Решение по делу № 2-139/2023 (2-2006/2022;) от 06.10.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Шестаковой Н.А.

при секретаре Бажутиной Ю.И.

с участием:

помощника Шадринского межрайонного прокурора Грохотовой Е.Г.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №3 Баженовой С.В.,

представителя ответчика Отдела образования Администрации города Шадринска Ильиной А.И., действующей на основании доверенности от 18.10.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области 08 февраля 2023 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3», Администрации города Шадринска Курганской области, Отделу Образования Администрации города Шадринска Курганской области о возложении обязанности,

установил:

Шадринский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3», Администрации города Шадринска Курганской области, Отделу Образования Администрации города Шадринска Курганской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки состояния законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму было установлено, что здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» расположенные по адресу: ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А в г. Шадринске, подлежат антитеррористической защите. На объекты составлены паспорта безопасности 04.02.2020, в соответствии с которыми объектам по ул. Архангельского, д.62, и д. 46 присвоена 4 категория опасности, объекту по ул.Гагарина, д.41А в г. Шадринске присвоена 3 категория. В соответствии с актами обследования от 27.04.2022 года всем объектам присвоена 4 категория опасности. Вместе с тем, до настоящего времени объекты (территории) учреждения образования МБДОУ «Детский сад № 3» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с выявлением нарушений 18.07.2022 в адрес Главы Администрации г.Шадринска было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. На указанное представление направлен ответ, что приняты меры к устранению нарушений, спланирована поэтапная работа по выполнению данных мероприятий. Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия по антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 3» не выполнены.В соответствии с п.1.9 Устава МБДОУ «Детский сад № 3» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – город Шадринск в лице Администрации города Шадринск. С учетом уточнения исковых требований, просил обязать МБДОУ «Детский сад № 3» в месячный срок после поступления денежных средств обеспечить антитеррористическую защищенность объектов образования, расположенных по адресу: ул. Архангельского, д.62 и д. 46, ул.Гагарина, д. 41А в г. Шадринске, а именно: оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать Администрацию г. Шадринска, Отдел образования Администрации г. Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБДОУ «Детский сад № 3» в срок до 31.03.2023 г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Грохотова Е.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала. Дала пояснения по доводам, изложенным в иске. Дала пояснения по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 3» Баженова С.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает. При условии поступления денежных средств антитеррористическая защищенность объектов образования будет обеспечена. До настоящего времени финансирование данных мероприятий не осуществлялось.

Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Сонина М.В. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поясняла, что исковые требования не признает. Дала пояснения по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, с дополнениями. Дополнительно поясняла, что Администрация г.Шадринска является учредителем образовательного учреждения. Финансирование Отдела образования Администрации г. Шадринска осуществляется за счет ассигнований из бюджета г.Шадринска. Главным распорядителем бюджетных средств является Отдел образования Администраци г.Шадринска. Считает, что Администрация города Шадринска является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Отдел образования Администрации г. Шадринска является юридическим лицом, которое создано непосредственно для решения вопросов местного значения в отношении образовательных учреждений, которые согласно решению Думы о бюджете является распорядителем доходов и расходов, которые производятся по муниципальной программе «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в г.Шадринске» на 2020-2023 г.г. Финансирует обозначенные мероприятия Финансовый отдел Администрации г. Шадринска.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации г. Шадринска Ильина А.И. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что согласно п.2 раздела 6 Положения об Отделе образования, финансирование деятельности Отдела образования осуществляется за счет ассигнований из бюджета г.Шадринска. Исполнение Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 на данный момент профинансировано на 25%.

Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; нести ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Пунктами 17 и 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.

Пунктом 24 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в деятельности МБДОУ «Детский сад № 3», в результате которой выявлены нарушения, а именно: объекты не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Из пункта 1.9 Устава МБДОУ «Детский сад № 3», следует, что учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – город Шадринск в лице Администрации города.

В своей деятельности учреждение подведомственно и подконтрольно Отделу образования Администрации города Шадринска (п.1.12).

В соответствии с Положением об Отделе образования Администрации города Шадринска, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 26.12.2017 № 288, Отдел является органом Администрации города Шадринска. Осуществляет проведение на территории муниципального образования – город Шадринск государственной политики в сфере образования для получения качественного образования и воспитания, в полномочия которого входит, в том числе исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета и закрепленным за ним видам доходов; является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета Курганской области в виде субвенций и субсидий, поступающих в бюджет города Шадринска на реализацию полномочий в сфере образования (пункты 1, 2, 2.1, 3.39, 3.40 Положения).

Согласно представленным материалам, объектам, в которых располагается МБДОУ «Детский сад № 3», по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А, присвоена 4 категория опасности.

Таким образом, судом установлено, что на территории объектов МБДОУ «Детский сад № 3», по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А не выполнено предъявляемое к 4 категории опасности объектов образования обязательное мероприятие по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 вышеуказанных Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006. При этом необходимость оборудования объекта учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности, исходя из системного толкования всего содержания настоящего Постановления.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 3» исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц.

О признании иска представителем ответчика заявлено добровольно, осознанно, оснований полагать иное у суда не имеется.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

В связи с этим суд находит исковые требования о возложении на МБДОУ «Детский сад № 3» заявленной обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).

По смыслу положений ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (пункты 1, 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно приложению 17 «Перечень муниципальных программ, подлежащих финансированию из бюджета города Шадринска на плановый период 2023 и 2024 годов» к решению Шадринской городской Думы Курганской области от 23.12.2021 №276 «О бюджете города Шадринска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» распорядителем и получателем бюджетных средств муниципальной программы «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020 - 2023 годы» является Отдел образования Администрации города Шадринска.

В соответствии с муниципальной программой «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020 - 2023 годы» утвержденной постановлением Администрации города Шадринска от 13.12.2019 № 2277 согласно пункту 10 перечня основных мероприятий приложения к Программе Отдел образования осуществляет мероприятия по повышению уровня антитеррористической защищенности подведомственных учреждений Отделу образования.

МБДОУ «Детский сад № 3» является бюджетным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов не представлено.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации города Шадринска исковые требования признал в полном объеме, заявление о признании иска приобщено к материалам гражданского дела.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц.

О признании иска представителем ответчика заявлено добровольно, осознанно, оснований полагать иное у суда не имеется.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

Судом установлено, что в соответствии с подпунктами 38, 39 пунктом 1 раздела 3 Положения об Отделе образования Администрации города Шадринска, утвержденного решением Шадринской городской Думы от 26.12.2017 № 288, Отдел образования Администрации города Шадринска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему муниципальных учреждений города Шадринска в подведомственной сфере деятельности, в том числе: формирование и утверждение муниципального задания для муниципальных организаций, находящихся в ведении Отдела образования, в соответствии с предусмотренными их уставами основными видами деятельности и осуществление финансового обеспечения их деятельности; исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним видам доходов.

Согласно п.37, Положения об Отделе образования Администрации города Шадринска, Отдел разрабатывает муниципальные программы; направляет средства, выделенных Отделу образования из бюджета города Шадринска на их реализацию, планирование расходов и финансирование мероприятий по муниципальным программам в сфере образования.

Статьей 38.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Таким образом, главным распорядителем является Отдел образования Администрации города Шадринска в соответствии с решением Шадринской городской Думы о бюджете города Шадринска на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (подпункты 5, 6, 9 пункта 1).

Таким образом, Отдел образования Администрации города Шадринска, как главный распорядитель и получатель средств бюджета города Шадринска, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В связи с чем, именно Отдел образования Администрации города Шадринска по отношению к подведомственным учреждениям является главным распорядителем средств бюджета города в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляет финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений, в связи с чем обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования о возложении на Отдел образования Администрации города Шадринска обязанности по обеспечению финансирования обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБДОУ «Детский сад № 3» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования к Администрации города Шадринска удовлетворению не подлежат.

Поскольку выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБДОУ «Детский сад № 3» требует значительных финансовых затрат, суд на основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным установить ответчикам для исполнения настоящего решения срок до 31.03.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.

При этом ответчики не лишены права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенных срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» в месячный срок после поступления денежных средств обеспечить антитеррористическую защищенность объектов образования, расположенных по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А г, а именно: оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Отдел образования Администрации г. Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» в срок до 31.03.2023 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2023 года.

Судья Н.А. Шестакова

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Шестаковой Н.А.

при секретаре Бажутиной Ю.И.

с участием:

помощника Шадринского межрайонного прокурора Грохотовой Е.Г.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №3 Баженовой С.В.,

представителя ответчика Отдела образования Администрации города Шадринска Ильиной А.И., действующей на основании доверенности от 18.10.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области 08 февраля 2023 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3», Администрации города Шадринска Курганской области, Отделу Образования Администрации города Шадринска Курганской области о возложении обязанности,

установил:

Шадринский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3», Администрации города Шадринска Курганской области, Отделу Образования Администрации города Шадринска Курганской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки состояния законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму было установлено, что здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» расположенные по адресу: ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А в г. Шадринске, подлежат антитеррористической защите. На объекты составлены паспорта безопасности 04.02.2020, в соответствии с которыми объектам по ул. Архангельского, д.62, и д. 46 присвоена 4 категория опасности, объекту по ул.Гагарина, д.41А в г. Шадринске присвоена 3 категория. В соответствии с актами обследования от 27.04.2022 года всем объектам присвоена 4 категория опасности. Вместе с тем, до настоящего времени объекты (территории) учреждения образования МБДОУ «Детский сад № 3» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с выявлением нарушений 18.07.2022 в адрес Главы Администрации г.Шадринска было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. На указанное представление направлен ответ, что приняты меры к устранению нарушений, спланирована поэтапная работа по выполнению данных мероприятий. Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия по антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 3» не выполнены.В соответствии с п.1.9 Устава МБДОУ «Детский сад № 3» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – город Шадринск в лице Администрации города Шадринск. С учетом уточнения исковых требований, просил обязать МБДОУ «Детский сад № 3» в месячный срок после поступления денежных средств обеспечить антитеррористическую защищенность объектов образования, расположенных по адресу: ул. Архангельского, д.62 и д. 46, ул.Гагарина, д. 41А в г. Шадринске, а именно: оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать Администрацию г. Шадринска, Отдел образования Администрации г. Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБДОУ «Детский сад № 3» в срок до 31.03.2023 г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Грохотова Е.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала. Дала пояснения по доводам, изложенным в иске. Дала пояснения по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 3» Баженова С.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает. При условии поступления денежных средств антитеррористическая защищенность объектов образования будет обеспечена. До настоящего времени финансирование данных мероприятий не осуществлялось.

Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Сонина М.В. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поясняла, что исковые требования не признает. Дала пояснения по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, с дополнениями. Дополнительно поясняла, что Администрация г.Шадринска является учредителем образовательного учреждения. Финансирование Отдела образования Администрации г. Шадринска осуществляется за счет ассигнований из бюджета г.Шадринска. Главным распорядителем бюджетных средств является Отдел образования Администраци г.Шадринска. Считает, что Администрация города Шадринска является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Отдел образования Администрации г. Шадринска является юридическим лицом, которое создано непосредственно для решения вопросов местного значения в отношении образовательных учреждений, которые согласно решению Думы о бюджете является распорядителем доходов и расходов, которые производятся по муниципальной программе «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в г.Шадринске» на 2020-2023 г.г. Финансирует обозначенные мероприятия Финансовый отдел Администрации г. Шадринска.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации г. Шадринска Ильина А.И. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что согласно п.2 раздела 6 Положения об Отделе образования, финансирование деятельности Отдела образования осуществляется за счет ассигнований из бюджета г.Шадринска. Исполнение Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 на данный момент профинансировано на 25%.

Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; нести ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Пунктами 17 и 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.

Пунктом 24 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в деятельности МБДОУ «Детский сад № 3», в результате которой выявлены нарушения, а именно: объекты не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Из пункта 1.9 Устава МБДОУ «Детский сад № 3», следует, что учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – город Шадринск в лице Администрации города.

В своей деятельности учреждение подведомственно и подконтрольно Отделу образования Администрации города Шадринска (п.1.12).

В соответствии с Положением об Отделе образования Администрации города Шадринска, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 26.12.2017 № 288, Отдел является органом Администрации города Шадринска. Осуществляет проведение на территории муниципального образования – город Шадринск государственной политики в сфере образования для получения качественного образования и воспитания, в полномочия которого входит, в том числе исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета и закрепленным за ним видам доходов; является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета Курганской области в виде субвенций и субсидий, поступающих в бюджет города Шадринска на реализацию полномочий в сфере образования (пункты 1, 2, 2.1, 3.39, 3.40 Положения).

Согласно представленным материалам, объектам, в которых располагается МБДОУ «Детский сад № 3», по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А, присвоена 4 категория опасности.

Таким образом, судом установлено, что на территории объектов МБДОУ «Детский сад № 3», по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А не выполнено предъявляемое к 4 категории опасности объектов образования обязательное мероприятие по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 вышеуказанных Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006. При этом необходимость оборудования объекта учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности, исходя из системного толкования всего содержания настоящего Постановления.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 3» исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц.

О признании иска представителем ответчика заявлено добровольно, осознанно, оснований полагать иное у суда не имеется.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

В связи с этим суд находит исковые требования о возложении на МБДОУ «Детский сад № 3» заявленной обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).

По смыслу положений ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (пункты 1, 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно приложению 17 «Перечень муниципальных программ, подлежащих финансированию из бюджета города Шадринска на плановый период 2023 и 2024 годов» к решению Шадринской городской Думы Курганской области от 23.12.2021 №276 «О бюджете города Шадринска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» распорядителем и получателем бюджетных средств муниципальной программы «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020 - 2023 годы» является Отдел образования Администрации города Шадринска.

В соответствии с муниципальной программой «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020 - 2023 годы» утвержденной постановлением Администрации города Шадринска от 13.12.2019 № 2277 согласно пункту 10 перечня основных мероприятий приложения к Программе Отдел образования осуществляет мероприятия по повышению уровня антитеррористической защищенности подведомственных учреждений Отделу образования.

МБДОУ «Детский сад № 3» является бюджетным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов не представлено.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации города Шадринска исковые требования признал в полном объеме, заявление о признании иска приобщено к материалам гражданского дела.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц.

О признании иска представителем ответчика заявлено добровольно, осознанно, оснований полагать иное у суда не имеется.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

Судом установлено, что в соответствии с подпунктами 38, 39 пунктом 1 раздела 3 Положения об Отделе образования Администрации города Шадринска, утвержденного решением Шадринской городской Думы от 26.12.2017 № 288, Отдел образования Администрации города Шадринска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему муниципальных учреждений города Шадринска в подведомственной сфере деятельности, в том числе: формирование и утверждение муниципального задания для муниципальных организаций, находящихся в ведении Отдела образования, в соответствии с предусмотренными их уставами основными видами деятельности и осуществление финансового обеспечения их деятельности; исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним видам доходов.

Согласно п.37, Положения об Отделе образования Администрации города Шадринска, Отдел разрабатывает муниципальные программы; направляет средства, выделенных Отделу образования из бюджета города Шадринска на их реализацию, планирование расходов и финансирование мероприятий по муниципальным программам в сфере образования.

Статьей 38.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Таким образом, главным распорядителем является Отдел образования Администрации города Шадринска в соответствии с решением Шадринской городской Думы о бюджете города Шадринска на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (подпункты 5, 6, 9 пункта 1).

Таким образом, Отдел образования Администрации города Шадринска, как главный распорядитель и получатель средств бюджета города Шадринска, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В связи с чем, именно Отдел образования Администрации города Шадринска по отношению к подведомственным учреждениям является главным распорядителем средств бюджета города в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляет финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений, в связи с чем обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования о возложении на Отдел образования Администрации города Шадринска обязанности по обеспечению финансирования обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБДОУ «Детский сад № 3» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования к Администрации города Шадринска удовлетворению не подлежат.

Поскольку выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБДОУ «Детский сад № 3» требует значительных финансовых затрат, суд на основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным установить ответчикам для исполнения настоящего решения срок до 31.03.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.

При этом ответчики не лишены права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенных срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» в месячный срок после поступления денежных средств обеспечить антитеррористическую защищенность объектов образования, расположенных по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д.62, и д. 46 и ул.Гагарина, д.41А г, а именно: оборудовать объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Отдел образования Администрации г. Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» в срок до 31.03.2023 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2023 года.

Судья Н.А. Шестакова

2-139/2023 (2-2006/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шадринский межрайонный прокурор
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №3"
Администрация г.Шадринска
Другие
Финансовый отдел Администрации г. Шадринска
Отдел образования Администрации г.Шадринска
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Шестакова Н.А.
Дело на сайте суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2022Передача материалов судье
13.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Подготовка дела (собеседование)
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее