Решение по делу № 33а-3032/2021 от 07.06.2021

Судья Зайцева М.В.        Дело № 2а-1463/2021

УИД № 35RS0010-01-2020-018405-94

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2021 года № 33а-3032/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Ширяевской Е.С., Мещеряковой Н.В.,

при секретаре Ивановой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Шмельковой Е.В. по доверенности Овчарук Н.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 марта 2021 года по административному исковому заявлению Шмельковой Елены Владимировны к администрации Вологодского муниципального района, заместителю руководителя администрации Вологодского муниципального района Вениеву Р.И. о признании незаконным отказа от 27 ноября 2020 года в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 35:25:0505050-1054 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., судебная коллегия

установила:

28 октября 2020 года Шмелькова Е.В., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1499 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в администрацию Вологодского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и принадлежащего ей земельного участка. Одновременно представила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой при перераспределении площадь земельного участка с кадастровым номером №... должна составить 1889 кв.м.

27 ноября 2020 года письменным уведомлением №... администрация Вологодского муниципального района Вологодской области отказала Шмельковой Е.В. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с постановлением администрации Вологодского муниципального района от 02 марта 2020 года №... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №...», также территория позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам.

Не согласившись с указанным решением администрации Вологодского муниципального района, Шмелькова Е.В. обратилась в Вологодский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ в заключении со Шмельковой Е.В. соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., обязать административного ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение по её заявлению о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №... и земель, государственная собственность на которые не разграничена с соблюдением требований земельного законодательства.

В обоснование заявленных требований указала, что проверкой, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 09 ноября 2020 года установлено, что фактически Шмельковой Е.В. используется земельный участок площадью 1969 кв.м. Фактические границы земельного участка 1969 кв.м устанавливали предыдущие собственники. На спорной части земельного участка площадью 470 кв.м находится баня, принадлежащая истцу, таким образом, данная часть участка является единым землепользованием с земельным участком с кадастровым номером №....

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 22 марта 2021 года Шмельковой Е.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Шмельковой Е.В. по доверенности Овчарук Н.Н., ссылаясь на прежние доводы, ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения. Указывает, что образовать самостоятельный земельный участок не представляется возможным, так как по всему периметру участок огорожен забором, установленным предыдущими собственниками.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, не находит оснований для его отмены.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии такого основания как - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Согласно подпункту 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Из пункта 1 указанной статьи следует, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные Шмельковой Е.В. требования и отказывая в их удовлетворении, ссылаясь на приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ не нарушает права административного истца, поскольку существует возможность формирования самостоятельного земельного участка, соответствующего требованиям градостроительного регламента Правил землепользования и застройки Майского сельского поселения.

С таким выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером №... расположен по адресу: <адрес>

Участок поставлен на государственный кадастровый учёт 16 марта 2020 года, относится к землям населённых пунктов с разрешённым использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», находится в собственности Шмельковой Е.В. на основании соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №... находящегося в частной собственности от 08 апреля 2020 года.

02 марта 2020 года постановлением администрации Вологодского муниципального района №... утверждена схема земельного участка с условным номером :ЗУ1 на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №... площадью 1499 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1200 кв.м, находящегося в собственности Шмельковой Е.В., и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Установлено местонахождение образуемого земельного участка – <адрес>

28 октября 2020 года Шмелькова Е.В., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым №... площадью 1499 кв.м, обратилась в администрацию Вологодского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и принадлежащего ей земельного участка. Одновременно представила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой при перераспределении площадь земельного участка с кадастровым номером №... должна составить 1889 кв.м.

27 ноября 2020 года письменным уведомлением №... администрация Вологодского муниципального района Вологодской <адрес> отказала Шмельковой Е.В. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с постановлением администрации Вологодского муниципального района от 02 марта 2020 года №... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №...», также территория позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам.

Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 16 августа 2017 года № 238 утверждены правила землепользования и застройки Майского сельского поселения Вологодского муниципального     района.

В соответствии с указанными правилами землепользования и застройки Майского сельского поселения Вологодского муниципального района и картой градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне - ЗН (зона населенного пункта), основными видами разрешенного использования которого являются «ведение огородничества», предельные минимальный размеры земельных участков - 300 кв.м, максимальный - 1500 кв.м; «ведение садоводства», предельные минимальный размеры земельных участков: минимальный - 300 кв.м, максимальный - 3000 кв.м, соответственно.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной Шмельковой Е.В. одновременно с заявлением о перераспределении земельных участков, усматривается, что площадь участка из земель, находящихся в государственной собственности, который путем перераспределения присоединен к участку Шмельковой Е.В. с кадастровым номером №... составляет 400 кв.м.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что существует возможность формирования самостоятельного земельного участка, соответствующего требованиям градостроительного регламента Правил землепользования и застройки Майского сельского поселения, утвержденных решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 16 августа 2017 года № №..., на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Судебная коллегия также учитывает, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами Земельного кодекса Российской Федерации. Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений Земельного кодекса Российской Федерации о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков на торгах.

Как правильно указано судом первой инстанции, предоставление административному истцу земельного участка будет способствовать неконтролируемому замещению всей прилегающей свободной территории, приведет к нарушению необходимого баланса частных и публичных интересов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нахождение на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, постройки, принадлежащей Шмельковой Е.В., не свидетельствует о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шмельковой Е.В. по доверенности Овчарук Н.Н. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий    

Судьи:    

33а-3032/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шмелькова Елена Владимировна
Ответчики
Заместитель руководителя администрации Вологодского муниципального района Ваниев Р.И.
Администрация Вологодского муниципального района Вологодской области
Другие
специалист администрации Вологодского муниципального района Охотникова М.И.
Овчарук Наталия Николаевна
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Ширяевская Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
08.06.2021Передача дела судье
29.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021Передано в экспедицию
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее