РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1017/2021 по административному исковому заявлению Правительства Иркутской области к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области, УФССП по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее по тексту – судебный пристав-исполнитель), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее по тексту - УФССП по Иркутской области), в котором просит освободить Правительство Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству № 11671/20/38052-ИП полностью в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2019 года по гражданскому делу № 2-1980/2019 частично удовлетворены исковые требования Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Правительству Иркутской области об обязании организовать ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда, разработать проект рекультивации. В адрес Правительства Иркутской области 05 августа 2020 года поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 11671/20/38052-ИП от 30 июля 2020, где был указан срок для добровольного исполнения 5 рабочих дней. Между тем, требования исполнительного документа носят длящийся характер и требуют значительного финансирования, как из федерального, так и регионального бюджета. Лесные отношения, являющиеся предметом решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2019 года по делу № 2-1980/2019, не относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации, определенным в статье 82 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) и иных его положениях. В указанной связи реализация данных мероприятий является полномочием Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам Российской Федерации в объеме, определенном в статье 83 ЛК РФ. В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются межбюджетные трансферты (субвенции) (статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ). Согласно пункту 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 БК РФ в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Федеральном агентстве лесного хозяйства проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Федеральным агентством лесного хозяйства утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. Формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, является бюджет (статья 6 БК РФ). Бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (статья 11 БК РФ). Согласно статье 44 Устава Иркутской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Иркутской области является Законодательное Собрание Иркутской области. Правовой статус и полномочия Правительства Иркутской области установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ) и Уставом Иркутской области. Согласно статье 21 Федерального закона № 184-ФЗ к основным полномочиям Правительства Иркутской области относятся разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Иркутской области, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. В соответствии со своим правовым статусом Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции и не уполномочено на самостоятельное изменение объемов бюджетных ассигнований. Кроме того, определением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 сентября 2020 года удовлетворено заявление Правительства Иркутской области и предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 марта 2021 года. В соответствии с поручением Первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцева, а также служебной запиской главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области совершены следующие действия. Заместитель Губернатора Иркутской области А.Ю. Бунев в служебной записке № СЛ-14-4075/20 от 17 декабря 2020 года докладывает Первому заместителю Губернатора Иркутской области - Председателю Правительства Иркутской области К.Б. Зайцеву, что во исполнение решения суда по делу № 2-1980/2019 министерством лесного комплекса Иркутской области разработан проект рекультивации. В дополнение к вышеуказанной служебной записке 25 декабря 2020 года поступила информация о том, что министерством лесного комплекса Иркутской области утвержден проект рекультивации земель. Правительством Иркутской области и министерством лесного комплекса Иркутской области предпринимаются меры по рассмотрению возможности внесения мероприятий по устранению имеющихся на землях лесного фонда незаконных свалок бытовых отходов в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы. В целях ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов рассмотрен вопрос о необходимости заключения договора на очистку земель лесного фонда с региональным оператором в отрасли но обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области ООО «РТ-НЭО», но ввиду отсутствия финансирования договор заключен не был. И.о. министра финансов Иркутской области Н.В. Бояринова в служебной записке № СЛ-52-724/20-4-2-22 от 13 марта 2020 года, рассмотрев служебную записку № СЛ-91-718/20 и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Д.В. Петренева о возможности внесения в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы» мероприятия по устранению незаконных свалок бытовых отходов на землях лесного фонда сообщает, что для решения вопроса о возможности финансирования за счет средств областного бюджета необходимо установить наличие прямых полномочий органов государственной власти субъектов РФ, указанных в ЛК РФ, Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе № 184-ФЗ. Согласно служебной записке № СЛ-70-433/20 от 19 марта 2020 года и.о. заместителя Председателя Правительства Иркутской области Р.Л. Ситникова в адрес врио Губернатора Иркутской области И.И. Кобзева для ликвидации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов министерство лесного комплекса Иркутской области предлагает включить в государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы», подпрограмму «Отходы производства и потребления» на 2019-2024 годы», основное мероприятие «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» на 2019-2024 годы» мероприятие «Ликвидация несанкционированного складирования бытовых отходов на лесных участках». Для исполнения данного мероприятия в областном бюджете необходимо предусмотреть 183 066,6 руб. И.о. первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцев в служебной записке № СЛ-09-626/20 от 3 апреля 2020 года докладывает врио Губернатора Иркутской области И.И. Кобзеву о том, что статья 55 ЛК РФ и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, утратили силу с 1 октября 2010 года. В силу данных норм ранее в лесах осуществлялись, в том числе и санитарно-оздоровительные мероприятия. В соответствии с поручением Первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцева по обеспечению министерства лесного комплекса Иркутской области разработки проекта рекультивации нарушенных земель и расчетной стоимости финансирования по соответствующим расходам в целях организации процедуры закупки согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также оценки стоимости выполнения работ по утилизации свалок твердых коммунальных (бытовых) отходов, расположенных на территории Слюдянского лесничества, министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск» направлен запрос от 4 декабря 2020 года № 02-91-16659/20 о предоставлении информации о стоимости выполнения работ по утилизации шести свалок твердых коммунальных (бытовых) отходов. Генеральным директором ООО «РТ-НЭО Иркутск» С.А. Сидоровым 22 января 2021 года предоставлен ответ № БПСТ26783 на обращение министерства лесного комплекса Иркутской области о невозможности в настоящий момент провести расчет стоимости услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, указанные мероприятия целесообразно проводить в весенне-летний период, в случае сохранения актуальности предложено обратиться после схода снежного покрова повторно. В настоящее время Правительством Иркутской области решается вопрос о выделении финансирования на ликвидацию свалок на землях лесного фонда из средств областного бюджета. Обращает внимание суда на возросшую нагрузку на бюджет Иркутской области в период с 2020 по 2021 года, вызванную значительными затратами по ликвидации результатов последствий чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года на территории Иркутской области, ликвидация которых происходит по настоящий момент, а также на финансирование мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. Кроме того, важнейшей задачей бюджетной политики Иркутской области является сохранение среднесрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Иркутской области. Распространение коронавирусной инфекции в 2020 году являлось значимым для Иркутской области: важным стало снижение налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли в связи с падением цены на нефть. Потребовалось применение более критичного подхода к формированию расходов, перераспределив ресурсы на приоритетные направления. Бюджет Иркутской области сохранил свою социальную направленность, в связи с чем, Законом Иркутской области от 16 декабря 2020 года № 114-03 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок не были предусмотрены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин, повлекших нарушение должником срока для добровольного исполнения.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 05 февраля 2021 года в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено межрайонное ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области.
В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Сердюкова И.И. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку все действия совершенные судебным приставом-исполнителем, являются законными и обоснованными, применены в соответствии с Федеральными законам, регулирующими условия и порядок принудительного исполнения решения суда, нарушений законодательства со стороны судебного пристава-исполнителя не имеется, также просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № 11671/20/38052-ИП от 30.07.2020, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу требований части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 июня 2019 года по гражданскому делу № 2-1980/2019 по исковому заявлению Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Правительству Иркутской области об организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда, обязании разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды, исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство лесного комплекса Иркутской области, Правительство Иркутской области возложена обязанность по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе, Иркутской области, в районе 127 км трассы «Байкал» справа перед мостом через р. «Безымянная» под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номер 38:25:000000:422 площадью 1148.5м2; в районе территорий Утуликского муниципального образования в Слюдянском районе, Иркутской области, в районе 122 км трассы «Байкал» справа, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:422 площадью 25.89 м2; на территории Слюдянского района, Иркутской области, в районе 153 км а/д Байкал около реки Большая Осиновка, перед п. Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:268 (в районе земельного участка с кадастровым номером 38:25:020108:883) площадью 6438 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 46 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке, с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 121,16 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке, с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 30 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 25 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке, с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 25 м2, а также обязанность провести мероприятия по разработке проекта рекультивации земель.
Решение суда вступило в законную силу 30 июля 2019 года.
30 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Тюриной О.С. на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС № 034726819 от 23.07.2020, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу № 2-1980/2019, возбуждено исполнительное производство № 11671/20/38052-ИП с предметом исполнения: возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области, Правительство Иркутской области обязанность по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда: в районе территории Утуликского муниципального образования, в Слюдянском районе, Иркутской области, в районе 127 км трассы «Байкал» справа перед мостом через р. «Безымянная» под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:422 площадью 1148.5м2; в районе территорий Утуликского муниципального образования в Слюдянском районе, Иркутской области, в районе 122 км трассы «Байкал» справа, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:422 площадью 25.89 м2; на территории Слюдянского района, Иркутской области, в районе 153 км а/д «Байкал» около реки Большая Осиновка, перед п. Солзан, под ЛЭП, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:268 (в районе земельного участка с кадастровым номером 38:25:020108:883) площадью 6438 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 46 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке, с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 121,16 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 30 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 30 м2; в районе территории Новоснежнинского сельского поселения, на территории Байкальского участкового лесничества, Муринская дача, кварталы №№: 7ч-11ч, в 25 метрах западнее от уреза воды озера Байкал, в Слюдянском районе, Иркутской области, на земельном участке с кадастровым номером 38:25:000000:829 площадью 25 м2, а также провести мероприятия по разработке проекта рекультивации земель.
Правительству Иркутской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (пункт 2 резолютивной части постановления от 30.07.2020 о возбуждении исполнительного производства).
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Тюриной О.С. от 25 августа 2020 года с Правительства Иркутской области взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что Правительством Иркутской области исполнительный документ серии ФС № 034726819 в срок до 11.08.2020, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 04.08.2020. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как следует из представленных административным истцом документов, в рамках исполнительного производства № 11671/20/38052-ИП Правительством Иркутской области приняты меры, направленные на исполнение судебного акта, а именно в соответствии с поручением Первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцева, а также служебной запиской главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области совершены следующие действия. Заместитель Губернатора Иркутской области А.Ю. Бунев в служебной записке № СЛ-14-4075/20 от 17 декабря 2020 года докладывает Первому заместителю Губернатора Иркутской области - Председателю Правительства Иркутской области К.Б. Зайцеву, что во исполнение решения суда по делу № 2-1980/2019 министерством лесного комплекса Иркутской области разработан проект рекультивации. В дополнение к вышеуказанной служебной записке 25 декабря 2020 года поступила информация о том, что министерством лесного комплекса Иркутской области утвержден проект рекультивации земель. Правительством Иркутской области и министерством лесного комплекса Иркутской области предпринимаются меры по рассмотрению возможности внесения мероприятий по устранению имеющихся на землях лесного фонда незаконных свалок бытовых отходов в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы. В целях ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов рассмотрен вопрос о необходимости заключения договора на очистку земель лесного фонда с региональным оператором в отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области ООО «РТ-НЭО», но ввиду отсутствия финансирования договор заключен не был. И.о. министра финансов Иркутской области Н.В. Бояринова в служебной записке № СЛ-52-724/20-4-2-22 от 13 марта 2020 года, рассмотрев служебную записку № СЛ-91-718/20 и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Д.В. Петренева о возможности внесения в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы» мероприятия по устранению незаконных свалок бытовых отходов на землях лесного фонда, сообщает, что для решения вопроса о возможности финансирования за счет средств областного бюджета необходимо установить наличие прямых полномочий органов государственной власти субъектов РФ, указанных в ЛК РФ, Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе № 184-ФЗ. Согласно служебной записке № СЛ-70-433/20 от 19 марта 2020 года и.о. заместителя Председателя Правительства Иркутской области Р.Л. Ситникова в адрес врио Губернатора Иркутской области И.И. Кобзева для ликвидации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов министерство лесного комплекса Иркутской области предлагает включить в государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы», подпрограмму «Отходы производства и потребления» на 2019-2024 годы», основное мероприятие «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» на 2019-2024 годы» мероприятие «Ликвидация несанкционированного складирования бытовых отходов на лесных участках». Для исполнения данного мероприятия в областном бюджете необходимо предусмотреть 183 066,6 рублей. И.о. первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцев в служебной записке № СЛ-09-626/20 от 3 апреля 2020 года докладывает врио Губернатора Иркутской области И.И. Кобзеву о том, что статья 55 ЛК РФ и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, утратили силу с 1 октября 2010 года. В силу данных норм ранее в лесах осуществлялись, в том числе и санитарно-оздоровительные мероприятия. В соответствии с поручением Первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области К.Б. Зайцева по обеспечению министерства лесного комплекса Иркутской области разработки проекта рекультивации нарушенных земель и расчетной стоимости финансирования по соответствующим расходам в целях организации процедуры закупки согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также оценки стоимости выполнения работ по утилизации свалок твердых коммунальных (бытовых) отходов, расположенных на территории Слюдянского лесничества, министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск» направлен запрос от 4 декабря 2020 года № 02-91-16659/20 о предоставлении информации о стоимости выполнения работ по утилизации шести свалок твердых коммунальных (бытовых) отходов. Генеральным директором ООО «РТ-НЭО Иркутск» С.А. Сидоровым 22 января 2021 года предоставлен ответ № БПСТ26783 на обращение министерства лесного комплекса Иркутской области о невозможности в настоящий момент провести расчет стоимости услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, указанные мероприятия целесообразно проводить в весенне-летний период, в случае сохранения актуальности предложено обратиться после схода снежного покрова повторно. В настоящее время Правительством Иркутской области решается вопрос о выделении финансирования на ликвидацию свалок на землях лесного фонда из средств областного бюджета.
Более того, как следует из определения Кировского районного суда г. Иркутска от 17 сентября 2020 года, заявление Правительства Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17.06.2019 по гражданскому делу № 2-1980/2019 по иску Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Правительству Иркутской области об организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда, обязании разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды, удовлетворено частично. Правительству Иркутской области предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 17.06.2019 по гражданскому делу № 2-1980/2019 по иску Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Правительству Иркутской области об организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенных на землях лесного фонда, обязании разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды до 01 марта 2021 года.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Правительство Иркутской области от исполнения решения суда не уклоняется.
В подтверждение отсутствия злостного умысла в неисполнении вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на то, что для полного исполнения требований исполнительного документа возникает необходимость в выделении дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии объективных причин, повлекших нарушение Правительством Иркутской области срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Правительством Иркутской области совершены действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок, судебному приставу-исполнителю поданы соответствующие заявления об отложении исполнительных действий. Более того, Правительству Иркутской области определением суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 марта 2021 года. Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
При таких обстоятельствах административное исковое требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области от 25 августа 2020 года в рамках исполнительного производства № 11671/20/38052-ИП, возбужденного 30 июля 2020 года, в размере 50 000 рублей суд находит подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое требование Правительства Иркутской области - удовлетворить.
Освободить Правительство Иркутской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюриной Ольги Сергеевны от 25 августа 2020 года в рамках исполнительного производства № 11671/20/38052-ИП, возбужденного 30 июля 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 10.03.2021.