Дело (УИД)№58RS0012-01-2020-000607-39
Производство № 2а-340/2020
Решение
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
с участием помощника Каменского межрайонного прокурора Шугуровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Каменского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области о признании информационного материала запрещенным к распространению,
установил:
Каменский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области о признании информационного материала, запрещенным к распространению.
В обоснование своего иска указал, что Каменской межрайонной прокуратурой путем мониторинга сети «Интернет» проведена проверка соблюдения законодательства об информации соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Доступ к сети Интернет был осуществлен через оператора связи «Ростелеком» с использованием программного средства - браузера «Opera».
В ходе проверки установлен факт размещения по адресу http://kama – electrofishing.net, был выявлен информационный материал, содержащий сведения о продаже электроудочек.
Данный сайт на момент проверки действует и не внесен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Просил суд признать информацию, размещенную в сети "Интернет" с URL -адресом: http://kama – electrofishing.net, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца, помощник Каменского межрайонного прокурора Шугурова И.В.. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещён, представили письменный отзыв на административный иск, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 29 Конституции Российской федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Порядок ограничения доступа к информации установлен в статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которой ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 4 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2 Закона).
В целях сохранения водных биоресурсов для юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность, в правилах рыболовства устанавливаются виды разрешенного рыболовства; нормативы, параметры и сроки разрешенного рыболовства, а также ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов (части 1, 3, 4 статьи 43.1 Федерального закона N 166-ФЗ), примерный перечень которых определен статьей 26, допускающей установление ограничений рыболовства, в том числе в отношении применения видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов (пункт 4 части 1).
Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 26), которым является Минсельхоз России.
Приказами Минсельхоза России от 06.11.2014 № 427, от 30.10.2014 №414, от 22.10.2014 № 402, от 03.09.2014 № 348, от 23.05.2019 № 267 утверждены правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, Северного рыбохозяйственного бассейна, западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, которые запрещают при осуществлении рыболовства осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением взрывчатых, токсичных и наркотических средств (веществ), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой путем мониторинга сети «Интернет» проведена проверка соблюдения законодательства об информации соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В ходе проверки, путем мониторинга сети «Интернет» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремизму.
Доступ к сети Интернет был осуществлен через оператора связи «Ростелеком» с использованием программного средства - браузера «Opera».
В ходе проверки установлен факт размещения на сайте с URL -адресом: http://kama – electrofishing.net, осуществляется реализация электроудочек, которые в соответствии с законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов.
Частью 2 ст. 8,37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство., п.»б» ч.1 ст. 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответствненость за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершенно с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». При этом в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что предусмотрено ч. 2 названной статьи.
Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3. ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данный сайт на момент проверки действует и не внесен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту гарантированной Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180,265.5 КАС РФ, суд