Гражданское дело № 2-157/2021
УИД 34RS0020-01-2021-0000283-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
станица Преображенская 02 августа 2021 года
Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Корниловой Е.В., единолично,
при секретаре судебного заседания Комаровой О.П.,
с участием заместителя прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области гражданское дело по иску
прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Преображенский детский сад № 2 Радуга» о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киквидзенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Преображенский детский сад № 2 Радуга» о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению, указав, что прокуратурой района в июне 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга», в ходе которой выявлены следующие нарушения, а именно при входе в здание детского сада по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Мира, дом 61 для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Со ссылкой на ст.ст 17, 27 Конституции РФ, ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр., Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; с указанием, что отсутствие мнемосхемы ущемляет права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, прокурор в исковом заявлении просит суд обязать МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области установить при входе в здание МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга», расположенное по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Мира, дом 61 для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Кобзева О.В. исковые требования поддержала в полном объёме.
Со стороны ответчика МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» поступило письменное заявление о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя, исковые требования признает, просит принять признание иска. Заявление приобщено к материалам дела. С учётом изложенного, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотрение дела без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в РФ гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Аналогичные требования законодательства, закреплены в ведомственном Приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам конкретных условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц. Число граждан, испытывающих трудности со зрением, постоянно изменчиво.
Проведенной в июне 2021 года прокуратурой Киквидзенского района проверкой установлено, что в нарушение требований указанного законодательства при входе в здание МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Мира, дом 61 для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что ущемляет права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» пребывают не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
Ответчиком заявлено о признании иска.
В силу требований статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с положениями статей 173, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Перед принятием признания иска, суд убедился, что ответчику известны и понятны последствия признания иска, что подтверждается письменным заявлением, приобщённым к материалам дела.
По настоящему гражданскому делу признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает признание иска ответчиком и считает иск прокурора Киквидзенского района Волгоградской области действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению в полном объёме с возложением на ответчика обязанности установить при входе в здание МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Мира, дом 61 для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 333.17 Налогового Кодекса РФ, указанные в п. 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они: выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а так же искового заявления неимущественного характера: для физических лиц – 300 рублей; для организации – 6 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что ответчик является бюджетным учреждением, финансируется за счет бюджета Киквидзенского муниципального района и является социально ориентированной, унитарной, некоммерческой организацией, суд полагает уменьшить размер государственной пошлины и взыскать с ответчика в доход местного бюджета – муниципального образования - Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области, государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Киквидзенского района Волгоградской области – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Преображенский детский сад № 2 Радуга» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области установить при входе в здание МБОУ «Преображенский детский сад № 2 Радуга» по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, станица Преображенская, ул. Мира, дом 61 для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Преображенский детский сад № 2 Радуга» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в доход муниципального образования – Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области – государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.08.2021 года.
Председательствующий:
Судья Киквидзенского районного суда Е.В. Корнилова