Дело № 2а-399/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,
установил:
Управление ФНС России по РА обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик владеет транспортными средствами: Тойота Гренд Найс с государственным регистрационным знаком №, с мощностью 180 л/с, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; УАЗ3962 с государственным регистрационным знаком №, с мощностью 90 л/с, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; Toyota Vista с государственным регистрационным знаком №, с мощностью 125 л/с, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, которые являются объектами налогообложения. Управлением ФНС России по РА был исчислен налог за 2012, 2013, 2014 года и выписано уведомление на уплату транспортного налога с расчетом налога за год на сумму 13467 рублей 50 копеек. Обязанность по уплате налога за 2012, 2013 года исполнена частично, произведена оплата налога в сумме 5237 рублей 50 копеек. В связи с тем, что в установленные законом сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки была начислена пеня, согласно требований в сумме 828 рублей 35 копеек. Кроме того, административный ответчик владеет земельными участками: расположенным по адресу: <адрес>, 32кх, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, которые являются объектами налогообложения. Управлением ФНС России по РА был исчислен налог за 2013, 2014 года и выписаны уведомления на уплату земельного налога с расчетом налога за год на общую сумму 499 рублей 06 копеек. Обязанность по уплате земельного налога за 2013 год исполнена частично, произведена оплата в сумме 159 рублей 43 копейки. В связи с тем, что в установленный законом срок ответчиком земельный налог оплачен был не полностью, по лицевому счету образовалась недоимка. Управление ФНС России по РА просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу в сумме 8230 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 828 рублей 35 копеек, недоимку по земельному налогу в сумме 429 рублей 73 копейки, всего 9397 рублей 98 копеек.
Представитель административного истца Управления ФНС России по Республике Алтай, административный ответчик ФИО1, представитель административного ответчика ФИО2, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив представленные письменные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно абз. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании абз. 4 ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании положений ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком № в базе данных ФИАС ГИБДД России не зарегистрировано, что подтверждается ответом на запрос ОГИБДД МО МВД России «Турочакский». Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик ФИО1 транспортным средством марки УАЗ3962 с государственным регистрационным знаком № не могла обладать. Таким образом, административный ответчик ФИО1 не является обладателем транспортного средства марки УАЗ3962 с государственным регистрационным знаком №, признаваемого объектом налогообложения и не является налогоплательщиком транспортного налога по указанному транспортному средству, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и пени по транспортному налогу за указанное транспортное средство за 2012, 2013, 2014 года не подлежат удовлетворению.
Согласно материалов дела, ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности транспортное средство Toyota Grand Hiace с государственным регистрационным знаком №, мощностью 180 л/с, с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности транспортное средство Toyota Vista с государственным регистрационным знаком №, мощностью 125 л/с и на основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога, при этом, имеет задолженность по уплате за 2012, 2013, 2014 года данного налога. Кроме этого, административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и на основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком земельного налога, при этом, имеет задолженность по уплате за 2013, 2014 года данного налога.
Как следует из имеющегося в деле требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Алтай ставила ФИО1 в известность о числящейся за ней задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (транспортному налогу с физических лиц, земельному налогу, налогу на имущество с физических лиц, пени), в общей сумме 5295 рублей 43 копейки, из которой: налоги – 5013 рублей 46 копеек, пени – 281 рубль 97 копеек и необходимости ее погашения в указанный в требовании срок.
Должником требования налогового органа не исполнены.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
При этом заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения.
На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Как установлено судом, сумма задолженности административного ответчика по транспортному налогу, земельному налогу, превысила 3000 рублей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, направленного административному ответчику посредством заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ (согласно списка заказных писем №). Со дня истечения срока исполнения указанного требования, до момента предъявления ДД.ММ.ГГГГ в суд административного искового заявления о взыскании задолженности прошло более шести месяцев. При таких обстоятельствах, суд считает, что налоговым органом пропущен установленный абз. 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок предъявления в суд административного искового заявления о взыскании задолженности (недоимки) по указанному выше налогу и пени.
В административном исковом заявлении налоговый орган не просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1
Учитывая, что срок обращения в суд о взыскании задолженности по налогу является пресекательным и истек ДД.ММ.ГГГГ, то на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции налоговый орган утратил право для взыскания задолженности по названному налогу с административного ответчика за указанный в административном исковом заявлении период.
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Из материалов дела установлено, что Управлением ФНС России по РА в адрес ФИО1 № направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов (транспортного, земельного) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные налоговое уведомление и требование были направлены административному ответчику заказными письмами, что подтверждается материалами дела, их получение.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административным ответчиком по административному исковому заявлению вышеуказанное требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ было исполнено, и ответчиком была уплачена задолженность по транспортному, земельному налогам и задолженность по пени в размере 6716 рублей 33 копейки.
Однако, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и пени по транспортному налогу за транспортное средство марки УАЗ3962 с государственным регистрационным знаком № за 2012, 2013, 2014 года не подлежат удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию транспортный налог в размере 5350 рублей 00 копеек.
Расчет пени по транспортному налогу в размере 429 рублей 73 копейки, указанная административным истцом по исковому заявлению суд признает неверным, так как исходя из размера транспортного налога в сумме 5350 рублей 00 копеек, периода просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ставки рефинансирования Банка России в размере 8,250 процентов, пеня по транспортному налогу должна составить 18 рублей 30 копеек.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, право на взыскание с ФИО1 транспортного налога, пени по транспортному налогу за транспортные средства марки Toyota Grand Hiace с государственным регистрационным знаком №, Toyota Vista с государственным регистрационным знаком №, земельного налога за 2014 год, на момент обращения в суд налоговым органом не утрачено. ФИО1 не уплачены указанный транспортный налог, пени по транспортному налогу, земельный налог за 2014 год в сроки, предусмотренные налоговым законодательством. В связи с чем, у истца возникло право требовать взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, земельному налогу за 2014 год в размере 5617 рублей 92 копейки. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Турочакский район» государственная пошлина в сумме 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, №, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай транспортный налог в размере 5350 рублей 00 копеек по коду бюджетной классификации №; пеню по транспортному налогу в размере 18 рублей 39 копеек по коду бюджетной классификации №; земельный налог в размере 249 рублей 53 копейки по коду бюджетной классификации № по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Алтай), ИНН 0411131507, КПП 041101001; номер счета получателя платежа: 40101810500000010000; наименование банка: отделение Национального Банка Республики Алтай Банка России; БИК: 048405001.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Турочакский район» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к ФИО1 о взыскании транспортного налога в размере 2880 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 809 рублей 96 копеек, земельного налога в размере 180 рублей 20 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова