, вынесенные ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» в отношении Драчева Д.С. являются незаконными.

В части взыскания заработной платы за период с <Дата> суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется, прежде всего, в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности.

В соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель в Трудовом кодексе предусмотрел гарантии трудовых прав работников, направленные, в том числе против произвольного одностороннего изменения условий трудового договора, увольнения, и работодатель, реализуя основанное на положениях статей 34 и 35 Конституции Российской Федерации право на принятие необходимых кадровых решений (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, связан обязанностью соблюдать гарантии, установленные для работников.

Такое правовое регулирование имеет целью установление баланса соответствующих конституционных прав и свобод, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, справедливого согласования прав и интересов сторон в трудовом договоре.

Из части 3 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что под простоем следует понимать временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников структурного подразделения или организации. Трудовым законодательством предельный перечень обстоятельств, которые могут стать причиной простоя, не определен. Однако причиной объявления простоя могут быть лишь те обстоятельства, которые носят временный характер, вызванной объективными причинами. Работники по истечении времени простоя смогут вернуться к выполнению обязанностей по своим должностям.

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

Об указанных нарушениях в письме, поданном на имя главного врача, от <Дата> истец указывал. Более того, с приказом о допуске к работе истец был ознакомлен только <Дата>, до этого его не уведомляли о возможности приступить к работе.

При таких обстоятельствах за период с <Дата> по <Дата> суд полагает признать временем простоя по вине работодателя, в связи с чем за указанный период времени подлежат взысканию заработная плата истцу в размере 2/3 от должностного оклада.

С учетом указанного сумма заработка истца составит за указанный период без учета отпуска (с <Дата> по <Дата>) <***>

С <Дата> по дату вынесения решения судом суд полагает, что будет выплата заработной платы в установленном законом порядке как заработной платы за время вынужденного прогула.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> (далее – Положение), устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - средний заработок).

В силу пункта 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

При этом согласно пункту 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно пункту 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

При определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

При этом в силу пункта 16 Положения при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода. В случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты. При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

При этом в силу пункта 17 Положения средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение. При этом в отношении выплат, установленных в фиксированном размере и в абсолютном размере, действует порядок, установленный пунктом 16 настоящего Положения.

Суд полагает, что представленный учреждением расчет средней заработной платы выполнен неверно, поскольку им включены в средний заработок истца периоды времени, когда он был отстранен от работы в связи с 13 часов 30 минут <Дата> и до <Дата> включительно (то есть за июнь только- 17 дней подлежат учету, а не 26) простоем.

Таким образом, количество дней – 129 дней (11+20+22+10+13+17+11+8+22+17), зарплата – <***>, в итоге среднедневной заработок истца составит <***>

При этом с учетом пункта 17 Положений (увеличения ставки до 14 016 рублей с 13 525 рублей, что составило 3,5%) за период с <Дата> по <Дата> включительно истцу надлежит компенсация заработной платы за время вынужденного прогула за 108 дней с учетом данных производственного календаря. При таких обстоятельствах с общества в пользу истца подлежит взысканию с учетом НДФЛ денежные средства в размере <***>

При этом из указанной суммы подлежат исключению выплаченные истцу с учетом НДФЛ 1017 рублей 97 копеек согласно расчетному листку оплата труда.

При таких обстоятельствах с учреждения в пользу истца подлежит взысканию заработная плата в размере <***>

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что со стороны работодателя имело место нарушение трудовых прав истца в связи с незаконным увольнением, и, учитывая, что ч. 2 ст. 237 ТК РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав и не указывает конкретных видов правонарушений, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5100 рублей.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19, п.п. 1 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, исходя из удовлетворения исковых требований имущественного и неимущественного характера, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Драчева Д. С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» о признании незаконными приказов, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить.

Признать незаконными приказ <№> от <Дата> о прекращении трудового договора, приказа <№>-ок <Дата> о применении дисциплинарного взыскания, вынесенные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» (ИНН 2901052897) в отношении Драчева Д. С. (СНИЛС <№>).

Восстановить Драчева Д. С. (СНИЛС <№>) в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» (ИНН 2901052897) с <Дата> в должности <***>

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» (ИНН 2901052897) в пользу Драчева Д. С. (СНИЛС <№>) заработную плату за период с <Дата> по день вынесения решения судом, включая НДФЛ, в размере <***>, компенсацию морального вреда в размере <***>, всего взыскать <***>

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулёзный диспансер» (ИНН 2901052897) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4734 рубля 22 копейки.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова

2-767/2023 (2-4690/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура города Архангельска
Драчев Дмитрий Сергеевич
Ответчики
ГБУЗ АО АКПТД
Другие
Северо-западное управление Ростехнадзора
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Поликарпова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
28.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2022Предварительное судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее