дело № 2а-2998/2021 (№ 33а-1111/2022) судья Большова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Исаковской Э.Л., Ретинского Д.А.,
при секретаре Яковлевой Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2021 г. по делу по административному иску Упельник В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании отказов в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков незаконными.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
Упельник В.В. обратилась в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании отказов № № от 11.11.2021, № № от 11.11.2021, № № от 11.11.2021 отказов в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков незаконными, обязании устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административный истец Упельник В.В. указала на то, что является ветераном Великой Отечественной войны и состоит на учете для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, что подтверждается уведомлением от 08.07.2020.
Для реализации своего права ею подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий площадью 1200, 1199 и 1098 кв.м на каждый.
Она обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков.
Однако в этом ей было отказано.
Считает отказы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № №-13/16144 от 11.11.2021, № № от 11.11.2021, № № от 11.11.2021 незаконными.
Так, из ответа № № от 11.11.2021 следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 1200 кв.м на основании постановления администрации Зареченского района г. Тулы от 13.03.1995 № № принадлежит иному гражданину.
Однако, не имея иной информации, кроме той, которая содержится в полученном ответе, при отсутствии возможности проверки ее достоверности, у нее имеются сомнения в ее обоснованности, а также правильной идентификации на местности.
Ответом № № от 11.11.2021 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка площадью 1199 кв.м пересекаются с границами земельного участка, в отношении которого министерством на основании ранее поданного заявления принято распоряжение от 16.09.2021 № 2203 о предварительном согласовании данного земельного участка другому лицу.
Она также лишена возможности проверить изложенную в данном ответе информацию.
Из ответа № № от 11.11.2021 следовало, что в отношении испрашиваемого земельного участка ранее другим лицом подавалось заявление о предоставлении в аренду земельного участка, министерством обеспечено опубликование извещения № №, после чего в министерство поступили заявления о намерении участвовать в аукционе иных граждан.
Она ознакомилась с информацией, размещенной на сайте, и выявила, что 26.03.2021 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1098 кв.м, имеющего местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 55 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Дата и время окончания приема заявок: 9.00 24.04.2021.
Торги по данному участку завершены, сведений о поступлении заявок об участии в аукционе на сайте не содержится.
05.08.2021 извещение помещено в архив.
Ей известно, что в сентябре 2021 года сведения о земельном участке с кадастровым номером №, содержащиеся в ЕГРН аннулированы, и земельный участок снят с кадастрового учета в соответствии с п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Из этого следует, что в отношении того земельного участка, который был сформирован министерством по ранее поданному заявлению уже проводился аукцион, однако никто приобретать в аренду данный земельный участок желания не изъявил, в связи с чем этот земельный участок и снят с кадастрового учета.
Тем самым, препятствий в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 1098 кв.м у министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не имелось.
В судебное заседание административный истец Упельник В.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Упельник В.В. по доверенности и ордеру адвокат Дорошенко Я.А. в судебном заседании от административных исковых требований к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа № № от 11.11.2021 отказался, отказ от части административных исковых требований принят судом, определением суда от 24.12.2021 производство по делу в данной части прекращено в связи с отказом от части административных исковых требований. В остальной части представитель административного истца требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования г. Тулы, правительства Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2021 г. постановлено:
административные исковые требования Упельник В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г. Тулы о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков удовлетворить частично.
Признать отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021 незаконным.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление представителя Упельник В.В. по доверенности Сергиенко Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке.
В удовлетворении иных требований Упельник В.В. отказать.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Упельник В.В. по доверенности и ордеру адвоката Дорошенко Я.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанова С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Упельник В.В. как ветеран Великой Отечественной войны состоит на учете для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
13.10.2021 Упельник В.В. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно:
- площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства;
- площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021 Упельник В.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: г<адрес>, по основаниям, предусмотренным подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок на основании постановления администрации Зареченского района г. Тулы от 13.03.1995 № № принадлежит иному гражданину.
Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений, изложенному в письме № № от 11.11.2021 Упельник В.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по основаниям, предусмотренным подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, п. 13 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона, в порядке, предусмотренном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с данными отказами, Упельник В.В. обратилась в суд за признанием их незаконными.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Проверяя полномочия должностного лица на принятие оспариваемых решений от 11.11.2021 №№ 29-01-13/16144, 29-01-13/16143, судебная коллегия установила, что они приняты уполномоченным должностным лицом в соответствии с приказом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 19.05.2020 № 45, положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452.
Исходя из содержания писем министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021, № № от 11.11.2021, судебная коллегия приходит к выводу о том, что министерством имущественных и земельных отношений Тульской области приняты решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность.
Действующее законодательство не содержит каких-либо конкретных требований к такому решению, однако по своей форме, содержанию ответы об отсутствии оснований для предварительного согласования предоставления земельных участков в собственность отвечает формальным требованиям закона, и к нарушению прав и законных интересов административного истца не приводит.
Разрешая заявленные требования Упельник В.В. о признании отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется, поскольку административный истец обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, принадлежащего иному лицу.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13.1, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного кодекса.
Согласно пп. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного кодекса.
В силу абз. 1 п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Материалами дела достоверно установлено, что испрашиваемый Упельник В.В. к предоставлению в собственность земельный участок постановлением администрации Зареченского района г. Тулы от 13.03.1995 № № предоставлен в аренду для строительства жилого дома Р.Н.
Сведения о том, что данный акт на момент рассмотрения заявления Упельник В.В. – 11.11.2021 отменен, оспорен в судебном порядке либо правообладатель отказывался от своих прав на земельный участок отсутствуют, следовательно, предоставление земельного участка другому лицу не может быть осуществлено без принудительного изъятия этого земельного участка в установленном законом порядке.
Доказательств, подтверждающих прекращение права аренды Р.Н. на 11.11.2021 на указанный земельный участок стороной административного истца не представлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции относительно того, что испрашиваемый земельный участок принадлежит иному лицу и не мог быть предоставлен Упельник В.В. соответствуют материалам дела, какими-либо доказательствами не опровергаются.
Доводы стороны административного истца в суде апелляционной инстанции о том, что впоследствии постановление администрации Зареченского района г. Тулы от 13.03.1995 № № отменено на основании распоряжения администрации г. Тулы от 15.12.2021 № №, и спорный земельный участок предоставлен на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 13.01.2022 № № Н.А., изложенные выше выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку указанные обстоятельства возникли после рассмотрения заявления Упельник В.В. от 13.10.2021.
Удовлетворяя требования Упельник В.В. о признании отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021 незаконным и возложении на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке, суд первой инстанции исходил из того, Саватеевой М.Б., обратившейся с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на аукционе, отказано в его предоставлении без проведения аукциона ввиду поступления заявления участвовать в аукционе от иного гражданина. Однако таких заявлений суду не представлено, в связи с чем, отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № № от 11.11.2021 вынесен по непроверенным в полном объеме обстоятельствах.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение в названой части указанным требованиям не отвечает.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не оспаривали того обстоятельства, что испрашиваемый Упельник В.В. земельный участок площадью 1198 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 55 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>, является одним и тем же земельным участком, о котором возник спор, а также данное обстоятельство подтверждается представленными министерством имущественных и земельных отношений Тульской области совмещенными схемами.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно положениям п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Так, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из кадастрового дела объекта недвижимости, сведений о характеристиках объекта недвижимости, следует, что изначально земельный участок с кадастровым номером 71:30:060403:137 сформирован на основании постановления администрации г. Тулы от 13.03.2007 № 870 «О формировании земельного участка № 134, расположенного в северо-восточной части пос. Горелки в Зареченском районе г. Тулы для индивидуального жилищного строительства». Данным постановлением утвержден проект границ проектируемого земельного участка, а также постановлено обеспечить публикацию сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого для индивидуального жилищного строительства.
Тем самым, данный земельный участок сформирован в 2007 году для продажи на торгах, проводимых в форме аукциона.
Сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16.08.2007, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют.
15.07.2021 земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета в соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
02.03.2021 Н.А. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду для строительства индивидуального жилого дома на аукционе.
26.03.2021 Н.А. письмом № № сообщено о том, что министерством рассматривается вопрос о публикации извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей. О принятом решении она будет уведомлена дополнительно.
26.03.2021 на сайте torgi.ru министерством имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано сообщение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе. В сообщении указано о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №137 в аренду.
15.04.2021 в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области поступило заявление от А.М., исследованное судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ, где последний просил включить его в участники аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
20.04.2021 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом № № А.М. сообщено о том, что извещение о проведении аукциона будет размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, а также опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В свою очередь, М.Б. письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 21.04.2021 № № сообщено о том, что в отношении испрашиваемого ею земельного участка поступило заявление о намерении участвовать в аукционе от иного гражданина, в связи с чем, предоставление земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, и будут проводиться мероприятия по получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, определения начальной цены предмета аукциона. М.Б. в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № без проведения аукциона отказано.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 01.11.2021 № № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, южнее земельного участка с кадастровым номером № в г. Туле.
Проанализировав изложенные выше нормативные акты и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку изначально испрашиваемый земельный участок был сформирован для продажи на торгах, проводимых в форме аукциона, после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства поступило заявление иного гражданина о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области проводились мероприятия по реализации его именно на торгах, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, земельный участок является предметом аукциона, то уполномоченным органом обоснованно принято решение об отказе Упельник В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, п. 13 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), так как предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона, в порядке, предусмотренном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.
Доводы стороны административного истца о том, что торги по спорному земельному участку до момента обращения Упельник В.В. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность завершены, сведения о поступлении заявок об аукционе отсутствуют, никто желания приобрести земельный участок не изъявил, что свидетельствует о незаконности принятого министерством имущественных и земельных отношений Тульской области решения от 11.11.2021, судебная коллегия находит необоснованными по основаниям, изложенным выше.
Снятие земельного участка с кадастрового учета само по себе не исключает возможности сформировать его заново и принять решение о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона.
На основании изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о незаконности принятого министерством имущественных и земельных отношений Тульской области решения № № от 11.11.2021 и возложении на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, то решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24.12.2021 в части удовлетворения административных исковых требований Упельник В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании отказа № № от 11.11.2021 незаконным, обязании министерства имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление представителя Упельник В.В. по доверенности Сергиенко Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке, надлежит отменить, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24.12.2021 надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2021 г. в части удовлетворения административных исковых требований Упельник В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании отказа № № от 11 ноября 2021 г. незаконным, обязании министерства имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление представителя Упельник В.В. по доверенности Сергиенко Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке, отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных административных исковых требований Упельник В.В. отказать.
В остальной части решений Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2021 г. оставить без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи