Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-6196/2018
г. Тюмень 26 сентября 2018 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Стрепетовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Н.В. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, взыскании суммы задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Коваленко Н.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района об обязании восстановить право истца на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 52416,95 рублей на срок инвалидности, то есть бессрочно, о взыскании с ответчика единовременно из федерального бюджета РФ в пользу Коваленко Н.В. суммы задолженности (недоплаты) возмещения вреда здоровью. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> в связи с увечьем, полученным при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена <данные изъяты> инвалидности, определена утрата трудоспособности в размере 40%. Истец полагает, что расчет суммы возмещения вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ был произведен ответчиком с нарушением законодательства Российской Федерации, что привело к ущемлению прав истца и значительному снижению материального положения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об уточнении исковых требований к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, в котором просит обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 95092,91 рублей, взыскать единовременного из федерального бюджета РФ в пользу истца сумму задолженности (недоплаты) возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11589425,89 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 26000 рублей.
Также в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в силу ст.43 ГПК РФ привлечены Департамент социального развития Тюменской области, Федеральная служба по труду и занятости.
В судебном заседании истец Коваленко Н.В. исковые требования поддержал.
Представитель истца Тарасюк Ю.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Монастырева Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку истец сделал свой выбор – указал в заявлении «исчислять заработок из зарплаты за ДД.ММ.ГГГГ». С учетом волеизъявления истца и представленной им справке № от ДД.ММ.ГГГГ, расчет возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС сделан верно, иных справок о заработке ни к заявлению, ни впоследствии в органы, осуществляющие назначение и выплату возмещения вреда, истцом не представлено. После вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и до обращения в суд с настоящим иском с заявлением о перерасчете спорной выплаты в органы социальной защиты населения по месту своего жительства Коваленко Н.В. также не обращался. Кроме того, истец в ДД.ММ.ГГГГ обращался с иском о защите нарушенного права и об индексации сумм в возмещении вреда здоровью и ответчиком уже выплачена единовременная сумма в размере 26742,02 рублей. Таким образом, задолженности (недоплата) сумм возмещения вреда, ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью истцу, выплачиваемых из средств федерального бюджета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Все доводы и требования истца по данному иску не основаны на нормах права, в том числе в ряде доводов отсутствуют ссылки на нормы права. Кроме того, права и интересы истца по предмету рассмотрения данного иска ответчиком в данном случае не нарушены, федеральный бюджет не должен нести бремя по оплате данных расходов.
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тюменской области Косенкова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку федеральным законодательством, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данным законом с ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью Коваленко Н.В. составляет 920 рублей. При переходе с ДД.ММ.ГГГГ к новому правовому регулированию сохранение денежной компенсации в ранее назначенной сумме производилось по заявлению граждан, у которых размер компенсации, определенный в зависимости о группы инвалидности, не достигал ранее назначенной им суммы возмещения вреда. У Коваленко Н.В. при переходе с ДД.ММ.ГГГГ к новому правовому регулированию сумма возмещения вреда здоровью составляла 920,50 рублей, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью – 1000 рублей. Заявление от истца о выплате ему ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме возмещения вреда здоровью не поступало. С ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из <данные изъяты> инвалидности в размере 1000 рублей. Также, задолженности (недоплаты) сумм возмещения вреда, ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью истцу, выплачиваемых из средств федерального бюджета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил. В представленном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с занятостью.
Выслушав объяснения истца Коваленко Н.В., его представителя Тарасюк Ю.Ю., представителя ответчика Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Монастыревой Т.С., представителя третьего лица Департамента социального развития Тюменской области Косенковой А.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истец Коваленко Н.В. является инвалидом <данные изъяты>, в связи с увечьем, полученным при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ, с утратой трудоспособности в размере 40%, что подтверждается справкой МСЭ-2004 №, выданной филиалом № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области» (л.д.8,10),
ДД.ММ.ГГГГ Коваленко Н.В. обратился в Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района с заявлением о назначении возмещения вреда здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и истцу с 2000 года назначена денежная сумма возмещения вреда здоровью из расчета заработной платы.
Пунктом 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зависимости от группы инвалидности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» регулирует порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
Порядком предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается: инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой до ДД.ММ.ГГГГ регулировались п.25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью выплатой денежной сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4214-1 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ) (далее - Правила). С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
С учетом дат обращения с заявлением о назначении возмещения вреда здоровью и регистрации данного заявления (заявление принято специалистом ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано под номером 206) и принятия решения о назначении заявителю возмещения вреда в течение десяти дней со дня поступления заявления и всех необходимых документов (их заверенных копий), впервые определение общей суммы заработка для исчисление суммы возмещения вреда истцу, производилось когда названные выше Правила уже были признаны утратившими силу.
На дату принятия решения о назначении заявителю возмещения вреда (не позднее десяти дней со дня поступления заявления и всех необходимых документов (их заверенных копий), заявление принято специалистом ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано под номером 206)) установление данной выплаты производилось соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.08.1996 № 944 «О порядке выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС». С учетом пункта 4 данного постановления Правительства РФ от 07.08.1996, и в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 02.06.2000 № 43 «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 02.06.2000 N 6) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2000 N 2313) (далее - разъяснения Минтруда РФ от 02.06.2000). Незарегистрированные в Минюсте РФ письма иных органов (например, Фонда социального страхования РФ), непоименованных в пункте 4 постановления Правительства РФ от 07.08.1996, а также иные письма и нормативные документы, касающиеся назначении пенсии (<Письмо> Минсоцобеспечения РСФСР от 04.08.1988 N 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначении им пенсий по Списку N 1"), а не назначения сумм возмещения вреда здоровью, и иные нормативные правовые акты (Постановление Совмина СССР от 03.07.1984 N 690 (ред. от 16.02.1990) "Об утверждении Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей") в данном случае не применялись.
В соответствии с пунктом 2 разъяснения Минтруда РФ от 02.06.2000 года размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности. Согласно пункту 4 разъяснения Минтруда РФ от 02.06.2000 года средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению трудоспособности (по выбору гражданина), на 12.
Аналогичные положения подсчета среднего месячного заработка содержались в п.З статьи 12 Федерального закона от № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) - средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.
Согласно заявлению о назначении компенсации от ДД.ММ.ГГГГ Коваленко Н.В. указал в заявлении чтобы исчислять заработок из зарплаты за ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработке от ДД.ММ.ГГГГ № представил также за указанный период.
Размер среднего месячного заработка подсчитан Коваленко Н.В. согласно его волеизъявлению и представленной им справке заработке от ДД.ММ.ГГГГ №, т. е. для определения среднего месячного заработка учтена работа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев, предшествующих утрате трудоспособности).
У ответчика не было оснований, да и физической возможности для применения в расчете денежной компенсации заработка истца за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ так как эти периоды не указывались истцом в заявлении, справка о заработке за данные периоды не была и не могла быть представлена, поскольку получена ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11), то есть после обращения Коваленко Н.В. с заявлением о назначении компенсации и ее назначения ответчиком.
Более того, справка о заработке от ДД.ММ.ГГГГ № не была переданы в органы социальной защиты населения и впоследствии.
При таких обстоятельства, оснований полагать, что расчет суммы возмещения вреда здоровью из заработка истца был произведен ответчиком в нарушение законодательства Российской Федерации и привел к ущемлению его прав, у суда не имеется.
После вступления в силу № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и до обращения в суд с настоящим иском с заявлением о перерасчете спорной выплаты в органы социальной защиты населения по месту своего жительства Коваленко Н.В. также не обращался.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - ФЗ от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ), введённым в действие с 15 февраля 2001 г., в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 базового закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 стать 13 базового закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлечённых к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Частью I статьи 2 Федерального Закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определённая в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным Законом от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 базового Закона и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 базового Закона. В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 базового Закона, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005г. Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 8 статьи 3).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью Коваленко Н.В. составляла 920,50 рублей.
При переходе с ДД.ММ.ГГГГ к новому правовому регулированию сохранение денежной компенсации в ранее назначенной сумме производилось по заявлению гражданам, у которых размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной им суммы возмещения вреда.
У Коваленко Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью составляла 920,50 рублей, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью — 1000 рублей.
Заявления от Коваленко Н.В. о выплате ему ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме возмещения вреда здоровью не поступало.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что расчет размера суммы возмещения вреда здоровью Коваленко Н.В. произведен, органами, осуществляющими назначение данной выплаты, с учетом волеизъявления истца верно, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, определена истцу с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается по настоящее время в твердых размерах, соответствующих действующему законодательству. Выплата ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью Коваленко Н.В. в указанных размерах за соответствующие периоды производилась и осуществляется в настоящее время своевременно и в полном объеме, в связи с чем в иске Коваленко Н.В. должно быть отказано в полном объеме.
В соответствии с положениями ч.1 ст.э100 ГПК РФ в связи с не удовлетворениями требований истца Коваленко Н.В., не подлежат взыскании и расходы на оплату услуг представителя в размере 26000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 100, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 95092,91 ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – 11589425,89 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.