Дело №12-18/2018
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Тяжинский 04 мая 2018 года
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе судьи
Маркидоновой Н.И.,
с участием защитника Администрации Тяжинского муниципального района Хохловой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об АП в отношении Администрации Тяжинского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №-АП Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с жалобой на данное постановление, считает его подлежащим отмене, поскольку 19.01.2018 - на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, в отношении Администрации Тяжинского муниципального района срок давности привлечения к административной ответственности истек. Указывает, что 18.04.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области в отношении должника - Администрации Тяжинского муниципального района возбуждено исполнительное производство №-ИП.
11.05.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требования исполнительного документа до 19.06.2017.
Срок давности привлечения Администрации Тяжинского муниципального района к административной ответственности согласно ч.1 ст.4.5 КРФ об АП за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП составляет 2 месяца, начал исчисляться с 20.06.2017 года. Следовательно, на момент рассмотрения дела 19.01.2018 этот срок истёк.
В судебном заседании защитник Администрации Тяжинского муниципального района Хохлова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивает на удовлетворении жалобы, поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В судебное заседание заместитель начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокина М.М. не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена. В суд представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КРФ об АП при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 2 ст.17.15 КРФ об АП неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из постановления №-АП от 19.01.2018, вынесенного заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М., видно, что Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что постановлением от 18.04.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области на основании исполнительного листа, выданного Тяжинским районным судом Кемеровской области 24.11.2004, возбуждено исполнительное производство №, предметом которого являлось возложение на Администрацию Тяжинского муниципального района обязанности предоставить Х.В.В. благоустроенное жилое помещение в виде дома или отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, на территории <адрес> на условиях найма с учетом территориальных интересов Х.В.В. после окончания пребывания его в профессиональном учреждении. Данное обстоятельство подтверждается копией указанного постановления.
В связи с неисполнением Администрацией Тяжинского муниципального района требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 28.10.2016 в соответствии с положением ч.1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения до 12.12.2016, что следует из копии постановления.
Поскольку требования исполнительного документа в срок до 12.12.2016 не были исполнены в соответствии с положением ч.1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" административным органом 17.05.2017 был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КРФ об АП и 26.05.2017 вынесено постановление по делу об указанном административном правонарушении, что подтверждается копией указанного постановления.
Данное постановление Администрацией Тяжинского муниципального района не обжаловано, что следует из пояснений защитника Хохловой в судебном заседании, постановление вступило в законную силу, о чём имеется отметка на самом постановлении.
Так же постановлением от 11.05.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Т.Е.А. в соответствии с положением ч.2 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о назначении нового срока исполнения постановления до 19.06.2017. Данное постановление вынесено в нарушение указанной нормы ранее даты составления протокола по ч.1 ст.17.15 КРФ об АП и наложения штрафа, то есть ранее 17.05.2017, вместе с тем данное нарушение суд не усматривает как существенное.
До 19.06.2017 требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем, на основании ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП Администрация Тяжинского муниципального района была извещена о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, а именно о его составлении 25.12.2017. Данное обстоятельство защитником Хохловой в судебном заседании не оспаривается, а потому считается установленным.
25.12.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП Т.Е.А. в отношении Администрация Тяжинского муниципального района был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, что подтверждается копией этого протокола.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства направления данного протокола от 25.12.2017 в Администрацию Тяжинского муниципального района. Представлено только сопроводительное письмо МОСП по ОВИП УФССП Росси по Кемеровской области от 28.12.2017 о направлении данного протокола в Администрацию Тяжинского муниципального района. Однако не представлены доказательства, что это письмо с протоколом фактически были направлены. В списке корреспонденции, направляемой данным МОСП почтовой связью, за № имеются сведения о данном письме, вместе с тем штамп отделения почтовой связи о приёме отправлений, на данном списке отсутствует, что не подтверждает направление данного протокола почтой. При этом суд запросил из указанного МОСП доказательства не только направления данного протокола, но и доказательства его вручения Администрации Тяжинского муниципального района. Таких доказательств суду не представлено.
В судебном заседании защитник Хохлова утверждает, что Администрация Тяжинского муниципального района не получала данный протокол от 25.12.2017, в связи с чем считает, что права данного юридического лица нарушены, оно было лишено возможности предоставить свои доказательства невиновности. Администрация приобретает квартиры для детей-сирот не за счёт собственных денежных средств, а за счёт субвенций, которых в 2017 году было недостаточно для исполнения судебного решения о предоставлении жилья. Эти доказательства намеревалась представить защитник.
В соответствие с ч.1 ст.1.5 КРФ об АП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд считает недоказанным соблюдение административным органом своей обязанности по направлению копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.
Уведомление защитника Хохловой от 19.01.2018 с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Тяжинского муниципального района, направленное в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области, подтверждает, что Администрация была извещена о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник Хохлова пояснила, что согласилась на рассмотрение данного дела 19.01.2018 в её отсутствие, зная, что вынесенное постановление будет незаконным, поскольку протокол по делу она не получала, в связи с этим рассчитывала в дальнейшем обжаловать данное постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, вынесено 19.01.2018, что подтверждается копией указанного постановления.
Данное постановление было направлено МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области сопроводительным письмом от 19.01.2018 в Администрацию Тяжинского муниципального района 31.01.2018, что подтверждается списком № внутренних почтовых отправлений данного МОСП и оттиском печати отделения почтовой связи. Из штампа Администрации Тяжинского муниципального района на данном сопроводительном письме видно, что оно получено ею 02.02.2018. Из квитанции ФГУП «Почта России» видно, что жалоба на данное постановление направлена в Центральный районный суд 12.02.2018, то есть в пределах срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КРФ об АП, а потому срок обжалования постановления суд считает соблюдённым.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КРФ об АП на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению, составившему его, должностному лицу для устранения недостатков.
В нарушение указанной нормы должностное лицо – заместитель начальника МОСП по ОВИП УФССП Росси по Кемеровской области Сорокина М.М. при подготовке дела к рассмотрению протокола об административном правонарушении не проверила соблюдение требований ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП и рассмотрела дело, при этом не дала оценку данному обстоятельству.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КРФ об АП, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок привлечения к административной ответственности должностным лицом административного органа не соблюден, постановление по делу было рассмотрено 19.01.2018 без направления привлекаемому лицу копии протокола по делу. В рассматриваемом случае администрации района не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права юридического лица на судебную защиту.
Невыполнение требований названного Кодекса о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КРФ об АП вопреки доводам жалобы в настоящее время не истёк. При таких обстоятельствах суд не усматривает препятствий для возвращения дела административному органу.
В связи с чем, другие доводы жалобы о невиновности Администрации Тяжинского муниципального района в связи с отсутствием необходимых денежных средств в бюджете не имеют значения для рассмотрения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №-АП в отношении Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области по ч.2 ст.17.15 КРФ об АП отменить; возвратить дело на новое рассмотрение в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.И. Маркидонова