Дело № 2-2072/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Зилёвой Е.В.,
с участием представителя истца Куликовой Ю.А., представителя ответчика Прилуцкого Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рачковской Лилии Ивановны к ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании выплат по трудовому договору и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, указав его обоснование следующее:
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника 301 военного клинического госпиталя (военного округа) № «О грубом дефекте в оказании медицинской помощи дежурным хирургом, дежурным терапевтом 301 ВКГ (военного округа) и наказании виновных» на Рачковскую Л.И., наложили дисциплинарное взыскание в виде замечания с формулировкой «допустившей во время дежурства ДД.ММ.ГГГГ нарушение обязанностей дежурного терапевта (несвоевременное прибытие к больному)».
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Хабаровска вынесено решение по гражданскому делу №, в соответствии с которым указанный приказ признан незаконным в части наложения на Рачковскую Л.И. дисциплинарного взыскания в виде замечания и взыскано с ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Рачковской Лилии Ивановны <данные изъяты>., которые не были выплачены в связи с наложением дисциплинарного взыскания по сентябрь 2019 г.
Ответчик продолжает лишать истца ежемесячных премий и обязательных выплат, сумма которых в среднем составляет <данные изъяты> в месяц. За период с сентября 2019 г. по март 2020 г. размер недоплаченных Рачковской Л.И. сумм составил <данные изъяты>
Истца публично на собрании в присутствии всего медицинского персонала обвинили в смерти пациента, указав, что она нарушила стандарты оказания медицинской помощи. В течение всего разбирательства и судебного процесса истец находилась в постоянном стрессе, отдельные руководители, представители ответчика в циничной и саркастической форме комментировали сложившуюся ситуацию. На истца оказывалось давление с целью отказа от иска под угрозой неминуемости увольнения.
Никто перед ней не извинился, не признал перед коллективом незаконность приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Истец находится в постоянном стрессе, обращалась к врачам, в итоге она вынуждена уволиться.
У Рачковской Л.И. имеются основания требовать компенсации морального вреда.
Очевидно, незаконные действия стали причиной того, что Рачковская Л.И. в течение длительного времени испытывала и переживала, что выражалось в преобладании плохого настроения, упадке сил, снижении работоспособности, нарушении сна, повышенной раздражительности, из-за чего был существенно утрачен положительный эмоциональный фон при общении с семьёй, друзьями и коллегами по работе.
Просит обязать ответчика выплатить премию за период с октября 2019 г. по март 2020 г. в размере 222 000 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец требования иска уточнила, просила взыскать с ответчика в ее пользу за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 невыплаченную премию в размере 11 991,93 руб., стимулирование в размере 9 500 руб., стимулирующую выплату (дорожная карта) в размере 155 718,99 рублей, итого 177 210,92 руб. в остальной части требования оставила без изменения.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась по указанному в иске адресу путем направления заказной корреспонденции, а также общедоступным способом, путем размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте суда, причины неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя.
Суд на основании положения ст.167 ГПК РФ полагал возможным рассматривать дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО4, в судебном заседании требования иска с учетом уточнения поддержала, указав, что истцу необоснованно в пять раз занижены суммы стимулирующих выплат по сравнению с иными работниками организации, доказательств подтверждающих обоснованность размера выплат ответчиком не представлено. Настаивала на требованиях о взыскании компенсации морального вреда, поскольку вступившим в законную силу решение установлен факт нарушения прав истца при вынесении незаконного приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено. Доводы истца о том, что её на собрании в присутствии медицинского персонала обвинили в смерти пациента, указав, что она нарушила стандарты оказания медицинской помощи, являются голословными и надуманными и документально неподтверждёнными. Нахождение истца в стрессовом состоянии в связи с рассмотрением гражданского дела № документально не подтверждено. Доводы об оказании давления на истца с целью отказа от иска под угрозой увольнения являются также надуманными и голословными. Заявление об увольнении Рачковская Л.И. подано самостоятельно, отсутствуют какие документы, указывающие на то, что на истицу оказывалось давление при подаче заявления об увольнении. Требования о выплате премии за период с октября 2019 года по март 2020 года являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу того, что в момент увольнения истца с ней был произведён окончательный расчёт (перерасчёт) причитающихся выплат. Определение окончательного размера премии является исключительной прерогативой работодателя, за ним сохраняется право изменения состава премируемых и размера премий. Выплаты стимулирующего характера по показателям и критериям эффективности деятельности не являются гарантированной частью заработной платы, а производятся в пределах фонда оплаты труда и при условии достижения работником медицинской организации определенных количественных и качественных показателей работы. При этом начисление указанных выплат производится комиссией, решение которой оформляется протокольно; начисление выплат производится ежемесячно на основании протоколов комиссий. Истец не подвергалась дискриминации в сфере труда, уволена была по собственному желанию с соблюдением установленного порядка, на другую работу не переводилась, что указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда. Просил в иске отказать.
Свидетель ФИО6 - ведущий бухгалтер расчетного отделения ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации суду пояснила, что с истцом произведен полный расчет при увольнении, произведены выплаты премий и стимулирующих выплат в полном объеме, размер стимулирующих выплат определяется комиссией, оформляется приказом, на основании чего производится выплата. Выплата «дорожная карта» является ежеквартальной и выплачивается по достижению целевых показателей, указанная выплата снизилась у всех работников. Представленная в предыдущее судебное разбирательство справка, содержала сведения о предполагаемой сумме и не соответствует выплатам причитающимся работнику за спорный период.
Выслушав представителей сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему Рачковская Л.И. работала врачом-пульмонологом пульмонологического отделения 301 военного клинического госпиталя (военного округа).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Рачковская Л.И. уволена ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию.
При окончательным расчете с Рачковской Л.И. ей были произведены следующие выплаты стимулирующего характера: единовременное денежное вознаграждение за 2019 г. в сумме <данные изъяты> руб.; ежемесячные премии: за сентябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за октябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за ноябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за декабрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за январь 2020 г. в сумме <данные изъяты>.; за февраль 2020 г. в сумме <данные изъяты> дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: за сентябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты> за октябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за ноябрь 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за декабрь 2019 г. в сумме <данные изъяты> по итогам работы за 2019 г. в сумме <данные изъяты>.; за январь 2020 г. в сумме <данные изъяты> руб.; за февраль 2020 г. в сумме <данные изъяты>.; премия по итогам работы за четвертый квартал 2019 г. в размере <данные изъяты> премия по итогам работы за 2019 г. в размере <данные изъяты>.; единовременное денежное вознаграждение за 2020 год в сумме <данные изъяты>.; стимулирующая выплата по «дорожной карте» в размере <данные изъяты>. Общая сумма выплат составила <данные изъяты>.
Истец в иске, ее представитель в судебном заедании не соглашаются в размером указанных выплат, ссылаясь на то, что работодателем при определении размера стимулирующих выплат произведено необоснованное их снижение, учтено дисциплинарное взыскание, наложение которого на истца признано незаконным вступившим в законную силу решением суда, также указывают на то, что размер спорных стимулирующих выплат значительно ниже выплат, производимых до вынесения приказа о наложении дисциплинарного взыскания и также в сравнении к иным работникам, противоречит представленной ранее ответчиком справке о размере стимулирующих выплат.
Суд с данными доводами иска согласиться не может.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствие со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя, в том числе, с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации, при этом невыплата годового в вознаграждения сама по себе не может рассматриваться как дискриминация в сфере труда с учетом положений ст. ст. 2. 3, 132, 191 Трудового кодекса РФ.
Оплата труда истца производилась в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно указанному Положению выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п.15).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п.48).
Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего Положения (п. 49).
Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала.
Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников (п. 50).
Положением о премировании гражданского персонала Федерального государственного казнённого учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации установлена максимальная расчетная величина для осуществления премиальных выплат по итогам работы за месяц в размере 22 % от должностного оклада. Также установлено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается в порядке, определённом приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255.
Премиальные выплаты по итогам работы за отчетный период выплачиваются в зависимости от результата труда и личного вклада в достижение поставленных задач с учетом оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Премиальные выплаты по итогам работы за отчетный период осуществляются за счет фонда экономии оплаты труда в пределах утвержденных контррольных сумм фондов заработной платы.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отменой приказа от ДД.ММ.ГГГГ № в части касающейся привлечения Рачковской Л.И. к дисциплинарной ответственности в виде «замечания» произведена доплата за счет средств экономии фонда оплаты труда единовременного денежного вознаграждения за 2019 г., ежемесячных премий: за сентябрь декабрь 2019 г., январь - февраль 2020 г.; дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: за сентябрь - декабрь 2019 г., премии по итогам работы за 2019 год; за январь - февраль 2020 г.; премия по итогам работы за четвертый квартал 2019 г.; премия по итогам работы за 2019 г.
Таким образом, факт того, что работодателем произведена доплата премиальной выплаты по итогам за месяц до максимального ее размера 22 % подтвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заедании, не опровергнут истцом, требования в указанной части являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 27.06.2017 N 1272-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сушкова Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части первой статьи 22, частью первой статьи 129 и частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации", абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 названного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя.
Указанные нормы, не затрагивающие вопросов установления заработной платы и определения ее составляющих, предоставляют работодателю право наряду с привлечением работника к дисциплинарной ответственности использовать поощрения работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, направлены на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью и не могут расцениваться как нарушающие права работников.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца премий по итогам работы за отчетные периоды в большем размере чем установлено работодателем, в связи с чем исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Также Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов", установлено, что в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. (для федеральных государственных органов на 1 января 2017 г.) в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа (использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 издан приказ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
В силу п. 2 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, правовые основания для применения к данной дополнительной выплате требований обязательности, системности установления единого размера отсутствуют.
Размер дополнительного материального стимулирования определяется с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и их распределения гражданскому персоналу, в связи с чем у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу дополнительного материального стимулирования в большем размере.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 для соответствующей категории работников.
Согласно положениям раздела IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, при определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
При выделении дополнительного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов должно учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, по итогам года.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N Пр-294 и Правительства Российской Федерации от 1 января 2019 N ТГ-П12-718 необходимо обеспечить сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы наемных работников (далее - ЗНР) в соответствующем регионе.
Стимулирующие выплаты по программе "дорожная карта" не являются обязательными составными частями заработной платы истца, поскольку само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную гарантированность таких выплат, так как основанием для премирования является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором.
Установлено, что размер указанной стимулирующей выплаты в отношении истца определён решением комиссии с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности врачебного, сестринского и младшего медицинского состава госпиталя, с учетом фактически отработанного времени, без учёта времени нахождения в отпусках, времени временной нетрудоспособности с использованием бальной системы оценки. Решение о выплате оформлено приказом начальника Федерального государственного казнённого учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. Из представленных суду доказательств оснований для выводов об ином размере стимулирующей выплаты по программе "дорожная карта" суду не представлено.
Ссылки истца на сведения о размере причитающихся ей выплат, содержащиеся в справке представленной ответчиком при рассмотрении другого гражданского дела по иску Рачковской Л.И. к ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части наложения дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании заработной платы, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку указанная справка не являлась признаваемым ответчиком расчетом премий и иных стимулирующих выплат за период, рассматриваемый в данном споре. Аналогично не могут быть приняты во внимание и доводы о большем размере стимулирующих выплат начисленных иным работникам, поскольку стимулирующие выплаты в соответствии с вышеприведенными нормативными и локальными актами не являются гарантированными частями заработной платы и их размер определяется индивидуально для каждого работника с учётом советующих критериев.
С учетом изложенного требования истца о взыскании с ответчика невыплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ премии в размере <данные изъяты>., стимулирования в размере <данные изъяты>., стимулирующей выплаты (дорожная карта) в размере <данные изъяты>, итого <данные изъяты>. удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, суд полагает их подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника 301 военного клинического госпиталя (военного округа) № «О грубом дефекте в оказании медицинской помощи дежурным хирургом, дежурным терапевтом 301 ВКГ (военного округа) и наказании виновных» на истца, Рачковскую Л.И., наложили дисциплинарное взыскание в виде замечания за допущенное во время дежурства 10-11 марта 2019 нарушение обязанностей дежурного терапевта (несвоевременное прибытие к больному). В приказе указано на то, что дежурный терапевт Рачковская Л.И. после вызова дежурной медсестры дала указание по лечению артериальной гипертензии по телефону, прибыла на осмотр больного через 75 минут после получения первичной информации, запись в истории болезни выполнена формально, тяжесть состояния и угрозу возможности наступления жизнеугрожающих осложнений не оценила, в динамике, после выполненных назначений, больного не наблюдала, объективность лечения не отслеживала.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу 00.09.2020 приказ начальника ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в части наложения на Рачковскую Лилию Ивановну дисциплинарного взыскания в виде замечания признан незаконным.
В указанном решении суд пришел к выводу, что ответчиком не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств ненадлежащего исполнения истцом своих должностных обязанностей и нарушения трудовой дисциплины, то есть виновного неисполнения работником без уважительных причин возложенных на него трудовых обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 3 Трудового кодекса РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При этом под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для взыскания компенсации морального вреда в связи с несением истцом нравственных страданий по поводу незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение должностных обязанностей, выразившиеся переживаниях в связи с необоснованным обвинением, касающимся деловой репутации, а также повлекшим имущественный ущерб в связи с лишением выплат стимулирующего характера.
Доводы ответчика о том, что не представлено документальных доказательств нравственных страданий не могут служить основанием для отказа в требованиях о взыскании компенсации морального вреда, поскольку факт нарушения трудовых прав работника неправомерными действиями ответчика в данном случае установлен. Степень же нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает тяжесть должностного проступка вменного вину истцу в признанном незаконным приказе, наступившие для истца последствия, в том числе в виде лишения стимулирующих выплат в размере <данные изъяты>., период трудовой деятельности истца в ФГКУ «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, степень вины и действия ответчика, и отсутствие сведений характеризующих работника Рачковскую Л.И. с отрицательной стороны. С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму в размере <данные изъяты>, что будет отвечать критериям разумности и справедливости. В удовлетворении требований в оставшейся части суд полагает непобедимым отказать как являющихся чрезмерно завышенными.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «301 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Рачковской Лилии Ивановны компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Дата изготовления мотивированного решения – 10.12.2020.
Председательствующий Н.А. Чижова