Решение по делу № 33-1025/2023 (33-11782/2022;) от 15.12.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Дело № 2-1956/2022    № 33-1025/2023 Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции Гончаров В.Н.Старова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2023 года                       город Симферополь

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего     Старовой Н.А.,

судей                    Богославской С.А., Галимова А.И.,

при секретаре            Сенокосовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Виноградовой А.И. к администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым о признании категории земельного участка землями населенных пунктов, при участии третьего лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,по апелляционной жалобе Виноградовой А.И. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 25.10.2022 года,-

установила:

Виноградова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым о признании категории земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, площадью 59999 кв.м., с кадастровым номером - землями населенных пунктов.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, площадью 59999 кв.м., с кадастровым номером . Истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении сведений о категории земельного участка - земли населенных пунктов. Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 06.05.2021 года отказано во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений относительно категории земельного участка с кадастровым номером в связи с тем, что на запрос государственного регистратора в администрацию Сакского района Республики Крым не поступила информация о нахождении земельного участка в границах населенного пункта.

В связи с вышеуказанным считает, что ее права и законные интересы нарушены и подлежат судебной защите, поскольку решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года утвержден Генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, в соответствии с которым принадлежащий истцу земельный участок включен в границы <адрес>

Согласно информационному письму администрации Сакского района Республики Крым от 25.02.2021 года №77/22/3-5/1320 земельный участок с кадастровым номером отражен на карте градостроительного зонирования в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

В соответствии с Техническим заданием №14/06-2021 от 28.06.2021 года на разработку проекта планировки и проекта межевания части территории ориентировочной площадью 59999 кв.м., включая границы исходного земельного участка с кадастровым номером утвержденным администрацией Сакского района Республики Крым, указанный земельный участок также отображен в границах Штормовского сельского поселения.

Кроме того, согласно заключению по результатам общественных обсуждений по проекту Генерального плана Штормовского сельского поселения от 31.08.2018 года, одобрено предложение о включении указанного земельного участка в границы Штормовского сельского поселения.

Таким образом, фактически принадлежащий истцу земельный участок согласно действующего генерального плана Штормовского сельского поселения находится в границах населенного пункта.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 25.10.2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, Виноградова А.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что земельный участок с кадастровым номером согласно генерального плана Штормовского сельского поселения от 31.08.2018 года, включен в границы Штормовского сельского поселения. Указанный генеральный план является действующим, до настоящего времени не изменен. Считает необоснованной ссылку суда на Распоряжение Главы Республики Крым от 05.11.2019 №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», которым запрещено изменение видов разрешённого использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в состав земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку, поскольку истец просил установить категорию земли как земли населенных пунктов, а не изменить вид использования на предусматривающий жилую застройку. Кроме того, по мнению апеллянта, поручение Главы Республики Крым от 16.01.2019 г. №1//01-32/144 в части недопущения направления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, противоречит требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления обязаны направлять информацию о границах населенных пунктов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Ненаправление таких сведений, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц и ведёт к нарушению прав таких лиц.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Виноградова А.И. и ее представитель Ибрагимов Э.П. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представляли.

Согласно положениям ст.ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте судебного заседания была заблаговременно размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

На основании ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, доводы апеллянта и его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции соответствует указанным требованиям.

Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Виноградова А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 59999 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, в соответствии со свидетельством о праве собственности, выданным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.03.2016 года (л.д.6).

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № КУВД-001/2021-14656262/1 от 06.05.2021 года Виноградовой А.И. отказано во внесении изменений в ЕГРН сведений относительно категории указанного земельного участка как земель населенных пунктов, поскольку администрацией Сакского района Республики Крым не предоставлен ответ на межведомственный запрос Государственного регистратора об изменении категории земельного участка (л.д.8).

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу п.п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

На основании ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). В данный перечень не входит использование земель сельскохозяйственного назначения для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.

В свою очередь, в силу ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона    от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон N 172-ФЗ). Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. При этом переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется (ч.ч. 3, 4 ст. 5 Закона N 172-ФЗ).

В силу положений ст. 2, 3 Закона N 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности РФ, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта РФ.

Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлен общий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, который является закрытым.

Следует отметить, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, поименованных в ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ. Например, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится в случае установления или изменения черты населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

На основании ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

На основании изложенного, законом предусмотрена возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе, в случае установления или изменения черты населенных пунктов.

При этом утверждение или изменение генерального плана должно осуществляться в установленном законом порядке.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст.10 Закона Республики Крым от 16.01.2015 №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» предусмотрено, что состав генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов в Республике Крым устанавливается в соответствии с ГрК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Правила землепользования и застройки могут разрабатываться в составе генерального плана городского и сельского поселений.

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).

В силу ч. 2 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генеральный план поселения, как документ территориального планирования муниципального образования содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (ч. 11 ст. 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 2 ст. 28 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Статьей 25 (ч.ч. 1, 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение. Так, п. 2 ч. 2 упомянутой статьи установлено, что, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, то названный проект подлежит обязательному согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Закона Республики Крым от 19.07.2022 года N307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым»совет министров Республики Крым является высшим исполнительным органом Республики Крым. Совет министров Республики Крым является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Крым.Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы Республики Крым.

В силу п.1.1 Положения о министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 146, министерство сельского хозяйства Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом Республики Крым, осуществляющим разработку и реализацию в Республике Крым государственной аграрной политики и наделенным полномочиями по государственной поддержке и реализации государственной политики в сферах сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства) на территории Республики Крым.

Решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года утвержден Генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, в соответствии с которым принадлежащий истцу земельный участок включен в границы с<адрес> (л.д. 22).

Согласно информационному письму администрации Сакского района Республики Крым от 25.02.2021 года №77/22/3-5/1320 земельный участок с кадастровым номером отражен на карте градостроительного зонирования в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на основании Генерального плана, утвержденного решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года (л.д.9).

Как следует из содержания решения внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года, оно принято органом местного самоуправления без соответствующего согласования с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Республики Крым, а именно министерством сельского хозяйства Республики Крым.

Согласно информационному письму администрации Сакского района Республики Крым от 30.01.2023 года №77/548/01-41/1 генеральные планы сельских поселений Сакского района Республики Крым приняты в 2018 году с замечаниями государственных органов исполнительной власти Республики Крым в части необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, а также отрицательных заключений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (л.д.143).

Как следует из поступившего в адрес Верховного Суда Республики Крым ответа министерства сельского хозяйства Республики Крым №08/1316-17/1 от 15.03.2018 года, направленного в администрацию Сакского района Республики Крым, министерство не согласовало генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района, поскольку в министерство не представлено обоснования перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (л.д.165-167).

В силу ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с министерством сельского хозяйства Республики Крым, ведет к нарушению норм действующего законодательства.

Учитывая отсутствие согласования с министерством сельского хозяйства Республики Крым, сам по себе факт нахождения земельного участка с кадастровым номером , в границах Штормовского сельского поселения не влечет за собой изменение его категории с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.

Оснований считать состоявшимся перевод категории спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов в связи с утверждением генерального плана не имеется.

Абзацем 4 п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абз. 13 ст. 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Согласно Распоряжению Главы Республики Крым от 05.11.2019 №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» запрещено изменение видов разрешённого использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в состав земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым приостановить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешённого использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку.

Кроме того, согласно поручению Главы Республики Крым от 16.01.2019 №1/01-32/144, в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населённых пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено: не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населённых пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населённых пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы в той части, что суд, отказывая в иске, необоснованно сослался на Распоряжение Главы Республики Крым от 05.11.2019 №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», которым запрещено изменение видов разрешённого использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в состав земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку, поскольку истец просил установить категорию земли как земли населенных пунктов, а не изменить вид использования на предусматривающий жилую застройку.

Из содержания ст. 83 ЗК РФ следует, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Как следует из ответа администрации Сакского района Республики Крым от 25.02.2021 года №77/22/3-5/1320 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером отражен на карте градостроительного зонирования в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на основании Генерального плана, утвержденного решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года в подзоне индивидуальной застройки и малоэтажной застройки.

Из Выписки из Правил землепользования и застройки Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (градостроительный регламент), утвержденных решением Сакского районного совета от 28.12.2018 года № 235, на земельный участок с кадастровым номером следует, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными жилыми домами, основными видами разрешенного использования являются, в том числе, код 2.1 - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1.1 - малоэтажная многоквартирная застройка, 2.3 - блокированная жилая застройка (л.д. 74).

Таким образом, при установлении категории земли как земли населенных пунктов, возможно установление вида разрешенного использования под жилую застройку.

Судебной коллегией отклоняется довод апеллянта, что поручение Главы Республики Крым от 16.01.2019 г. №1//01-32/144 в части недопущения направления в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, противоречит требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления обязаны направлять информацию о границах населенных пунктов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости как несостоятельный.

Согласно пунктам 2, 3, 8, 11 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населённых пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населённых пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.

Поручение Главы Республики Крым от 16.01.2019 г. №1//01-32/144 относится к случаям, когда решения представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населённых пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованы с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым. Главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено: не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населённых пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населённых пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В данном случае министерством сельского хозяйства Республики Крым письмом №08/1316-17/1 от 15.03.2018 года, направленным в администрацию Сакского района Республики Крым, не согласовало генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района, поскольку в министерство не представлено обоснования перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, также разъяснено, что рассмотрение вопроса об изменении границ населенных пунктом за счет земельных участком из земель сельскохозяйственного назначения, возможно в случае предоставления в министерство мотивированных предложений с обоснованием площади и причин такого изменения (л.д. 165-167).

Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта.

Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,-

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 25.10.2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградовой А.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий                Старова Н.А.

Судьи                            Богославская С.А.

Галимов А.И.

33-1025/2023 (33-11782/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Виноградова Алена Ивановна
Ответчики
Администрация Штормовоского сельского поселения
Администрация Сакского района
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Старова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
15.12.2022Передача дела судье
01.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее