Дело № 2-294/2022
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2022-000382-65
Мотивированное решение
изготовлено 06 июля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 29 июня 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Николая Михайловича к ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» об обязании выплатить пособие по безработице,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Соколов Н.М. с иском к ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» (далее по тексту ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району») об обязании выплатить пособие по безработице в размере 76752 рубля. Свои требования мотивировал тем, что решением Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2018г. по делу №А31-9212/2015 индивидуальный предприниматель Соколов Н.М. признан несостоятельным банкротом, введена процедура реализации имущества. В силу закона государственная регистрация Соколова Н.М. в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу 27.02.2018г. Решением Мантуровского районного суда от 04.03.2021 года, вступившем в законную силу, установлено, что решением собрания директоров ООО «ФОРСАЖ ТРЕЙД» от 05.02.2015г. Соколов Н.М. назначен директором этого общества с должностным окладом 50000 рублей. Без участия директора обществом 20.06.2019г. принято решение о ликвидации. С указанной даты началась процедура ликвидации общества, полномочия директора прекращены, при этом на 13.05.2022 года данные об увольнении директора общества в центр занятости населения не были направлены. Предупреждение о предстоящем прекращении трудовых отношений, приказ об увольнении, трудовая книжка не были выданы истцу, заработная плата и компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска за период с 2015 по 04.03.2021г., а также расчет, положенный при увольнении, в том числе, пособие при ликвидации за три месяца в размере заработной платы, не выплачены. 18.04.2020 года истцом в электронном виде подано заявление в ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 19.05.2020г. истец поставлен на учет в качестве ищущего работу, в выплате пособия отказано. Данное решение было обжаловано истцом 02.06.2020 года руководителю департамента по труду и социальной защите населения Костромской области. На 14.05.2022 года жалоба истца не рассмотрена. Просит обязать ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» выплатить пособие по безработице за период с 18.04.2020г. по 13.05.2022г. в размере 76752 рублей.
В судебное заседание истец Соколов Н.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении, направленном в суд, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же просил привлечь к участию в деле Управление ФНС России по Костромской области, признать незаконными действия Управления ФНС России по Костромской области связанные с невнесением достоверных сведений в ЕГРИП, и обязать Управление ФНС России по Костромской области внести сведения в ЕГРИП, указав, что государственная регистрация Соколова Н.М. в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу 27.02.2018 года (л.д.74-75).
Определением суда от 29 июня 2022 года в принятии требований Соколова Н.М. к Управлению ФНС России по Костромской области отказано.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» Рыжова Г.В. исковые требования Соколова Н.М. не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которого изначально заявление было подано Соколовым Н.М. 18.04.2020г. в Лужский филиал ГКУ ЦЗН Ленинградской области. После телефонного звонка 22.04.2020г. ГКУ по Ленинградской области перенаправил данное заявление в г. Мантурово в ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району». 13 мая 2020 года заявление появилось в реестре заявлений ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» на портале «Работа в России». 14 мая 2020г. с использованием информационно-аналитической системы через СМЭВ специалист запросил сведения о страховом стаже и размере заработной платы с последнего места работы в Пенсионном фонде РФ и выписку из ЕГРИП в Налоговой инспекции. Из Пенсионного фонда пришли сведения о факте трудовой деятельности с 14.05.2019г. по 14.05.2020г., то есть Соколов Н.М. на момент подачи заявления в ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» был занят трудовой деятельностью. Из налоговой инспекции пришла выписка, что Соколов Николай Михайлович включен в единый государственный реестр ИП по месту жительства. В телефонном разговоре Соколов Н.М. сообщил, что решением Арбитражного суда Костромской области ИП Соколов Н.М. признан банкротом. Соколов Н.М. предоставил выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица ООО «ФОРСАЖ ТРЕЙД». Центр занятости признает гражданина безработными и назначает пособие гражданам при наличии сведений из трудовой книжки (дата увольнения и причина увольнения). Поэтому для признания безработным и назначения пособия недостаточно сведений, указанных в заявлении Соколова Н.М., а именно не было приказа об увольнении и причины увольнения, что было разъяснено Соколову Н.М. в телефонном разговоре. Так, согласно Постановлению правительства РФ от 08.04.2020г. №460 центр занятости в целях принятия решения о признании гражданина безработным при отсутствии всех необходимых сведений в полученной информации через СМЭВ имеет право уведомить гражданина о необходимости представить дополнительные сведения в виде электронных образцов, подтверждающие сведения, представленные гражданином в заявлении в электронной форме. Соколову Н.М. было предложено представить сканированный вариант его трудовой книжки. На что он ответил, что трудовую книжку он не может получить у работодателя в связи с ликвидацией организации. Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего кодекса. Центр занятости не имеет право запрашивать трудовую книжку гражданина у работодателя, а гражданин обязан предоставить трудовую книжку для признания его безработным в соответствии со ст.3 п.1. Закона «О занятости в РФ» от 19.04.1991г. № 1032-1. Для признания гражданина безработным и назначением пособия необходима дата увольнения и причина увольнения. Возможны разные варианты назначения пособия. Все это было разъяснено Соколову Н.М. Таким образом, на основании сведений, полученных из Пенсионного фонда и выписки из ЕГРИП, предоставленной налоговой инспекцией, Соколов Н.М. являлся занятым. По этой причине ему было отказано в признании безработным и назначении пособия. Кроме того, при запросе уже в 2022 году сведений через СМЭВ, гражданин Соколов Н.М. прекратил деятельность в качестве предпринимателя 14.01.2021г. Пенсионный фонд предоставил сведения о трудовой деятельности Соколова с 01.01.2020г. по 30.06.2020г. Документы прилагаются. Просила отказать Соколову Н.М. в удовлетворении иска.
Привлеченный определением суда от 09.06.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требоваий относительно предмета спора Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в суд своего представителя не направил, в отзыве на исковое заявление, просил рассмотреть дело без участия представителя департамента, в удовлетворении исковых требований Соколова Н.М. просил отказать, так как на момент обращения с заявлением Соколов Н.М. являлся занятым гражданином и согласно п.3 ст.3 Закона о занятости не мог быть признан безработным.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5)
Согласно частям 3, 4 указанной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон N 1032-1), как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 1032-1 (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на 19.05.2020 года, то есть на день принятия решения об отказе в признании Соколова Н.М. безработным) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
На основании абзацев 1 и 2 статьи 2 Закона N 1032-1 занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).
Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции установлен Временными правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 (далее Правила).
Согласно п. 2 Правил (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на 19.05.2020 года, то есть на день принятия решения об отказе в признании Соколова Н.М. безработным) регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 Правил).
В силу п. 9 Правил в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.04.2020 года Соколов Н.М. в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" направил в электронном виде заявление о постановке его на учет в качестве безработного, в котором сообщил, что 17.04.2020 года он уволен из ООО ФорсажТрейд. В поданном заявлении истец не указал основания увольнения и номер приказа об увольнении (л.д.49-50).
14.05.2020 года заявление Соколова Н.М. в связи со сменой статуса поступило и зарегистрировано ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району».
Поскольку истцом не были предоставлены данные об увольнении (копия трудовой книжки, приказ об увольнении, причины увольнения) решение о признании Соколова Н.М. безработным не было принято.
19 мая 2020 года в адрес Соколова Н.М. направлена и получена истцом выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 19.05.2020г. из которой следует, что Соколов Н.М. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 14 мая 2020 года, безработным не признан (л.д.9).
02.06.2020 года Соколов Н.М. обратился в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с жалобой об отказе в постановке на учет в ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району»(л.д.8).
19 июня 2020 года ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» направило в адрес Соколова Н.М. подробную информацию о причинах отказа в признании безработным и выплате пособия по безработице, а именно Соколову Н.М. указано, что ответчиком получены сведения из Пенсионного фонда РФ о факте осуществления трудовой деятельности, а так же из налоговой инспекции о регистрации Соколова Н.М. в качестве индивидуального предпринимателя. Истцу отказали в постановке на учет в качестве безработного ввиду непредоставления истцом запрашиваемых ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» сведений (л.д.48).
30.07.2020 года департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направил Соколову Н.М. ответ на обращение за №2-10/864, где указал, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей он (соколов Н.М.) продолжает числиться в реестре (л.д.112-113).
Таким образом довод Соколова Н.М. о том, что на 14.05.2022 года его жалоба на решение ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» в части отказа в выплате пособия не рассмотрена, судом отклоняется как необоснованный.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ЕГРИП) Соколов Н.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.12.2009 года, на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве безработного статус индивидуального предпринимателя Соколова Н.М. действующий (л.д.53-55).
Актуальной выпиской из ЕГРИП подтверждается, что Соколов Н.М. 14.01.2021года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.56-58).
Согласно данных ПФР, полученных ответчиком с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в отношении Соколова Н.М. по состоянию на 20 мая 2022 года имелись сведения о его трудовой деятельности за период с 14.05.2019 года по май 2020 года (л.д.60,62).
Сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы информация ПФР не найдена (л.д.61).
24.11.2020 года Соколов Н.М. снят с учета ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» в качестве ищущего работу (л.д.51).
Таким образом в ходе рассмотрения заявления Соколова Н.М. о постановке его на учет в качестве безработного, ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» получило сведения о том, что Соколов Н.М. работает, а так же зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно у ответчика отсутствовали основания для постановки Соколова Н.М. в качестве безработного и выплате ему пособия по безработице.
Судом исследовались материалы гражданского дела № 2-6/2021 из которого следует, что Соколов Н.М. 15.06.2020 года обратился в Мантуровский районный суд с исковым заявлением к ООО «Форсаж Трейд» о взыскании задолженности по заработной плате, предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков за 2015-2020 гг, в котором указывал, что с 13.02.2015 года и по день подачи искового заявления работает в ООО «Форсаж Трейд» в должности директора.
Судом исследовались материалы гражданского дела № 2-21/2022 из которого следует, что Соколов Н.М. 28.10.2021 года обратился в Мантуровский районный суд с исковым заявлением к ООО «Форсаж Трейд» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.10.2020 года по 27.10.2021 года, в котором указывал, что полномочия ликвидатора общества прекращены 20.06.2020 года и с 21.06.2020 года общество возобновило деятельность, обязанности директора Общества, установленные уставом общества исполняет ранее назначенный директор, то есть Соколов Н.М.
Решением Мантуровского районного суда Костромской области от 04 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-6/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 08 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.18-29).
Решением Мантуровского районного суда Костромской области от 12.01.2022 года по гражданскому делу № 2-21/2022 Соколову Н.М. отказано в исковых требованиях к ООО «Форсаж Трейд» о взыскании заработной платы 600000 рублей за период 27.10.2020г. по 27.10.2021г.
Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что подавая 18.04.2020 года через в личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" заявление о принятии решения по постановке его на учет в качестве безработного, истец заведомо знал, что безработным он не является, по этой же причине в поданном заявлении не указаны основания увольнения и номер приказа об увольнении.
Поскольку оснований для признания Соколова Н.М. в спорный период времени безработным в ходе судебного разбирательства не установлено, суд находит требования истца об обязании ОГКУ «ЦЗН по Мантуровскому району» выплатить пособие по безработице, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Соколова Николая Михайловича, паспорт гражданина Российской Федерации серии 3413 №123037 к ОГКУ «Центр занятости населения по Мантуровскому району» (ИНН4404002522, ОГРН 1024401634487) об обязании выплатить пособие по безработице, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова