Решение по делу № 2-528/2023 (2-5218/2022;) от 29.11.2022

Дело № 2-528/2023

29RS0018-01-2022-006691-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2023 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Поповой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой М. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаты компенсации при увольнении, компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания на период нахождения в отпуске, процентов,

установил:

Кузнецова М.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаты компенсации при увольнении, компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания на период нахождения в отпуске, процентов.

    В обоснование заявленных требований указала, что состояла на государственной гражданской службе. Приказом от 11 ноября 2022 года контракт с ней расторгнут 25 ноября 2022 года, она уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы. При увольнении в полном объеме расчет с ней ответчиком не произведен. Просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 62 800 руб. 13 коп., компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 320 007 руб. 60 коп., задолженность по оплате отпуска в размере 126 136 руб. 23 коп., проценты в размере 19 349 руб. 50 коп.

    Истец Кузнецова М.Ю. исковые требования поддержала.

    Представитель ответчика Елисеев К.Н. с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям части 1-2, 5 и 10 статьи 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Судом установлено, что Кузнецова М.Ю. проходила государственную гражданскую службу, в период перед увольнением в должности <данные изъяты>

    Приказом ответчика от 11 ноября 2022 года служебный контракт с ней расторгнут и она уволена со службы 25 ноября 2022 года в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    В силу положений части 1 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

    В соответствии с частью 13 статьи 46 названного Федерального закона при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

    Согласно части 3.1 статьи 37 указанного Федерального закона в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

    Из материалов дела следует, что на период с 22 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года, с 09 марта 2022 года по 16 марта 2022 года, с 11 июля 2022 года по 11 августа 2022 года истцу предоставлялись отпуска.

    Из материалов дела также следует, что при увольнении истцу была выплачена компенсация за 23 дня неиспользованного отпуска.

    В период службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии (в 2021, 2022 годах), разовые премии ответчиком также относились к средствам материального стимулирования.

Вместе с тем, как указывает истец в исковом заявлении, произведенные выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск ко дню увольнения, выплаты компенсации при увольнении, а также, соответственно, не были учтены при начислении денежного содержания на период предоставляемых в 2021, 2022 году отпусков.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзаца 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункт 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих ответчика производилось и в последующие годы, для чего ФНС России был разработан и утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций, при оплате отпусков.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности – Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктом 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Учитывая изложенное, материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций.

С арифметическим расчетом истца задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 62 800 руб. 13 коп., оплате отпусков в размере 126 136 руб. 23 коп., компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания в размере 320 007 руб. 60 коп. ответчик согласен. Судом данный расчет проверен, признан арифметически верным.

    Таким образом, поскольку материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежит учету при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций, с арифметическим расчетом исковых требований ответчик согласен, требования истца в данной части подлежат удовлетворению в заявленном размере.

Разрешая требование о взыскании процентов за задержку выплат суд исходит из следующего.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.

Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).

Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом заявлено требование о взыскании процентов в сумме 19 349 руб. 50 коп. по состоянию на 29 ноября 2022 года, в том числе требования о взыскании процентов на оплату отпуска в сумме 126 136 руб. 23 коп., расчет процентов по компенсации за неиспользованный отпуск (23 календарных дня) в сумме 62 800 руб. 13 коп., компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания в сумме 320 007 руб. 60 коп.

В силу положений части 10 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Окончательный расчет с истцом подлежал осуществлению в день увольнения.

С учетом положений указанной статьи подлежат исчислению проценты.

За недоплату отпускных по отпуску, предоставленному на период с 22 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года, на сумму 22 373 руб. 91 коп. подлежат начислению проценты с 13 декабря 2021 года по 29 ноября 2022 года, размер которых составит 5 641 руб. 93 коп.; за недоплату отпускных по отпуску, предоставленному на период с 09 марта 2022 года по 16 марта 2022 года на сумму 21 560 руб. 54 коп. подлежат начислению проценты с 01 марта 2022 года по 29 ноября 2022 года, размер которых составит 4 457 руб. 27 коп.; за недоплату отпускных по отпуску, предоставленному на период с 11 июля 2022 года по 11 августа 2022 года на сумму 82 201 руб. 78 коп. подлежат начислению проценты с 02 июля 2022 года по 29 ноября 2022 года, размер которых составит 6 570 руб. 65 коп.; за неиспользованный отпуск на сумму 62 800 руб. 13 коп., компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении на сумму 320 007 руб. 60 коп. подлежат начислению проценты с 26 ноября 2022 года по 29 ноября 2022 года, размер которых составит 765 руб. 62 коп.

Всего проценты составляют 17 435 руб. 47 коп. (5 641 руб. 93 коп.+ 4 457 руб. 27 коп.+ 6 570 руб. 65 коп.+ 765 руб. 62 коп.) и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Оснований для взыскания процентов за задержку выплат в остальной части не имеется.

    Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены с учетом положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузнецовой М. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаты компенсации при увольнении, компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, денежного содержания на период нахождения в отпуске, процентов удовлетворить частично.

    Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу () в пользу Кузнецовой М. Ю. () недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 62 800 руб. 13 коп., компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 320 007 руб. 60 коп., денежное содержание за период нахождения в очередном отпуске в размере 126 136 руб. 23 коп., проценты в размере 17 435 руб. 47 коп.

    В удовлетворении остальной части требований Кузнецовой М. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании процентов отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

    Мотивированное решение суда изготовлено 19 января 2023 года.

Судья     Е.В. Романова

2-528/2023 (2-5218/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Марина Юрьевна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по АО и НАО
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Романова Е.В.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2023Судебное заседание
12.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее