Дело № 2-4350/2023 <Дата>
29RS0014-01-2023-003379-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего по делу судьи Дейнекиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,
с участием прокурора Мошина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земли лесного фонда,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство) о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земли лесного фонда.
В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой Шенкурского района проверкой соблюдения природоохранного законодательства выявлены факты несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда. По результатам обследований лесных участков, проведенных ГКУ АО «Шенкурское лесничество» и территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Шенкурского обособленного подразделения (далее – Шенкурское обособленное подразделение) выявлено 2 места несанкционированного размещения свалок отходов производства и потребления на землях лесного фонда в границах территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, в том числе: квартал 51 выдел 17 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 4 кв.м., географические координаты N 62.10561 Е 42.94298; квартал 50 выдел 10 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 10 кв.м., N 62.11660 Е 42.93491. На основании ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до <Дата> осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора указанные участки земель лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования уточнены, просит суд обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до <Дата> осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участок земель лесного фонда на территории Шенкурского муниципального округа, расположенный в квартале 51 выдел 17 Шенкурского участкового лесничество Шенкурского лесничества на площади 4 кв.м., географические координаты N 62.10561 Е 42.94298. В квартале 50 выдела 10 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 10 кв.м., N 62.11660 Е 42.93491, несанкционированная свалка отходов ликвидирована.
Помощник прокурора Мошин А.М. в судебном заседании иск поддержал с учетом уточненных требований по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о судебном заседании извещен. Согласно отзыву, предоставленному в материалы дела, просит отказать в удовлетворении иска к министерству. Ликвидация несанкционированных свалок на территории лесного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», далее – Положение) Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. На основании п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, собственник земельного участка обязан обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг но ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда должен орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Средства на ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда являются расходным обязательством Российской Федерации в соответствии с положением части 1 статьи 84 БК РФ, возникшим в результате принятия ЛК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации па осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации. Надлежащим ответчиком является Федеральное агентство лесного хозяйства. Срок устранения нарушения до <Дата> не является разумным и обоснованным. Ответчик является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области. Финансирование министерства осуществляется из областного бюджета, в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных для осуществления министерством полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство правомочно использовать денежные средства только в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета Архангельской области на соответствующий финансовый период, с соблюдением объема и условий их целевого расходования. Финансирование министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. С учетом положений статей 6, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение решения суда возможно в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании государственного контракта, заключение которого требует соблюдения установленной процедуры, порядка и сроков. Согласно пунктам 2.1, 2.3 Постановления Минфина Архангельской области от <Дата> <№>-пф «Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета» планирование бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета осуществляется в сроки, установленные распоряжением Правительства Архангельской области о разработке проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Главные распорядители направляют в министерство финансов расчеты потребности средств областного бюджета с обоснованиями бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с пунктом 22 Приложения <№> «График разработки в 2023 году проекта областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», документов и материалов к нему» к распоряжению Правительства Архангельской области от <Дата> <№>-РП, главные распорядители средств областного бюджета представляют в министерство финансов Архангельской области сводную бюджетную заявку потребностей средств областного бюджета в срок до <Дата>. Основанием для включения в указанный расчет является решение суда, вступившее в законную силу. Объективно министерство сможет получить финансирование для исполнения решения суда не ранее 2025 года, после чего сможет провести процедуру заключения государственного контракта. Выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок носит сезонный характер, указанные работы проводятся в бесснежный период. С учетом процедур, необходимых для выделения финансирования, заключения государственного контракта, сроков выполнения работ по контракту, сезонного характера работ, в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований в отношении министерства просит установить срок для исполнения до <Дата>. Полагает также, что дело должно быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
Представители третьих лиц ГКУ АО «Шенкурское лесничество», территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – управление лесничествами Шенкурского обособленного подразделения в судебном заседании не участвовали, о судебном заседании извещены.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей ответчика, третьих лиц.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска.
Проведенной прокуратурой Шенкурского района проверкой соблюдения природоохранного законодательства выявлены факты несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда.
По результатам обследований лесных участков, проведенных ГКУ АО «Шенкурское лесничество» и Шенкурским обособленным подразделением выявлено 2 места несанкционированного размещения свалок отходов производства и потребления на землях лесного фонда в границах территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области:
- в квартале 51 выдел 17 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 4 кв.м., географические координаты N 62.10561 Е 42.94298;
- квартале 50 выдел 10 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 10 кв.м., N 62.11660 Е 42.93491.
По фактам выявленных несанкционированных мест складирования отходов в квартале 51 выделе 17 и квартале 50 выдела 10 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества ГКУ АО «Шенкурское лесничество и Шенкурским обособленным подразделением составлены акты о выявленных лесонарушениях.
Согласно указанных актов, обнаруженные на землях лесного фонда отходы являются бытовыми отходами.
Материалы проверок по фактам выявленных свалок на территории лесного фонда направлены Шенкурским обособленным подразделением и ГКУ «Шенкурское лесничество» в ОМВД России по Шенкурскому району для установления виновных лиц, однако правонарушители не установлены.
По результатам проведенного <Дата> совместно с исполняющим обязанности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Шенкурское обособленное подразделение осмотра лесного участка, расположенного в квартале 50 выдела 10 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 10 кв.м., N 62.11660 Е 42.93491, установлено, что несанкционированная свалка отходов ликвидирована.
До настоящего времени несанкционированная свалка отходов в квартале 51 выдел 17 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 4 кв.м., географические координаты N 62.10561 Е 42.94298, не ликвидирована.
Размещение отходов на участке земель лесного фонда осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от <Дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11, частью 1 статьи 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны в лесах, расположенных на землях лесного фонда (пункт 11).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от <Дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с указанным Кодексом и Федеральным законом от <Дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от <Дата> <№>-пп (далее – Положение), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно подпункту 99.6 пункта 8 и подпункта 20 пункта 9 Положения к полномочиям министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отнесены: организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления таких отходов.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии с ч.3 и ч. 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-п, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <Дата> № 131-ФЗ) не предполагали и не предполагают возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Учитывая, что пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ определяет вопросы местного значения муниципального, городского округа, то правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-п, в равной степени относится и к муниципальному округу.
Поскольку зафиксированные свалки отходов расположены на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, данные нарушения подлежат устранению в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, организация которых на территории Архангельской области отнесена к полномочиям министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
По данным основаниям доводы представителя ответчика о том, что министерство не является надлежащим ответчиком, отклоняются.
Наличие несанкционированных свалок отходов на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
Участок лесного фонда, на котором располагается свалка мусора, не имеет ограничений к доступу к нему населения. Размещение свалок на лесных участках также создает пожарную опасность.
Оснований для возложения обязанности на министерство осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участок земель лесного фонда в срок до <Дата> по доводам представителя ответчика не имеется, так как не представлено доказательств того, что для очистки участка площадью 4 кв.м. от твердых бытовых отходов требуется дополнительное финансирование, которое необходимо предусмотреть в бюджете Архангельской области на очередной финансовый год.
Иск прокурора Шенкурского района предъявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Исходя из характера загрязнения участка земель лесного фонда, срок устранения нарушения до <Дата> является разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земли лесного фонда удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до <Дата> осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участок земель лесного фонда на территории Шенкурского муниципального округа: квартал 51 выдел 17 Шенкурского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 4 кв.м., географические координаты N 62.10561 Е 42.94298.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Е.Г. Дейнекина