УИД 76RS0024-01-2020-001816-79
Дело № 2-841/2021 Мотивированное решение
изготовлено 20.04.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 06 апреля 2021 года
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Погодиной Д.И.,
с участием прокурора Казаковой М.И.,
истца Балашова А.Ю., находящегося в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, и участвующего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи (до перерыва);
представителя ответчика Балясиной О.М. по доверенности от 26 октября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Балашова Алексея Юрьевича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ярославской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Балашов А.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ярославской области (далее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) о взыскании компенсации морального вреда в сумме 200 000 руб.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что с 20.12.2019 по 23.04.2020 Балашов А.Ю. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в камерах №№ 107, 109, 110, 119 и 120 режимного корпуса №6. За период его содержания под стражей в следственном изоляторе в отношении него были допущены следующие нарушения: отсутствовала урна для мусора, таз для гигиенических целей и стирки одежды, бачок с питьевой водой, вызывная сигнализация, ночное освещение, в светильниках дневного освещения не работала часть электролапм. В камерах №№119 и 120 был неисправен унитаз и не обеспечивалась приватность санитарного узла. Из-за отсутствия урны для мусора истцу приходилось собирать, а затем выносить мусор из камеры в различных подручных емкостях либо пакетах, в единичных случаях складировать на полу в углу камеры, а затем выносить. По причине отсутствия таза для гигиенических целей и стирки одежды у Балашова А.Ю. не было возможности ежедневно перед сном мыть ноги и стирать одежду. Отсутствие бачка с питьевой водой лишило истца возможности пить кипяченую воду тогда, когда в этом возникала потребность. Так как не работала вызывная сигнализация, приходилось стучать в дверь, чтобы вызвать дежурного или медицинского работника. Из-за отсутствия ночного освещения не мог уснуть. Дневное освещение было тусклым, не работала часть электроламп. Из-за этого истец не мог нормально читать книги, писать письма и обращения в различные государственные органы, уставали глаза. Поскольку в камерах был неисправен унитаз, то стоял зловонный запах фекалий и мочи. Истец при отправлении естественных нужд не мог уединиться и расслабиться, так как находился на виду у своих сокамерников либо сотрудников учреждения. Содержание на протяжении длительного времени в крайне неудовлетворительных условиях привело к тому, что истец утратил веру в законность и справедливость власти, у него возникло ощущение беззащитности со стороны надзирающих органов.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено УФСИН России по Ярославской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, филиал «Медицинская часть №5» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №76 ФСИН России (далее - филиал «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России).
В судебном заседании истец Балашов А.Ю. участвовал с использованием системы видеоконференц-связи. Исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России по доверенности (л.д. 24, 77) Балясина О.М. против удовлетворения исковых требований возражала, просила в иске отказать, указав на недоказанность истцом факта нарушения условий содержания. В дело представлен письменный отзыв на иск (л.д.25-26, 75-76).
Ответчик УФСИН России по Ярославской области, третьи лица Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, филиал «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представителей не направили.
От Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области поступил отзыв на иск, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований. В соответствии со ст. 16, п.3 ст.125, ст. ст.1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, надлежащим ответчиком по иску является ФСИН России. Также отмечено, что для применения ст. 1069 Гражданского кодекса РФ необходимо учитывать, что ответственность по названной статье наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда. Следовательно, для наступления ответственности необходимо наличие наступления вреда, незаконность действий (бездействий), причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. Таким образом, истец, заявляя требования о компенсации морального вреда, должен доказать факт претерпевания морального вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Такие доказательства истцом не представлены (л.д.54-56).
Дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав стороны, заключение прокурора Казаковой М.И., исследовав письменные материалы дела, надзорное производство НОМЕР прокуратуры Ярославской области, суд приходит к следующему.
На основании ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положениями ст. 1071 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу приведенных норм по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, основными задачами ФСИН России являются в том числе: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей) (подп.1 п.3); обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей (подп.3 п.3); создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (подп.6 п.3).
Согласно подп. 6 п. 7 приведенного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Статья 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах регламентируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 14.10.2005 №189.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Из статьи 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ следует, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Балашов А.Ю. задержан в порядке ст. 91 УПК РФ 12.12.2019 СО ОМВД России по Дзержинскому городскому району по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, Дзержинским районным судом г. Ярославля избрана мера пресечения заключение под стражу. Балашов А.Ю. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области 20.12.2019 и содержится по настоящее время. С 21.01.2020 перечислен за СО по Дзержинскому району г. Ярославля СУ СК РФ по Ярославской области в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ.
Балашов А.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в период с 20.12.2019 по 23.04.2020 (режимный корпус №6), а также с 28.05.2020 по настоящее время. Балашов А.Ю. находился в период 23.12.2019 по 01.01.2020 в камере №110, с 01.01.2020 по 04.01.2020 - в камере №109, с 04.01.2020 по 13.01.2020 - в камере №107, с 13.01.2020 по 14.01.2020 - в камере №109, с 14.01.2020 по 17.02.2020- в камере №119, с 17.02.2020 по 16.04.2020 - в камере №109, с 16.04.2020 по 16.04.2020 - в камере №108, с 16.04.2020 по 23.04.2020 - в камере №120.
В силу ст. ст. 17, 23, 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в частности на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 42 Приказа Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка) все камеры учреждения оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; унитазом (напольной чашей), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Пунктом 43 Правил внутреннего распорядка установлено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Общие основания компенсации морального вреда приведены в ст.1100 Гражданского кодекса РФ.
Критерии определения размера компенсации морального вреда определены в ст.151, п.2 ст.1101 Гражданского кодекса РФ, согласно которым суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать характер и степень физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что факт содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в камерах изолятора в условиях, несоответствующих установленным нормам, влечет нарушение их прав, гарантированных законом, и вызывает у них страдания и переживания, что является достаточным основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Балашов А.Ю. указал на ненадлежащие условия содержания в камерах №№ 107, 109, 110, 119 и 120 режимного корпуса №6, выразившиеся в отсутствии урны для мусора, таза для гигиенических целей и стирки одежды, бачка с питьевой водой, вызывной сигнализации, ночного освещения, тусклого дневного освещения из-за того, что не работала часть электролапм; в камерах №№119 и 120 был неисправен унитаз и не обеспечивалась приватность санитарного узла.
В то же время из содержания жалобы Балашова А.Ю. на имя Уполномоченного по правам человека в Ярославской области (надзорное производство НОМЕР от 03.03.2020) не следует, что на момент нахождения Балашова А.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в указанных им камерах (с 23.12.2019 по 04.01.2020 - №110, с 04.01.2020 по 13.01.2020 - №107, с 13.01.2020 по 14.01.2020 - №109, с 14.01.2020 - в камере №119) отсутствовали урны для мусора, вызывная сигнализация, бачок с питьевой водой, не обеспечивалась приватность санитарного узла.
Согласно объяснениям представителя ответчиков, камеры режимных корпусов оборудованы следующим образом: на окнах рамы со стеклами и отсекающие решетки; двухъярусными спальными местами, которые соответствуют нормативам; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; унитазом, оборудованным сливным бачком, умывальником; радиаторами системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода для питья выдается по просьбе спецконтингента, а также предусмотрены нагревательные приборы (кипятильник, чайник). Все имеющееся оборудование в камерах в исправном состоянии, в случае поломки или выхода из строя оборудования камер принимаются меры по устранению недостатков, производится ремонт или его замена. Условия в камерах соответствуют санитарным требованиям, порядок поддерживается, что ежедневно контролируется медицинским работником. Уборка в камерах проводится силами спецконтингента в порядке очереди, моющие средства в наличии, уборочный инвентарь (веник, совок, таз) выдается по просьбе лиц, содержащихся в камере.
Доводы истца Балашова А.Ю. об отсутствии в указанных им камерах ночного освещения и недостаточности дневного освещения, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли. Опровергнуты они и в ходе проверки, проведенной по обращению Балашова А.Ю. прокуратурой Ярославской области. В частности из объяснений представителя ответчиков следует, что камеры имеют естественное освещение, а также оборудованы светильниками дневного освещения, установленными на потолке и светильником ночного освещения, вмонтированном в нишу; освещение камер достаточное и соответствует санитарным нормам в соответствии с площадью. На это же указано и в заключении о результатах рассмотрения обращения Уполномоченного по правам человека в Ярославской области ФИО1 в защиту интересов Балашова А.Ю. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний старшим советником юстиции ФИО2 по результатам проверки. Правом обжалования заключения Балашов А.Ю. не воспользовался.
Указание в данном заключении на то, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой области в порядке надзора в декабре 2019 года, в связи с отсутствием в большинстве камер корпуса №6 урн для мусора, тазов для гигиенических целей и стирки одежды, бачков с питьевой водой и подставок под них, вызывной сигнализации, ночного освещения и не работающей частью электроламп в светильниках, в адрес руководства УФСИН России по Ярославской области 13.12.2019 внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, с достоверностью не свидетельствует о подтверждении факта нарушения условий содержания истца в камерах №№ 107, 109, 110, 119 и 120 режимного корпуса №6, выразившиеся в отсутствии урны для мусора, бачка в питьевой водой, вызывной сигнализации, ночного освещения, тусклого дневного освещения, в указанные им периоды.
Также не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что в камерах №№119 и 120 был неисправен унитаз и не обеспечивалась приватность санитарного узла.
Как указано ответчиком, санузел отделен от жилой площади камеры кабиной из ДВП высотой 2,5 м, что обеспечивает достаточную степень изолированности. Кабина санитарного узла оборудована дверью. Условия приватности при его использовании не нарушаются. Кроме того, Балашов А.Ю., обращаясь с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области, на нарушение приватности не ссылался, указывал лишь на то, что в камере №119 отсутствует возможность смывать опорожнения в туалете.
Техническое состояние камер, в том числе расположенных в режимном корпусе №6, проверялось ежедневно при приеме-сдаче дежурства. По данным книги приема-сдачи дежурств на режимных корпусах учреждения 17.02.2020 и 18.02.2020 зафиксирована неисправность канализации в камере №109 режимного корпуса №6. Объяснениями истца и представителя ответчика подтверждается, что данная неисправность устранялась. То обстоятельство, что через некоторое время унитаз засорялся вновь, само по себе не свидетельствует о допущенном бездействии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка предусмотрено оборудование камер согласно перечня, в который включены и тазы для гигиенических целей и стирки одежды.
Истец наличие таза для гигиенических целей и стирки одежды в камерах содержания отрицал, указывал на их отсутствие и в своем обращении на имя Уполномоченного по правам человека в Ярославской области.
Также суд учитывает, что обращаясь в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, прокурор Ярославской области, указывал на необходимость оборудования тазами для гигиенических целей и стирки одежды камер №№ 109, 110 режимного корпуса №6 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области. Вступившим в законную силу заочным решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 04.12.2020 по указанному делу ответчики обязаны оборудовать тазами для гигиенических целей и стирки одежды указанные камеры.
Исходя из изложенного, суд считает установленным факт отсутствия тазов для гигиенических целей и стирки одежды в камерах №№109, 110 режимного корпуса №6 в период содержания Балашова А.Ю. Достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчики в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представили.
Суд приходит к выводу о том, что содержание истца в указанных условиях, безусловно причинило ему нравственные и физические страдания, а поэтому он имеет право на компенсацию морального вреда.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая период содержания Балашова А.Ю. под стражей в ненадлежащих условиях, степени таких нарушений, которые приводили к снижению санитарного норматива, принцип разумности и справедливости, а также то, что причиненные истцу нравственные страдания не повлекли для него каких-либо тяжких необратимых по характеру последствий, суд находит заявленный истцом размер компенсации морального вреда явно завышенным и определяет его в сумме 2500 руб. Таким образом, в удовлетворении исковых требований, превышающих указанных размер, истцу следует отказать.
Обязанность компенсировать причиненный истцу моральный вред суд возлагает на Российскую Федерацию в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации, в пользу Балашова Алексея Юрьевича компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Сингатулина