Решение по делу № 2а-5061/2019 от 29.08.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2019 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5061/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Ангарской городской общественной организации «Теннисный клуб»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста России по Иркутской области обратилось в суд с административным исков, в обосновании требований, указав, что Ангарская городская общественная организация «Теннисный клуб» зарегистрирована УФНС Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 09.11.2012 за основным государственным регистрационным номером . Сведения о административном ответчике внесены в ЕГРЮЛ. Место нахождения ответчика – ..., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 15.08.2019 года. Руководителем организации является ФИО4 В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями 02.08.2018 в адрес организации Управлением Министерства юстиции РФ вынесено предупреждение об устранении нарушений абз.4,8 ч.1 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», поскольку организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2016-2018 г.г., с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе, не представила отчеты за 2015-2017 годы по форме ОН0003, не исполнила обязанность по опубликованию отчета об использовании своего имущества, не обеспечила доступность ознакомления с указанным отчетом. В срок, установленный в предупреждении до 28.09.2018, организация нарушения не устранила. 05.10.2018 Управлением вынесено повторное письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 22.11.2018. Однако нарушения законодательства в установленный в предупреждении срок не устранены. 15.08.2019 в ходе проверки было установлено, что в нарушение абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» ответчик не представил информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2015-2018 годы по форме и в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, рганизацией допущены нарушения законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении в Управление ежегодной информации. Допущенные нарушения являются основанием для ликвидации юридического лица. Просит признать Ангарскую городскую общественную организацию «Теннисный клуб» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста России по Иркутской области не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Ангарской городской общественной организации «Теннисный клуб» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых указал, что все допущенные ранее нарушения федерального закона устранены, просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области, Инспекции ФНС России по г.Ангарску в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В письменном отзыве поддержали заявленные требования истца, просили рассматривать дела в отсутствие представителя УФНС России по Иркутской области.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Ангарску в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлены письменные пояснения о том, что Ангарская городская общественная организация «Теннисный клуб» находится на упрощенной системе налогообложения, налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за 2016,2017,2018 годы в Инспекцию представлена.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.

Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Судом установлено, что административным истцом в адрес ответчика 02 августа 2018 года вынесено предупреждение за непредставление в Управление отчетов за 2014-2017 по форме №ОН0003, не опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом, со сроком устранения имеющихся нарушений до 28 сентября 2018 года (л.д.39).

К данному сроку нарушения не были устранены, истребованная информация административным ответчиком не была представлена.

05.10.2018 в адрес ответчика повторно вынесено предупреждение об устранении имеющихся нарушений в срок до 22.11.2018 года.

В указанный срок нарушение устранены не были.

Письменное предупреждение направлялось по адресу (месту нахождения) Организации (...), но было возвращено в адрес отправителя - Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области организацией связи по истечении срока хранения (л.д. 41,45).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, предупреждение считается доставленным общественному объединению.

Согласно письменным пояснениям административного ответчика по состоянию на 30.10.2019 АГОО «Теннисный клуб» предоставила в ГУ Минюста России по Иркутской области отчеты за период с 2016 по 2018 годы, что также подтверждается распечаткой с сайта Минюста России по Иркутской области.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 23 сентября 2014 года N 24-П, от 12 марта 2015 года N 4-П и другие), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на необходимость учета в правоприменительной практике, в том числе судебной, ранее сформулированных им подходов относительно правовых последствий принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения, в котором проверяемая норма закона, не признанная не соответствующей Конституции Российской Федерации, подвергается конституционно-правовому истолкованию.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что его решение, которым подтверждается конституционность нормы именно в данном им истолковании и тем самым исключается любое иное, то есть неконституционное, ее истолкование и применение, имеет в этой части такие же последствия, как и решение, которым норма признается не соответствующей Конституции Российской Федерации, что влечет утрату ею юридической силы, и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; оно не может быть пересмотрено другими органами или преодолено путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта либо посредством применения нормативного правового акта в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, а также обязывает всех правоприменителей, включая суды общей юрисдикции и арбитражные суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Юридическое последствие решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы, - прекращение ее действия (и, соответственно, применения) в неконституционном истолковании, а значит, утрата ею силы на будущее время в любом ином - расходящемся с выявленным конституционно-правовым - смысле, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что такая норма по общему правилу, вытекающему из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, частей первой, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, а правоприменительные органы обязаны учитывать сформулированную в нем позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой (Постановления от 7 ноября 2012 года N 24-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П; Определения от 11 ноября 2008 года N 556-О-Р, от 9 ноября 2010 года N 1437-О-П и другие).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина ФИО3, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание фактические обстоятельства, подтверждающие активную деятельность общественной организации и неумышленный характер допущенных нарушений, выявленных территориальным органом Министерства юстиции России по Иркутской области, а также фактическое устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 263-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Ангарской городской общественной организации «Теннисный клуб» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья А.В.Черных

2а-5061/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской обл.
Ответчики
Ангаская общественная организайия Теннесный клуб
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области
Матиенко Дмитрий Васильевич
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области
ИФНС
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Черных А.В.
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация административного искового заявления
29.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2019Подготовка дела (собеседование)
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2019Судебное заседание
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее