Решение по делу № 2-446/2019 от 24.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Красный Яр 13 августа 2019 года

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Томеевой Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Рожкова О.О.,

представителя ответчика администрации МО «Красноярский сельсовет» Разумейко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-446/2019 по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации МО «Красноярский сельсовет», Горюновой Т.В. о ликвидации отходов,

установил:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации об обязании администрации МО «Красноярский сельсовет», Горюновой Т.В. организовать мероприятия по благоустройству территории МО «Красноярский сельсовет» и обеспечить контроль за ними путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков (частей) вышедшего из эксплуатации плавсредства, потерявшего свои потребительские свойства), а именно остатки теплохода на левом берегу р. Бузан (81,5км.), в Красноярском районе Астраханской области в пределах водоохраной зоны с координатами: N 46°31?28, 02??Е048°20?46,03??, в течение одного месяца со дня вступлении решения суда в законную силу.

В последующем истец уточнил свои исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, в которых просил обязать администрацию МО «Красноярский сельсовет»и Горюнову Тамару Викторовну организовать мероприятия по благоустройству территории МО «Красноярский сельсовет» и обеспечить контроль за ними путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков (частей) вышедшего из эксплуатации плавсредства, потерявшего свои потребительские свойства), а именно остатки теплохода на левом берегу р. Бузан (81,5км.), в Красноярском районе Астраханской области в пределах водоохраной зоны с координатами: N 46°31?28, 02??Е048°20?46,03??, в течение одного месяца со дня вступлении решения суда в законную силу.

Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности администрации «Красноярский сельсовет» Красноярского района Астраханской области.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Красноярский сельсовет» Красноярского района Астраханской области на берегу водного объекта – р. Бузан, находятся остатки (части) вышедшего из эксплуатации плавсредства, не имеющего знаков идентификации и находящегося в водоохранной зоне водного объекта: остатки теплохода на левом берегу р. Бузан (81,5км.), в Красноярском районе Астраханской области в пределах водоохраной зоны с координатами: N 46°31?28, 02??Е048°20?46,03??.

Как установлено проверкой, данные остатки теплохода согласно судовому билету АА № 216330 принадлежат Горюновой (Полицковой) Тамаре Викторовне, 14.03.1978 года рождения, уроженке г. Армавир Краснодарского края, проживающей и зарегистрированной по адресу: г. Москва, ул. Крупской, д. 7, кв. 2. Непригодное к эксплуатации плавсредство снято с государственного учета 02.03.2007 года, в связи с чем ежегодное техническое освидетельствование не проходило.

Осмотром, проведенным с участием специалистов Астраханского района гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в присутствии представителя администрации МО «Красноярский сельсовет» установлено, что в силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения указанный объект утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежит, в связи с чем является отходом производства и загрязняет территорию водоохраной зоны МО «Красноярский сельсовет».

В судебном заседании старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Рожков О.О. поддержал заявление с учетом уточнений, изложив доводы, указанные в нем.

Представитель администрации МО «Красноярский сельсовет» Разумейко А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений не признал в полном объем, поскольку согласно судовому билету у спорного объекта имеется собственник Горюнова (Полицковая) Т.В.

Ответчик Горюнова (Полицковая) Т.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также выразила свое согласие с исковыми требованиями природоохранного прокурора и обязалась исполнить указанные требования до 15.10.2019 года.

Представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в котором указал на согласие с исковыми требованиями.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

В силу ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В судебном заседании установлено, что согласно заключениям специалистов Каспийского филиала ФГБУ «Главрыбвод» р. Бузан является ценным рыбохозяйственным водоемом. Согласно государственному рыбохозяйственному реестру, а также приказу Росрыболовства от 17.09.2009г. № 818 «Об установлении категорий и водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» протока р. Бузан относится к рыбохозяственному водному объекту высшей категории, как водный объект, являющийся миграционным путем, местом нереста, зимовки, массового нагула, промышленного и любительского рыболовства водных биологических ресурсов- проходных, полупроходных и пресноводных (туводных) видов рыб, в том числе осетра, севрюги, бегули, стерляди, белорыбицы, судака, отнесенных приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.03.2009г. № 191 к ценным и особо ценным видам рыб.

Спорные объекты, находящиеся в воде ржавеют (окисляются), оказывая негативное влияние на рыбохозяйственный водоем. Постепенно такие объекты заносятся илом и песком. Образующиеся наносы изменяют гидрологический режим водоема, ухудшаются естественные условия нерестовых миграций рыб, покатных миграций молоди и отнерестившихся производителей рыб.

Согласно оценке специалистов в области охраны окружающей среды при продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов, в том числе находящихся на берегу и затапливаемых в период паводковых вод в водной среде, начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды. так как в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние флоры и фауны водного объекта. Любое загрязнение водоема отходами, в том числе вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биогресурсы и среду их обитания.

Аналогично, из заключения специалистов территориального отдела Управления Роспотребназора по АО следует, что при продолжительном нахождении затонувших судов в водной среде может начаться разрушение металла, в результате чего возможно изменение гидрохимического состава воды, с последующим загрязнением воды вследствие процессов окисления металла, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения, использующего воду в хозяйственно-питьевых целях.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками химических и физических ресурсов вредного воздействия на человека.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории МО подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиям.

В силу с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

На основании п.19 ч. 1 ст.14Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация благоустройства территории поселения.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающее среды».

Нормами ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающее среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

Как следует из вышеперечисленных заключений специалистов в области охраны окружающей среды в нарушение требований законодательства находящиеся остатки выведенных из эксплуатации плавсредств, представляющих собой отходы металла, подвергнутые коррозии, выделяют химически опасные вещества, в связи с чем являются объектами загрязняющими земли МО отходами и создающими угрозу загрязнения водных объектов, как среды обитания водных биологических ресурсов.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В соответствии со ст. 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана впорядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, а также обеспечение подъема затонувшего судна является обязанностью судовладельца.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено судовым билетом АА № 216330 принадлежат Горюновой (Полицковой) Тамаре Викторовне, 14.03.1978 года рождения, уроженке г. Армавир Краснодарского края, проживающей и зарегистрированной по адресу: г. Москва, ул. Крупской, д. 7, кв. 2. Непригодное к эксплуатации плавсредство снято с государственного учета 02.03.2007 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бремя по ликвидации данного отхода лежит на его собственнике – Горюновой (Полицковой) Т.В.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации МО «Красноярский сельсовет» Горюновой Т.В. о ликвидации отходов, удовлетворить частично.

Обязать Горюнову (Полицковую) Т.В. организовать мероприятия по благоустройству территории МО «Красноярский сельсовет» и обеспечить контроль за ними путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков (частей) вышедшего из эксплуатации плавсредства, потерявшего свои потребительские свойства), а именно остатки теплохода на левом берегу р. Бузан (81,5км.), в Красноярском районе Астраханской области в пределах водоохраной зоны с координатами: N 46°31?28, 02??Е048°20?46,03.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда подлежит исполнению в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Астраханском областном суде в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 16.08.2019 года.

Судья: Черкасова Е.В.

2-446/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав, свобод и законных интересов неопределнного круга лиц и интересов РФ
Ответчики
Администрация МО"Красноярский сельсовет"
Горюнова Татьяна Викторовна
Другие
Полицковой Виктор Николаевич
ФБУ "Администрация Волжского бассойна внутренних водных путей"
Сдужба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области
Суд
Красноярский районный суд Астраханской области
Судья
Черкасова Е.В.
Дело на сайте суда
krasnoyarsky.ast.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
22.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее