Решение по делу № 2а-964/2019 от 06.06.2019

Дело № 2а-964/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2019 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Галановой Л.В.

при секретаре Бегеевой А.Ю.

с участием представителя административного истца Романишеной О.В.

представителя административных ответчиков старшего помощника прокурора ЗАТО г.Северск Бажилина В.В.

представителя заинтересованного лица садоводческого некоммерческого товарищества «**» Е.

представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «**» И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению городского округа закрытого административно-территориального образование Северск Томской области в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным представления прокурора ЗАТО г. Северск,

установил:

Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к прокурору ЗАТО г. Северск, прокуратуре ЗАТО г. Северск, прокуратуре Томской области, в котором просит признать представление прокурора ЗАТО г. Северск от 04.04.2019 № 630ж-218 «Об устранении нарушений в сфере электроэнергетики» незаконным.

В обоснование требований указано, что на основании представления прокурора ЗАТО г. Северск 630ж-218 «Об устранении нарушений в сфере электроэнергетики» определено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Северск по поручению прокуратуры Томской области, установлено, что органом местного самоуправления не приняты необходимые меры в целях постановки на учет бесхозяйной электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 на территории садоводческого некоммерческого товарищества «**» (далее СНТ «**»). Также указано, что в ходе проверки собственник электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 не установлен, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе указанного недвижимого имущества; отсутствие собственника указанной электросети может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопроса по энергоснабжению, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Управлению предписано незамедлительно принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствовавших их совершению, и недопущению подобных нарушений в будущем, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Управлением подготовлен ответ от 2.04.2019 № ** на представление прокурора, в котором указано, что органом местного самоуправления своевременно приняты меры по передаче объектов электроснабжения, находящихся на территории СНТ «**», в муниципальную собственность. В ответ на обращение прокуратуры ЗАТО г. Северск от 31.05.2019 Управление повторно указало на отсутствие правовых оснований для проведения мероприятий, направленных на постановку сетей электроснабжения, находящихся на территории СНТ «**», на учет в качестве бесхозяйного. Указанное имущество находится во владении и пользовании СНТ «**», поэтому не может быть признано бесхозяйным. Отсутствие сведений в ЕГРН о правообладателе указанного имущества, не означает отсутствие титульного владельца. Обращение со стороны СНТ «**» о передаче безвозмездно в государственную собственность указанного имущества в адрес органа местного самоуправления, в том числе в адрес Управления до настоящего времени не поступало. Указанные сети электроснабжения относятся к имуществу общего пользования СНТ «**», находятся в его фактическом владении и пользовании, обслуживаются и эксплуатируются. В период с 2010 по 2018 года СНТ «**» из бюджета ЗАТО Северск выделены субсидии на капитальный ремонт сетей электроснабжения. Полагает, что у органа местного самоуправления отсутствовали предусмотренные законом правовые основания для принятия необходимых мер в целях постановки на учет названной электрической сети на территории СНТ «**» в качестве бесхозяйной. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя.

Определением Северского городского суда Томской области от 02.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «**».

Определением Северского городского суда Томской области от 18.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «**» (далее ООО «**»).

В судебном заседании представитель административного истца Романишена О.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2019 № ** сроком по 31.12.2019, требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Представила дополнительные пояснения, в которых ссылается представленное в материалы дела решение Северского городского суда Томской области по делу № **. В решении указано, что председатель СНТ «**» пояснил, что воздушные линии электропередач находятся в нерабочем состоянии. Первый отвод был построен в 1984 году, второй в начале 2000 года, третий отвод был построен частично на средства садоводов и ОАО «СХК. В инвентаризационной описи основных средств от 29.12.2018 № ** указано, что основные средства, перечисленные в инвентаризационной описи, находятся в собственности организации СНТ «**». В указанной описи содержатся, в частности, данные о стоимости затрат на капитальный ремонт участков электрической сети 0,4 кВ, расположенных на территории СНТ «**». Также в материалы дела представлена выписка из протокола собрания СНТ «**» (собрания уполномоченных) от 26.10.2014, в которой по п.6 повестки дня указано решение «о передаче сетей 0,4 кв. в 2015 году в муниципальную собственность городского округа ЗАТО Северск Томской области». В судебном заседании (07.08.2019) председатель СНТ «**» Е. в обозреваемой судом схеме расположения территории СНТ «**» указал о месте их нахождения (за территорией проектных границ дер. Чернильщиково), а также пояснил, что сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-84 обеспечивают электроснабжением порядка 190 участков садоводов, часть столбов линии электропередач проходит по земельным участкам, находящимся в частной собственности садоводов. Кроме этого, заинтересованным лицом ООО «**» в материалы дела представлен акт от 2015 г. разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с которым осуществлено технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ от ТП-84 магазина «**», подписанный со стороны «владельца объекта электроэнергетики линии электропередачи 0,4 кВ от ТП-84» председателем СНТ «**» Е. (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетики»). Таким образом, СНТ «**» владеет указанным имуществом, осуществляет его эксплуатацию, обслуживание, содержание и капитальный ремонт, а, соответственно, у электросети 0,4 кВ отсутствуют признаки бесхозяйной вещи. Согласно имеющемуся в материалах дела акту № ** от 29.05.2018 г., была разграничена балансовая принадлежность электросетей и эксплуатационной ответственности между ООО «**» и владельцем сети СНТ «**». На акте имеются подписи представителей сторон, а также соответствующие печати. У Управления при наличии этого документа не было оснований для признания имущества бесхозяйным. Исходя из вышеизложенного, основания для признания электрических сетей и опор КВЛ 0,4 кВ от ТП-84, расположенных на территории СНТ «**», бесхозяйными объектами, отсутствуют. В материалах дела отсутствуют сведения о наличии фундамента, ином материале устройства спорного объекта, других конструктивных элементов, обеспечивающих прочную связь с землей. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не содержит положений об отнесении спорного объекта (линии электропередачи КВЛ 0,4 кВ от ТП-84) к недвижимому имуществу. Представленные в материалы дела документы (протокол № ** от 05.10.2016, справка № ** от 15.07.2016, договор подряда № ** от 26.07.2016, дефектная ведомость № ** на капитальный ремонт ВЛ-О,4 кв СНТ «**», акт о приемке выполненных работ от 26.09.2016, локальный сметный расчет № **) и пояснения председателя СНТ «**» Е., представителя ООО «**» свидетельствуют о том, что ремонтные работы на линиях электропередачи 0,4 кВ производились путем замены деревянных стоек опор и монтажа новых опор на ж/б приставках, подвески неизолированных проводов. Соответственно, указанный объект не отвечает критериям вещи, которые отнесены гражданским законодательством к категории недвижимости. Также необходимо отметить, что Министерством энергетики Российской Федерации разработаны Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства садоводческими некоммерческими товариществами (СНТ) на баланс территориальных сетевых организаций (ТСО). Рекомендации содержат алгоритм действий для тех садоводческих товариществ, которые хотят передать свои электросети на баланс ТСО. СНТ направляет в адрес ТСО, к электрическим сетям которой технологически присоединены объекты электросетевого хозяйства товарищества, предложение о приобретении электрических сетей, расположенных в границах СНТ. Проводится технический совместный с ТСО осмотр электрических сетей СНТ с инвентаризацией электросетевых объектов СНТ. Составляется перечень электрических сетей СНТ, которые возможно передать на баланс ТСО. ТСО направляет в адрес садоводческого товарищества рекомендации в отношении сетей, непригодных для эксплуатации на момент обследования. СНТ проводит общее собрание членов СНТ по вопросу отчуждения электросетевых объектов. В адрес ТСО направляется протокол общего собрания членов СНТ, документы и сведения, необходимые для заключения договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО. ТСО готовит пакет документов по сделке. СНТ и ТСО заключают договор, предусматривающий передачу электросетевых объектов. После выполнения условий договора стороны подписывают акт приема-передачи имущества. В оспариваемом представлении прокурора ЗАТО г. Северск отсутствуют идентифицирующие признаки спорного объекта - линии 0,4 кВ от ТП-84: не указан адрес местонахождения, его протяженность, количество опор (стоек) и другие данные объекта, достаточные для его идентификации, позволяющие выделить его из массы подобных объектов. В этой связи, полагает, что указанный акт прокурорского реагирования - представление прокурора ЗАТО г. Северск от 04.04.2019 № 630ж-2018 «Об устранении нарушений в сфере электроэнергетики» является незаконным и необоснованным.

Представитель административных ответчиков старший помощник прокурора ЗАТО г. Северск Бажилин В.В., действующий на основании доверенностей от 18.06.2019 № 630ж-2019, в судебном заседании административные исковые требования не признал. Представил письменные возражения, в которых ссылается на то, что в ходе проверки установлено, что на территории СНТ «**» имеются сети электроснабжения КВЛ-0,4 кВ, используемые для обеспечения электроэнергией граждан - членов садоводческого товарищества и иных потребителей. Указанные сети фактически являются бесхозяйным имуществом, какие-либо документы, подтверждающие право собственности или иное законное право владельца данной сети отсутствуют. По сообщению председателя СНТ «**» установлено, что каких-либо документов о создании сетей электроснабжения КВЛ-0,4 кВ, о передаче их садоводческому товариществу не имеется. Изначально сети были созданы на месте существовавшего ранее на территории СНТ «**», населенного пункта, то есть предназначалось для реализации обязанностей органов местного самоуправления по обеспечению населения электроэнергией. Распоряжением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 18.09.2008 № ** создана комиссия, которой поручено провести обследование находящегося на территории НСТСЛ (прежняя организационно-правовая форма) «**» бесхозяйного недвижимого имущества. К числу такого бесхозяйного имущества названным распоряжением органа местного самоуправления отнесены сети 0,4 кВ (подпункт 1 пункта). По результатам обследования постановка на учет выявленного бесхозяйного имущества и подготовка технической документации на объекты недвижимости в отношении сети КВЛ-0,4 кВ не осуществлены ввиду ненадлежащего технического состояния объекта, что свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от выполнения обязанностей, возложенных законом. Сети КВЛ-0,4 кВ используются не только для удовлетворения потребностей граждан - членов садоводческого товарищества, но и для нужд иных потребителей. Так, в соответствии с актом № ** от 19.05.2014 от подстанции ТП-84 к энергоснабжению подключен магазин, находящийся в частной собственности. Таким образом, сети предназначены для обеспечения потребностей неограниченного круга лиц. К вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. То есть бесхозные объекты электроснабжения, предназначенные для решения вопросов местного значения, должны находиться в муниципальной собственности. Доводы административного истца сводятся к тому, что фактически сети электроснабжения используются СНТ «**», которое заключило соглашение о присоединении к сетям энергоснабжающей организации, осуществляет содержание и ремонт КВЛ-0,4 кВ. Между тем данные действия обусловлены тем, что некоммерческая организация садоводов вынуждена нести такие затраты и заключать соответствующие соглашения в целях обеспечения электроэнергией граждан. Ввиду того, что обязанности органа местного самоуправления по содержанию сетей не исполняются, действия СНТ «**» направлены не на принятие КВЛ-0,4 кВ в собственность и не признание факта владения данным имуществом, а на поддержание его в минимально надлежащем состоянии, необходимом для существования садоводческого товарищества. То есть СНТ «**» взяло на себя функции органа местного самоуправления. Каких-либо документов о строительстве или принятии в собственность СНТ «**» КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 не имеется. Изложенное свидетельствует о том, что данное имущество является бесхозным и должно быть принято в муниципальную собственность, поскольку сети электроснабжения на территории СНТ «**» предназначены для решения вопросов местного значения - электроснабжения населения. При таких обстоятельствах, считает представление прокурора ЗАТО г. Северск от 04.04.2019 № 630ж-2018 обоснованным и законным. Исковые требования Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск просил оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица - председатель СНТ «**» Е.., действующий на основании устава СНТ «**», в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что СНТ «**» находится на территории д. Чернильщиково ЗАТО Северск Томской области. В соответствии с Постановлением Правительства от 05.07.2001 №** деревня Чернильщиково является населенным пунктом ЗАТО Северск. На территории деревни постоянно проживают жители ЗАТО Северск, также осуществляется садоводство членами садоводческого товарищества «**» и гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке (не членами СНТ), расположен объект предпринимательства (магазин). Содержание населенного пункта (ремонт улиц, линий электропередач, систем водоснабжения) производится за счет платежей садоводов. В то же время другие официально установленные постановлением Правительства от 05.07.2001 № 508 населенные пункты ЗАТО Северск (поселки Самусь, Орловка, деревни Кижирово и Семиозерки) содержатся за счет средств бюджета. Земли, на которых в настоящее время расположено СНТ «**» были переданы для коллективного садоводства на основании документов: решение Исполнительного комитета Томского областного совета народных депутатов от 22.05.1979 № 57-з «Об отводе земельного участка предприятию почтовый ящик В-2994 для коллективного садоводства рабочих и служащих из земель госземзапаса Томского района»; решение Городского совета народных депутатов от 19.04.1990 № 335 «Об отводе территории предприятию п/я В-8647 под мичуринские участки». Имеется «Схема расположения границ территории садоводческого некоммерческого товарищества «**», утвержденная Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 05.12.2012 № 3351. Деревня Чернильщиково вошла в состав ЗАТО Северек в 1997 году. До этого земли находились в собственности Томского района. Возможно, в архивах сохранились соответствующие документы, подтверждающие передачу земель в муниципальную собственность ЗАТО Северск. Никаких документов о передаче земель в собственность СНТ «**» нет. Земли участков садоводов находятся в собственности граждан или в их пользовании (не оформлены в собственность). Земли общего пользования, предположительно, находятся в собственности ЗАТО Северек, поскольку были в 1997 году переданы из состава Томского района. В соответствии с действующим законодательством право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ 2003 г., сохраняется. На территории деревни Чернильщиково находятся объекты инфраструктуры: линии электропередач, артезианские скважины, дороги. Балансовая принадлежность объектов инфраструктуры до сих пор не выяснена. СНТ «**» они также не принадлежат. Нет никаких документов о передаче в собственность СНТ объектов инфраструктуры или земель под этими объектами. В 2008 году Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.09.2008 № 1213-р «О проведении обследования и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории НСТСЛ «**» (примечание: НСТСЛ «**» - прежнее наименование СНТ «**») в Администрации ЗАТО Северск была создана комиссия по обследованию бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе по сетям электроснабжения КВЛ-0,4 кВ. В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 на все объекты, указанные в Распоряжении, должно быть зарегистрировано право муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 Распоряжения 1213-р должен быть заключен договор с ООО «Городские электрические сети» для организации содержания и обслуживания воздушных и кабельных линий электропередач и трансформаторных подстанций, а также оказания коммунальных ими услуг. Однако в отношении линий электроснабжения КВЛ-0,4 кВ указанное распоряжение исполнено не было. Комиссия решила не производить обследование, поскольку часть опор ЛЭП находились на участках садоводов. То, что комиссия приняла решение не обследовать линии электропередач, означает, что вопрос правовой принадлежности указанных линий так и не решен. То есть до настоящего времени принадлежность (кто собственник?) земли, линий электроснабжения КВЛ-0,4, равно как и других объектов общего пользования (скважины, улицы, гараж и др.) не определена. СНТ «**» неоднократно обращалось в Администрацию с вопросами юридической принадлежности линий электроснабжения КВЛ-0,4 деревни Чернильщиково и СНТ «**», однако реальных действий по определению правового статуса осуществлено не было. УИО утверждает, что решение о непринятии распределительных линий электропередач напряжением 0,4 кВ в муниципальную собственность было принято комиссией. Комиссия не могла принять такого решения, поскольку она была уполномочена произвести обследование бесхозяйных линий, собрать доказательства, подтверждающие отсутствие собственника, оформить результаты работы актом. Комиссией было принято решение не обследовать линии, поскольку часть опор находилась на участках садоводов. Причем в акте комиссии отражено, что большая часть опор находится на участках садоводов, что не соответствует действительности. Комиссия была создана в составе 5 человек, председатель СНТ не был включен в члены комиссии. Акт подписан только двумя членами комиссии из пяти и председателем СНТ. Причем должностные лица Администрации ЗАТО Северск, входящие в состав комиссии, данный акт не подписали. При таких обстоятельствах, полагает, что акт не имеет юридической силы. То, что акт подписан представителем СНТ «**», не означает, что линии 0,4 кВ приобрели юридический статус. Таким образом, Распоряжение Главы Администрации в части постановки на учет распределительных линий электропередач 0,4 кВ не исполнено. Правом, предоставленным федеральным законодательством, зарегистрировать свои права на имущество общего пользования, которое построено до вступления в силу ГрК РФ и Федерального закона № 217 –ФЗ, в упрощенном порядке СНТ «**» не может воспользоваться, поскольку для подачи декларации необходим правоустанавливающий документ на земельный участок общего назначения, на котором расположены здания, сооружения. Правоустанавливающим документом СНТ «**» не располагает, так как земли общего назначения в собственность СНТ «**» никогда не передавались. Обращение СНТ «**» о передаче имущества общего пользования в муниципальную собственность может быть подано в случае, если имущество принадлежит СНТ на праве собственности. Документами, подтверждающими право собственности на объекты общего пользования, равно, как и на земельный участок общего пользования, СНТ не располагает. Решение о передаче в муниципальную собственность, распределительных линий (опор ЛЭП), созданных непосредственно на средства садоводов, принято общим собранием СНТ «**» 26.10.2014. Кроме того, в 2017 году председатели садоводческих товариществ совместно обращались в Администрацию Томской области и Администрацию ЗАТО Северск о передаче электрических сетей в собственность муниципального образования. Полагает, что аргументы УИО, о том, владельцем сетей является СНТ «**», безосновательны. Ни акты технологического присоединения, ни выделение субсидии на капитальный ремонт, ни факты эксплуатации, обслуживания и содержания сами по себе не являются документами и обстоятельствами, доказывающими право собственности (владения). Полагает, что Распоряжение Главы Администрации от 10.09.2008 № 1213-р в части распределительных линий электропередачи напряжением 0,4 кВ общей протяженностью 6300 метров не исполнено. Представление прокурора считает обоснованным. Также уточнил, что в Распоряжении № 1213-р говорится о всех КВЛ-0,4 кВ, расположенных в границах СНТ «**» от трех трансформаторных подстанций ТП-84, 85, 86. В то же время в представлении прокурора речь идет только об одной подстанции, от которой отходит 4 линии из девяти.

Представитель заинтересованного лица ООО ** И.., действующая на основании доверенности от 24.06.2019 на срок с 24.06.2019 по 31.12.2019, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, представила письменные пояснения, в которых указано, что ООО «**» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии по сетям, находящимся во владении ООО «**», а также осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к этим сетям. Границы балансовой принадлежности электрических сетей ООО «**» и иных собственников объектов электроэнергетики, присоединенных в установленном порядке к сетям ООО «**», определены в актах об осуществлении технологического присоединения (ранее данный акт назывался акт разграничения балансовой принадлежности электросетей). Согласно актам об осуществлении технологического присоединения, составленным между ООО «**» и СНТ «**», электрические сети СНТ «**» имеют присоединение к сетям, эксплуатируемым ООО «**» по трем трансформаторным подстанциям: ТП-84, ТП-85, ТП-86. В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения № ** от 29.05.2018 г. на балансе ООО «**» находятся: трансформаторная подстанция ТП-84, распределительное устройство 0,4 кВ (РУ-0,4 кВ), фидер 2, фидер 3, фидер 4; на балансе СНТ «**» находятся: кабельные линии, отходящие от фидеров 2, 3, 4 до опор №1 воздушных линий (ВЛ): Л-7, Л-6, Л-5 электроснабжения земельных участков СНТ «**» и сами воздушные линии 0,4 кВ электроснабжения земельных участков СНТ «**». Вышеуказанный акт подписан сторонами, замечаний, возражений при составлении акта не заявлено. СНТ «**» осуществило технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ, отходящей от трансформаторной подстанции ТП-84, электрооборудования магазина «**» частного предпринимателя Л. Подтверждением этого присоединения является акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 2015 года. Согласно указанному акту стороны (СНТ «**» и Л.) согласовали, что на балансе СНТ «**» находится электрооборудование в распределительном устройстве 0,4 кВ трансформаторной подстанции ТП-84, а на балансе Л. - питающий кабель от ТП-84 и электрооборудование магазина «**». Акт содержит условие о выделении Л. максимальной мощности - 15 кВт, также содержит требования к учету электроэнергии, схему электроустановок на границе раздела. Действующее законодательство допускает возможность осуществления технологического присоединения не только сетевой организацией, но и владельцем (собственником или иным законным владельцем) объекта электроэнергетики (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Таким образом, осуществляя присоединение магазина Л., СНТ «**» действовало как владелец сети 0,4 кВ, отходящей от ТП-84. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, приобщенному к материалам дела, Л. принадлежит доля в праве собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, СНТ «**», квартал № **, улица № **, участок **. То есть, присоединенный объект недвижимости – магазин, находится в границах СНТ «**». 06.05.2015 года СНТ «**» заключило с ООО «**» договор подряда № ** на выполнение капитального ремонта воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от трансформаторных подстанций ТП-85, ТП-84. Согласно дефектной ведомости на капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ от ТП-85, ТП-84, утвержденной председателем СНТ «**», в ходе капитального ремонта предстояло выполнить демонтаж опор и проводов, установку 19 опор, подвеску 1,042 км. проводов. Выполнение данных работ софинансировалось Администрацией ЗАТО Северск. Все вышеуказанное подтверждает тот факт, что СНТ «**» является владельцем кабельно-воздушной линии 0,4 кВ, отходящей от фидеров 2,3,4 трансформаторной подстанции ТП-84.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой ЗАТО г. Северск по поручению прокуратуры Томской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики.

Проверкой установлено, что органами местного самоуправления не приняты необходимые меры в целях постановки на учет бесхозяйной электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 на территории СНТ «**». Собственник электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 не установлен, в Едином государственном реестре недвижимого имущества отсутствуют сведения о правообладателе указанного недвижимого имущества. Отсутствие собственника указанной э электросети может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по энергоснабжению, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Выявленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения сотрудниками органов местного самоуправления своих должностных обязанностей, недостатков в организации их работы и отсутствия должного контроля за их действиями со стороны руководителя.

Представлением прокурора ЗАТО г. Северск А.Ю. Екименко от 04.04.2019 № 630ж-2018 в адрес начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск Хрячкову П.П. предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры. Уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения данного представления. Незамедлительно принять конкретные меры к устранению нарушений, причин и условий, способствовавших их совершению, недопущению подобных нарушений в будущем. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру ЗАТО г. Северск в месячный срок. Также предложено рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Представление получено административным истцом 09.04.2019, настоящее административное исковое заявление поступило в суд 06.06.2019, то есть в течение срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец ссылается на то, что возложение на него обязанности по принятию мер, направленных на постановку на учет как бесхозяйной вещи – электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 на территории СНТ «**», являющейся имуществом общего пользования СНТ «**», не соответствует закону (ст. 225 ГК РФ), что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы Управления.

Суд в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняя, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца действиями административного ответчика, приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Пунктом 1 ст. 24 того же Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

По смыслу приведенных правовых норм, оспариваемое представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Оспариваемое представление прокурора ЗАТО г. Северск от 04.04.2019 № 630ж-2018 содержит требование о безотлагательном рассмотрении указанного представления с участием прокурора и принятии конкретных мер по устранению указанных в представлении нарушений; о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Представление заместителя прокурора ЗАТО г. Северск об устранении нарушений законодательства не носило произвольного характера, поскольку основано на результатах проведенной проверки, результаты которой отражены в самом представлении.

Административным истцом оспариваемое представление рассмотрено 26.04.2019 с участием прокурора, по результатам которого представлен ответ от 2204.2019 № **, в котором указано, что органом местного самоуправления своевременно приняты меры по передаче объектов электроснабжения, находящихся на территории СНТ «**», в муниципальную собственность. Со стороны Управления отсутствуют нарушения в части непринятия распределительных линий электропередач напряжением 0,4 кВ протяженностью 6300 м, которые находятся на территории СНТ «**», так как указанное решение принято комиссией, созданной Распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 18.09.2008 № 1213, в состав которой входил также председатель СНТ «**».

По результатам рассмотрения представления было установлено, что председатель правления СНТ «**» обратился в Администрацию ЗАТО Северск с предложением инвентаризировать объекты электроснабжения с последующей постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества и передачей в муниципальную собственность, а также ремонта высоковольтной линии ВЛ-10 за счет средств бюджета (письмо от 27.05.2008 № **).

Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.09.2008 № 1213 создана комиссия по обследованию бесхозяйного недвижимого имущества – воздушных и кабельных линий электропередачи и комплектных трансформаторных подстанций, расположенных на территории некоммерческого садоводческого товарищества садоводов-любителей «**».

Управлению имущественных отношений данным распоряжением поручено, в числе прочего сформировать пакет документов и подать заявление в Северский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет. К числу бесхозяйного имущества органом местного самоуправления отнесены сети 0,4 кВ.

Кроме того, Управлению поручено заключить договор хранения с ОАО «Городские электрические сети» для организации и ведения учета, содержания и обслуживания воздушных и кабельных линий электропередачи и комплектных трансформаторных подстанций, а также использования указанных объектов в своей деятельности с целью оказания коммунальных услуг энергоснабжения потребителям ЗАТО Северск до 01.11.2008.

Как следует из акта обследования имущества НСТСЛ «**», комиссией в составе В. – инженер-энергетик НСТСЛ «**», А. – зам. гл. инженера ОАО «ГЭС», Г. – председатель НСТСЛ «**», проведено обследование имущества воздушных и кабельных линий электропередач 10 кв и трансформаторных подстанций, расположенных на территории НСТСЛ «**». Комиссия решила не обследовать электрические сети 0,4 кВ по причине прохождения большей части линий по территории мичуринских участков, большой протяженности и разветвленности, не соответствия технического состояния нормативным требования.

Из обращения прокурора ЗАТО г. Северск от 31.05.2019 № 630ж-2018 следует, что в ответе Управления на представление прокурора ЗАТО г. Северск не указаны причины, по которым указанные линии электропередач не могут быть поставлены органом местного самоуправления на учет в качестве бесхозяйного. Предложено вернуться к рассмотрению представления с учетом позиции прокуратуры по данному вопросу.

В ответе на данное обращение прокурора врио начальника Управления М. указывает, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия необходимых мер в целях постановки на учет электрических сетей КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 на территории СНТ «**» в качестве бесхозяйного.

Изложенное свидетельствует о том, что постановка на учет выявленного бесхозяйного имущества и подготовка технической документации на объекты недвижимости в отношении сети КВЛ-0,4 кВ не осуществлены, так как комиссией установлено, что техническое состояние объекта не соответствует нормативным требованиям. Оспариваемое представление прокурора ЗАТО г. Северск не исполнено.

Ответы Управления и позиция, изложенная в ходе рассмотрения настоящего дела, мотивированы тем, что согласно п. 1 си. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. При этом указанное имущество, по мнению административного истца, находится во владении и пользовании СНТ «**», поэтому не может быть признано бесхозяйным.

Суд не может согласиться позицией административного истца. Рассматривая доводы административного истца о том, что указанное имущество не является бесхозяйным, так как СНТ «**» владеет указанным имуществом, осуществляет его эксплуатацию, обслуживание и капитальный ремонт, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В ходе проверки прокуратурой ЗАТО г. Северск собственник электрической сети КВЛ 0,4 кВ от ТП-84 не установлен, в Едином государственном реестре недвижимого имущества отсутствуют сведения о правообладателе указанного недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что СНТ «**» действительно предпринимались меры для поддержания сети в надлежащем состоянии.

Так, 06.05.2015 СНТ «**» (заказчик) и ООО «**» (подрядчик) заключен договор подряда, по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ от ТП-85, ТП-84 и сдать результата работы заказчику.

СНТ «**» осуществило технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ, отходящей от трансформаторной подстанции ТП-84, электрооборудования магазина «**», принадлежащего частному предпринимателю Л., что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 2015 года

29.05.2018 ООО «**» и СНТ «**» составлен акт об осуществлении технологического присоединения, в котором в п. 8 схематично отражены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Также в акте указано наименование электроустановки (оборудования, находящейся в эксплуатации СНТ «**» - кабельные линии: от ТП-84 РУ-04,кВ ф.2, ф.3, ф.4 до опор № 1 ВЛ: Л-7, Л-6. Л-5 электроснабжения земельных участков СНТ «**» д. Чернильщиково. Воздушные линии 0,4 кВ Л-7, Л-6, Л-5.

На основании заявок СНТ «**» последнему из бюджета ЗАТО Северск выделены субсидии на возмещение затрат по капитальному ремонту сетей электроснабжения напряжением 0,4 кВ, расположенных на территории СНТ «**» за период с 2010 по 2018 годы, что подтверждается справкой по субсидиям садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан за счет средств бюджета ЗАТО Северск за период с 2010 по 2018 годы, соглашениями о предоставлении субсидий, заявками председателя правления СНТ «**», договорами подряда, локальными сметными расчетами на капитальный ремонт, протоколами комиссионного обследования выполненных работ по капитальному ремонту, справками, подтверждающими необходимость и обоснованность выполненных работ с перечнем планируемых объемов работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, счетами, платежными поручениями, актами о приемке выполненных работ, дефектными ведомостями.

В инвентаризационной описи от 29.12.2018 СНТ «**» содержатся сведения о стоимости затрат, в том числе на капитальный ремонт электрической сети 0,4 кВ.

01.01.2019 СНТ «**» и С. заключен договор подряда № ** на выполнение работ по текущему ремонту, техническому обслуживанию и устранение дефектов по заявкам на ВЛ-0,4 кВ СНТ «**» в период с 01.01.2019 по 30.04.2019.

Одновременно с действиями, направленными на содержание и ремонт электрической сети, СНТ «**» выражает заинтересованность в передаче спорного объекта в муниципальную собственность.

Так, председатель правления СНТ «**» Г. направил обращение исх. № ** от 23.03.2009 начальнику Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, в котором просил сообщить о результатах выполнения распоряжения Главы Администрации № 1213-р от 18.09.2008.

Как следует из сообщения Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от 27.03.2019 № ** на данное обращение, во исполнение распоряжения Главы Администрации № 1213-р от 18.09.2008 оформлен заказ на изготовление технических, кадастровых паспортов и справок об отсутствии обременений на трансформаторные подстанции и электроснабжение СНТ «**» (как бесхозяйное имущество) с Северским отделением Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

26.10.2014 общим собранием СНТ «**» принято решение о передаче сети 0,4 кВ в 2015 году в муниципальную собственность городского округа ЗАТО Северск, что подтверждается выпиской из протокола собрания СНТ «**».

Согласно письму от 16.02.2017 № ** председатель СНТ «**» Е. обращался к главе Администрации ЗАТО Северск по вопросу балансовой принадлежности линий электропередач, находящихся на территории СНТ «**».

11.04.2017 председатель правления СНТ «**» Е. направил обращение директору ООО «**», в котором указано, что на территории СНТ «**» д. Чернильщиково ЗАТО Северск находятся линии электропередач, которые не принадлежат товариществу и балансовая принадлежность которых до сих пор не выяснена. Поскольку линии служат для обеспечения электроснабжения садоводов и жителей д. Чернильщиково, СНТ «**» вынуждено их содержать и ремонтировать. В 2015, 2016 годах Товарищество получило субсидии из бюджета по возмещению части затрат, связанных с инженерным обеспечением территории общества, в том числе на ремонт ЛЭП. Счетная палата при проверке целевого использования бюджетных средств указала на факт бесхозяйного имущества.

23.08.2017 председатель правления СНТ «**» Е. повторно обратился к главе Администрации ЗАТО Северск по вопросу решения проблемы с бесхозяйным имуществом на территории Чернильщиково ЗАТО Северск. В обращении указано, что на территории Чернильщиково находятся объекты инфраструктуры: линии электропередач, артезианские скважины, дороги. Балансовая принадлежность объектов инфраструктуры до сих пор не выяснена. СНТ «**» они не принадлежат. Поскольку объекты инфраструктуры используются для обеспечения нужд садоводов и жителей д. Чернильщиково, товарищество их содержит и ремонтирует, не имея на это законных оснований.

На указанное обращение Администрация направила председателю СНТ «**» сообщение от 22.09.2017 № **, из которого следует, что содержание объектов общего пользования садоводческого объединения должно осуществляться за счет членских взносов такого объединения.

Таким образом, действия СНТ «**», по содержанию и ремонту КВЛ-0,4 кВ являются вынужденными, направленными на поддержание сетей в надлежащем состоянии, необходимом для обеспечения электроэнергией садоводческого товарищества и не свидетельствуют о намерении принять указанное имущество в собственность.

В ходе рассмотрения настоящего дела СНТ «**» свои права на спорный объект недвижимого имущества не заявляло, документы, подтверждающие право собственности СНТ «**» на указанный объект электроснабжения в материалы дела не представлены. Акты технологического присоединения, получение субсидий из бюджета на капитальный ремонт, договоры подряда, на которые ссылается административный истец, самими по себе не являются документами, подтверждающими право собственности на объект недвижимости.

Изложенное свидетельствует о том, что имеются основания для признания данного имущества бесхозяйным.

Из материалов дела следует, что электрические сети КВЛ 0,4 кВ от ТП-84 находятся на территории ЗАТО Северск.

Как следует из решения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 22.05.1979 № **, Государственного акта на право пользования землей от 20.07.1979, решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 19.04.1990 № 335, предприятию почтовый ящик ** отведена территория бывшего песчаного карьера в д. Чернильщиково под мичуринские участки обществу садоводов «**».

В соответствии с Перечнем закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508, на территории ЗАТО Северск Томской области в числе прочих расположен населенный пункт – Чернильщиково.

Согласно постановлению Главы Администрации г. Северска от 04.02.2002 № 234 утвержден Перечень наименований улично-дорожной сети в садово-огородных обществах ЗАТО Северск, в котором указано ПОСЛ «**» кварталы с № ** по № ** и с № ** по № **, наименование улиц: улицы с № ** по № **.

Согласно сообщению Администрации ЗАТО Северск от 17.07.2019 № ** территория, отведенная под ведение садоводства СНТ «**» располагается в границах четырех кадастровых кварталов. Проект межевания Администрацией на данную территорию не выполнялся. Копию кадастрового плана земельного участка предоставить невозможно.

Из служебной записки Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск от 02.08.2019 № ** следует, что распределительная электрическая сеть КВЛ 0,4 кВ от ТП-84 расположена в границах СНТ «**». Согласно материалам Генерального плана ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 30.08.2012 № 29/1, утверждены проектные границы населенного пункта в составе ЗАТО Северск – д. Чернильщиково. Вышеуказанная распределительная сеть расположена вне проектных границ д. Чернильщиково.

Из указанного следует, что СНТ «**» относится к ЗАТО Северск, распределительная электрическая сеть КВЛ 0,4 кВ от ТП-84 расположена в границах СНТ «**», следовательно спорный объект находится на территории ЗАТО Северск.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как определено п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из указанных норм права следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность подачи заявления о постановке имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, на учет в качестве бесхозяйного.

Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21.04.2010 № 47-Впр10-1, от 10.08.2018 № 309-КГ18-12592.

Таким образом, поскольку спорный объект является бесхозяйным и находится на территории ЗАТО Северск, у органа местного самоуправления имеются правовые основания для принятия мер в целях постановки на учет электрической сети КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 на территории СНТ «**» в качестве бесхозяйной.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» к таким объектам, в том числе относятся линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Спорный объект электроснабжения предназначен для решения вопросов местного значения – электроснабжение населения. Меры обеспечения его безопасности не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности, что представляет угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, бесхозный объект электроснабжения должен находиться в муниципальной собственности в целях решения вопроса местного значения – электроснабжения населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Довод административного истца о том, что спорный объект не относится к недвижимому имуществу, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 ГК РФ.

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Исходя из объективных технических характеристик, электрическая сеть КВЛ-0,4 кВ от ТП-84 представляет собой совокупностью сооружений кабельно-воздушной линии, предназначенных для осуществления передачи электрической энергии, технологически неразрывно связанных. Таким образом, спорный объект является недвижимым имуществом, а именно единым недвижимым комплексом - линейным объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Как следует из решения Северского городского суда Томской области от 10.09.2010 по делу № ** по заявлению Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, на основании заявления Управления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – воздушные линии, находящиеся по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, СНТ «**», улица № **, сооружение 2мэ воздушная линия ВЛ-10 кВ ТП-86; Томская область, ЗАТО Северск СНРТ «**», улица № **, сооружение 1мэ, воздушная линия ВЛ-10 кВ к ТП-85; Томская область, ЗАТО Северск, СНТ «**», улица № **, сооружение 3 мэ, воздушная линия ВЛ-10 кВ к ТП-84.

Данным решением заявление Управления удовлетворено, признано право собственности городского округа ЗАТО Северск Томской области на указанные бесхозяйные недвижимые вещи.

На основании указанного решения зарегистрировано право собственности Городского округа – ЗАТО Северск Томской области на сооружения – воздушные линии ВЛ-10 кВ к ТП-85, ВЛ-10 кВ к ТП-86, ВЛ-10 к ТП-84, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.10.2010, 27.10.2010.

В связи с изложенным, суд отмечает, что административный истец ранее уже принимал на баланс схожие объекты недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», представление обоснованно вынесено прокурором после проведения проверки в связи с выявленными нарушениями Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск законодательства в сфере электроэнергетики, то есть с соблюдением порядка его принятия, содержание оспариваемого представления не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, оспариваемым представлением административный истец не был привлечен к какому-либо виду юридической ответственности, следовательно, представление не нарушает прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления городского округа закрытого административно-территориального образование Северск Томской области в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным представления прокурора ЗАТО г. Северск - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Л.В. Галанова

УИД: 70RS0009-01-2019-001806-68

2а-964/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Городской округ ЗАТО Северск в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск
Ответчики
Прокурор ЗАТО г. Северск
Прокуратура ЗАТО г. Северск
Прокуратура ЗАТО Северск Томской области
Прокуратура Томской области
Другие
Авдеев Сергей Алексеевич
ООО "Электросети"
Романишена Оксана Владимировна
Бажилин Виталий Вячеславович
Суд
Северский городской суд Томской области
Дело на сайте суда
seversky.tms.sudrf.ru
06.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
07.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.06.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
11.07.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2019[Адм.] Судебное заседание
25.07.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
26.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2019[Адм.] Судебное заседание
07.08.2019[Адм.] Судебное заседание
13.08.2019[Адм.] Судебное заседание
19.08.2019[Адм.] Судебное заседание
26.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2020Предварительное судебное заседание
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее