Дело № 31RS0018-01-2023-000383-49 производство №2-247/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2023 года пос.Ракитное Белгородской области
Ракитянский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Пестенко Л.В.,
при секретаре Шевцовой В.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ракитянского района Коваленко Д.В., представителя ответчика Минздрава Белгородской области Ядута С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ракитянского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Ракитянская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию системами холодного, горячего водоснабжения и водоотведения помещений,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Ракитянского района 21.02.2023 по поручению прокуратуры Белгородской области и исходя из информации, размещенной в сети Интернет «Пациенты Белгородской больницы вынуждены греть воду на батареях» проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении и соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ». В ходе проверки установлено, что в стационаре больницы, расположенного в главном корпусе, централизованное горячее водоснабжение отсутствует, подача горячей воды в терапевтическое отделение не осуществляется. Здание стационара построено в 1970 году. Капитальный ремонт производился в 2003 году. На момент проведения капитального ремонта и до настоящего времени требования СП 2.1.3678-20 о том, что стационары должны быть оборудованы централизованным горячим водоснабжением, а в палатах для больных должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, не соблюдены. Для устранения выявленных нарушениям прокурором района 14.03.2023 главному врачу ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» внесено представление, которое рассмотрено. Выявленные нарушения не устранены.
Прокурор Ракитянского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском. С учетом неоднократно измененных требований (л.д.136-137) просит обязать ОГБУЗ «Ракитянская центральная районная больница» в срок до 01.01.2025 привести здание главного корпуса в соответствие с требованиями п. 2.2. и п. 4.4.5. СП 2.1.3678-20, обеспечить наличие во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях, умывальников с подводкой горячей и холодной воды, оборудованных смесителями.
В судебном заседании помощник прокурора Ракитянского района Коваленко Д.В. измененные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Минздрава Белгородской области Ядута С.А. исковые требования не признала, пояснив, что Минздрав является ненадлежащим ответчиком по делу. Министерство от имени Белгородской области выступает учредителем учреждений здравоохранения, в том числе в отношении ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ». Министерство осуществляет полномочия в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения и осуществляет финансирование учреждений здравоохранения исключительно на осуществление лечебного процесса за счет средств областного бюджета в пределах утвержденного бюджета. Для исполнения требований прокурора необходимо осуществить капитальный ремонт здания главного корпуса, в ходе которого построить трубопровод для подачи горячей воды и котельную, либо проложить новые электрические сети с целью подключения бойлеров для подачи горячей воды в палаты и кабинеты. Финансирование таких расходов Минздравом не осуществляется. Больница средств на осуществление таких расходов не имеет, поэтому требования прокурора, предъявленные к больнице, являются неисполнимыми. Финансирование расходов на капитальный ремонт здания больницы осуществляется за счет областного бюджета Минстроем в пределах выделенных ассигнований. Проведение капитального ремонта в Ракитянской ЦРБ запланировано на 2025-2026. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Главный врач больницы направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.155), а также письменные возражения на исковые требования (л.д.147-149), в которых иск не признала. Указывает, что при строительстве здания стационара в 1970г. горячее водоснабжение не было предусмотрено. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства. В каждом отделении больницы душевые и туалетные комнаты, процедурные, перевязочные комнаты, комнаты приема пищи, оперблок, родзал обеспечены горячим водоснабжением бойлерами. Для поставки горячей воды в палаты стационара необходимо установить более 30 единиц бойлеров. Мощность и нагрузка электрических сетей больницы не рассчитана на такое потребление. Забор горячей воды из котельной невозможен ввиду отсутствия оборудования и трубопровода для подачи горячей воды. Таким образом, для исполнения требований прокурора необходимо провести капитальный ремонт главного корпуса больницы. Финансирование учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Минздравом Белгородской области в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Полномочиями на производство капремонта, на заключение госконтракта на производство такого ремонта больница не обладает. Самостоятельными средствами для осуществления указанных прокурором мероприятий учреждение не располагает. Полагает, что больница является ненадлежащим ответчиком. Из выступления губернатора области, отвечающего на жалобу пациентки их больницы, следует, что отсутствие горячего водоснабжения в палатах стационара вызвано ошибкой в проектировании при изначальном строительстве больницы. Для устранения проблемы необходимо провести капитальный ремонт. Исправить ошибку власти смогут не раньше 2024 года. Решение будет принято в конце 2023 при утверждении бюджета на 2024. Требования прокурора для больницы являются неисполнимыми. Просит в иске отказать.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья и определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (ст.1).
Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи (ст.4 названного Федерального закона).
Исходя из положений п.1 ст.6 указанного Федерального Закона приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских и иных работников; оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций; обеспечения ухода; установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях; создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и находящихся в медицинской организации.
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе, путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.2 ст.12 названного Федерального закона).
В силу с положений ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно СП 2.1.3678-20 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44 здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства (п.2.2). Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.4.4.5).
Из представления прокурора от 14.03.2023 (л.д.6-9) следует, что в ходе прокурорской проверки в ОГБУЗ «Ракитянская центральная районная больница» выявлены нарушения указанных положений санитарных правил, выразившихся в том, что в палатах терапевтического отделения установлены умывальники с подачей холодной воды. Централизованное горячее водоснабжение в стационаре отсутствует, подводка горячей воды в терапевтическое отделение не осуществляется.
Кроме того, прокурор указал, что отделения стационара расположены в главном корпусе, построенного в 1970г. Капитальный ремонт здания производился в 2003. На момент капитального ремонта действовали СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденные постановление главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 №124.
Согласно п.5.1 этих Правил все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.
В палатах для больных, врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.5.5 Правил).
При проведении капитального ремонта эти требования не были соблюдены.
Прокурор требовал незамедлительно рассмотреть представление и принять конкретные меры по недопущению в дальнейшем нарушений законодательства.
Из ответа главного врача ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» следует, что устранить указанные прокурором нарушения возможно при производстве капительного ремонта. При вводе в эксплуатацию здания стационара горячее водоснабжение не было предусмотрено технически. Забор горячей воды из котельной невозможен. Обязательным условием при устройстве водообеспечения лечебного учреждения является раздельное подведение горячей и холодной воды. В режимных помещениях уже установлены водонагреватели. Установка дополнительных водонагревателей приведет к перегрузке электрической сети. Мощность электрических сетей больницы не рассчитана на современное потребление. Ежеквартально в Минздав подается информация о техническом состоянии здания. Согласно их письма проведение капитального ремонта здания главного корпуса запланировано на 2025-2026г. Финансовое положение учреждения не позволит без проведения капитального ремонта устранить нарушения (л.д.10).
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом Минздрава Белгородской области от 31.03.2023, из которого следует, что проведение капитального ремонта здания главного корпуса ЦРБ запланировано на 2025-2026г. (л.д.11).
Из ответа АО «Ракитянская теплосетевая компания» следует, что осуществить обеспечение ЦРБ горячим водоснабжением невозможно по причине отсутствия в установленной ТКУ-1,2 необходимого оборудования и трубопроводов для подачи потребителям горячей воды. Иных близко расположенных источников тепловой энергии в поселке не имеется (л.д.62).
Согласно техническому паспорту БТИ от 12.03.2007, карточки капитального ремонта объекта общая площадь главного корпуса больницы составляет 4746 кв.м., год постройки 1970. Год капитального ремонта-2003 (л.д.56-57).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что устранение указанных прокурором нарушений возможно лишь при проведении капитального ремонта главного корпуса больницы.
Доказательств, подтверждающих возможность устранить указанные нарушения иным способом, суду прокурором не представлено.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ здания и сооружения относятся к объектам капитального строительства.
Капитальный ремонт таких объектов предполагает замену и (или) восстановление строительных конструкций или элементов этих конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерного-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» является областным государственным учреждением здравоохранения. Её учредителем является Белгородская область. От имени учредителя выступает Министерство здравоохранения Белгородской области (л.д.12-14), поэтому Минздав Белгородской области является надлежащим ответчиком по делу.
Из устава следует, что ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения (п.1.5). Собственником её имущества и учредителем является Белгородская область (п.1.2). Функции и полномочия собственника имущества осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области (п.1.3). Финансирование деятельности учреждения осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и плановый период (п.1.7). Имущество учреждение является собственностью Белгородской области и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (п.5.1) (л.д.68-73).
В связи с изложенным, проведение капитального ремонта учреждения, в т.ч., с целью организации горячего водоснабжения главного корпуса стационара, финансирование такого ремонта должно осуществляться Белгородской областью в соответствии с действующим законодательством. Ракитянская ЦРБ полномочиями на проведение капитального ремонта не обладает.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
По смыслу п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ прокурор, обращающийся в суд, указывает, в чем заключается нарушение прав, свод или законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, и формулирует требования, т.е. способ восстановления нарушенного права.
Исходя из изложенного, требования прокурора о понуждении ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» привести здание главного корпуса в соответствие с требованиями п.2.2. и п. 4.4.5. СН 2.1.3678-20, должны содержать указание на конкретные действия, которые учреждению необходимо осуществить с целью устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, чего в иске не указано. В ходе судебного разбирательства истцом также данные обстоятельства не уточнены.
Таким образом, исковые требования прокурора к ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» не конкретизированы и фактически для учреждения являются неисполнимы.
Довод прокурора о том, что несоблюдение ЦРБ названных требований санитарно- эпидемиологического законодательства не создает условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, а также способствует оказанию некачественной медицинской помощи гражданам, причинению вреда их здоровью, а также возможному возникновению очагов заболеваний, несостоятельны. Доказательств, подтверждающих эти утверждения, суду не представлены.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иск прокурора Ракитянского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Ракитянская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию системами холодного, горячего водоснабжения и водоотведения помещений отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ракитянский районный суд.
Судья Л.В. Пестенко
.