Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего, судьи Болат-оол А.В.,
при секретаре Мангыр С.-С.Т.,
с участием прокурора Й., представителя заявителя О., представителя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва Б., заинтересованного лица В., его представителя А., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва о регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № В.,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва (далее – ТИК **) о регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № В., указывая на то, что решением ТИК ** от 08 августа 2014 года № он зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №. Решением ТИК ** от 08 августа 2014 года № кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по тому же одномандатному избирательному округу зарегистрирован В.. Считает решение ТИК г.Кызыла о регистрации В. незаконным, так как им в ТИК ** в установленный срок не были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидата. Первый финансовый отчет В. поступил в ТИК ** 01 ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отсутствии изменений в ранее представленных сведениях о кандидате поступили 05 августа 2014 года. В справках о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в справке о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, на супругу Т. заполнен только раздел 1 установленной формы. Кроме того, В. в ТИК ** не представлено решение политической партии, регионального отделения о его выдвижении. Просит признать незаконным решение ТИК ** № от 08 августа 2014 года о регистрации В. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.
В судебное заседание Н, не явился, заявлением от 18 августа 2014 года просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя О. заявление по изложенным в нем основаниям поддержал.
Представитель ТИК ** Б. с заявлением согласился и пояснил, что секретарем ТИК ** действительно были допущены нарушения; документы, необходимые для регистрации, были представлены В. по истечении установленного срока.
В качестве представителя регионального отделения политической партии политической партии ** в Республике Тыва в судебное заседание явился А., полномочия которого надлежащим образом не были оформлены, в связи с чем к участию в судебном разбирательстве в качестве представителя регионального отделения он не был допущен.
Заинтересованное лицо по делу - В. и его представитель А. с заявлением не согласились. В. пояснил, что извещение избирательной комиссии о неполноте представленных документов и неправильном оформлении документов он не получал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Й., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. «в», «в1», «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены п.п. 3-5 ч. 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года №2622 ВХ-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года № при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на ТИК ** – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.
Из материалов дела следует, что решением ТИК ** от 08 августа 2014 года № Н, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №
В. выдвинут региональным отделением политической партии ** в Республике Тыва кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по тому же одномандатному избирательному округу.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, пояснили, что политическая партия ** допущена к выдвижению политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением списков кандидатов без сбора подписей на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва. Представитель ТИК ** Б. данное обстоятельство подтвердил.
28 июля 2014 года В. подал в ТИК ** заявление о согласии баллотироваться кандидатом по ** одномандатном избирательному округу № с приложением соответствующих документов, о чем ему было выдано письменное подтверждение.
Решением ТИК ** от 08 августа 2014 года № В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также... при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Абзацем вторым ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию решение политической партии или ее регионального отделения, указанное в части 3 статьи 42 настоящего Закона, а также сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились), и письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва, поскольку выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года, то документы, необходимые для регистрации кандидата, должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени.
Суд считает, что непредставление кандидатом, выдвинутым избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, в территориальную избирательную комиссию решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении не может служить основанием для отказа в его регистрации ввиду следующего.
Согласно п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
В соответствии с п. 14.5 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Из содержания указанной нормы следует, что представление кандидатом в окружные избирательные комиссии решения политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу требуется в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Законом Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Частями 7 и 10 ст. 35 данного Закона установлено, что избирательная комиссия Республики Тыва в течение трех дней со дня приема документов рассматривает представленные документы, заверяет представленные избирательным объединением списки кандидатов, указанные в части 1 настоящей статьи, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные копии указанных списков кандидатов либо мотивированное решение об отказе в заверении списков кандидатов в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. Избирательная комиссия Республики Тыва в течение одних суток с момента принятия решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляет в соответствующие территориальные избирательные комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 27 июля 2014 года № заверен список кандидатов, выдвинутых региональным отделением политической партии ** в Республике Тыва по одномандатным избирательным округам.
Поскольку решение регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам в соответствии с п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона было представлено в Избирательную комиссию Республики Тыва, и список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых данным региональным отделением, был заверен решением Избирательной комиссии Республики Тыва от 27 июля 2014 года, то необходимости представления заявителем в ТИК ** решения регионального отделения о его выдвижении не имелось.
Таким образом, непредставление В. в ТИК ** в установленный срок решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении не могло служить основанием для отказа в его регистрации.
Представление В. в ТИК ** сведений об отсутствии изменений в ранее представленных сведениях о кандидате 05 ДД.ММ.ГГГГ года также не может служить основанием для отмены решения ТИК ** о его регистрации.
Из содержания ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва следует, что представление сведений об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 указанного Закона, является обязательным только в том случае, если такие изменения вносились.
Кроме того, как сказано в п. 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате. В случае если сведения не изменились, документ не представляется.
У В. изменений в ранее представленных данных о кандидате не было, что видно из представленных им по установленной форме сведений, в связи с чем он не обязан был представлять в ТИК ** указанные сведения.
Согласно п. 3.1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы справок, в которых должны быть представлены указанные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546. Указанными формами предусмотрено заполнение справок отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.
В. представлены справки, содержащие сведения о его супруге Т., в которых заполнены только разделы 1 и 2, остальные разделы отсутствуют.
Согласно п. 3 ст. 65 вышеуказанного Закона Республики Тыва кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Первый финансовый отчет В. поступил в ТИК ** 01 ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечении установленного срока.
Суд считает, что неправильное оформление справок, содержащих сведения о супруге, и несвоевременное представление В. первого финансового отчета не могли служить основанием для отказа в его регистрации по следующим основаниям.
П. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
ТИК ** не выполнила установленную вышеуказанной нормой обязанность по извещению кандидата об отсутствии документов, представление которых предусмотрено законом, и о несоблюдении требований закона к оформлению документов. В судебном заседании представитель ТИК ** Б. пояснил, что ТИК ** извещала В., однако доказательства такого извещения у него отсутствуют.
По смыслу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 этой статьи, не известила кандидата о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона.
Документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, были представлены В. заблаговременно – 28 ДД.ММ.ГГГГ года.
28 июля 2014 года ТИК ** выдала В. разрешение об открытии специального избирательного счета.
29 июля 2014 года В. был открыт специальный избирательный счет в филиале ** Российской Федерации. В это же день, 29 ДД.ММ.ГГГГ года, он сообщил в ТИК ** об открытии им специального избирательного счета с указанием реквизитов счета.
В случае извещения ТИК ** о выявленных недостатках он имел возможность до окончания срока представления документов для регистрации - до 30 ДД.ММ.ГГГГ года до 18 часов по местному времени представить в ТИК ** первый финансовый отчет, а не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, оформить представленные документы (справки) в соответствии с требованиями закона, в том числе заменить представленные документы.
Поскольку ТИК ** не доказано, что ею выполнена установленная законом обязанность по извещению В. о выявленных недостатках, то оснований для признания его регистрации незаконной ввиду несвоевременного представления первого финансового отчета и неправильного оформления справок, содержащих сведения о супруге, нет.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва о регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № В. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 августа 2014 года.
Председательствующий Болат-оол А.В.