Судья: Чередниченко О.В. № 33А-7273
Докладчик: Рюмина О.С. (Дело №2а-396/2020)
(42RS0016-01-2020-000346-40)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» сентября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Рюминой О.С.,
судей Пронченко И.Е., Решетняка А.М.,
при секретаре Логунове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рюминой О.С. административное дело по иску ООО «АЭРОКУЗБАСС» к Новокузнецкому транспортному прокурору о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора №1-1201в от 05.12.2019 года
по апелляционной жалобе генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» Белозерова В.Д. на решение Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 22 июня 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
ООО «АЭРОКУЗБАСС» обратилось в суд с административным иском к Новокузнецкому транспортному прокурору о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора №1-1201в от 05.12.2019 года.
Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «АЭРОКУЗБАСС» требований трудового законодательства в части учета рабочего времени и выявлены нарушения статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки Новокузнецким транспортным прокурором в адрес ООО «АЭРОКУЗБАСС» было внесено представление №1-1201в-2019 от 05.12.2019 года «Об устранении нарушений трудового законодательства» и предложено ООО «АЭРОКУЗБАСС» безотлагательно принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Административный истец считает, что вынесенное представление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: незаконно возлагает на административного истца обязанности по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели) для отдельных категорий работников (женщины, работающие в сельской местности) и выплаты им заработной платы (за сверхурочные часы).
ООО «АЭРОКУЗБАСС» находится на территории Прокопьевского муниципального paйона вне границ населенных пунктов, в том числе за границами населенного пункта Калачевского сельского поселения, то есть за пределами границ сельской местности согласно Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 года, в связи с чем, требования статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации на ООО «АЭРОКУЗБАСС» не распространяются.
Ссылка Новокузнецкой транспортной прокуратуры в представлении, как на основание своих требований, на дефиницию «сельская территория», приведенную в Законе Кемеровской области «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» №215-03 от 27.12.2007 года не основана на нормах права действующего законодательства Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса.
Административный истец считает, что выводы Новокузнецкой транспортной прокуратуры в представлении о нахождении ООО «АЭРОКУЗБАСС» в сельской местности, не соответствуют фактическим обстоятельствам и действующим правовым актам Российской Федерации, регулирующими трудовые отношения, а требование в представлении об устранении нарушения закона статей 252, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании и применении административным ответчиком правовых норм трудового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, ООО «АЭРОКУЗБАСС» полагает, что представлением Новокузнецкого транспортного прокурора №1-1201в-2019 от 05.12.2019 года на него незаконно возложена обязанность по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели) для женщин, работающих в ООО «АЭРОКУЗБАСС», и выплаты им заработной платы (за сверхурочные часы).
Просит признать незаконным представление №1-1201в-2019 от 05.12.2019 года, вынесенное Новокузнецким транспортным прокурором в отношении ООО «АЭРОКУЗБАСС».
Решением Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 26 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ООО «АЭРОКУЗБАСС» отказано.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «АЭРОКУЗБАСС» Белозеров В.Д. просит об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, приводя в обоснование доводы, аналогичные содержащимся в административном иске.
Относительно апелляционной жалобы представителем Западно-Сибирской транспортной прокуратуры по доверенности Маркодеевой Н.О. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «АЭРОКУЗБАСС» Селиванов С.А., доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные истцом требования, Новокузнецкий транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Козлова И.Г. возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации регулируется Федеральным законом N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре"), согласно которому прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21).
Осуществляя надзор за исполнением законов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Новокузнецким транспортным прокурором по поручению прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры была проведена проверка соблюдения трудовых прав работающих в сельской местности женщин – работников предприятий железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в ходе которой в деятельности в ООО «АЭРОКУЗБАСС» были установлены нарушения требований трудового законодательства, в части учёта рабочего времени женщин – работников авиапредприятия, работающих в сельской местности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона "О прокуратуре", решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Из материалов дела следует, что о проведении проверки доведено до сведения генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» Белозерова В.Д. 05.11.2019, то есть в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 21 Закона "О прокуратуре".
При этом, суд первой инстанции, нарушений процедуры проведения проверки в отношении юридического лица Новокузнецким транспортным прокурором Западно-Сибирской транспортной прокуратуры не установил, с чем также соглашается и судебная коллегия.
В силу пункта 14 статьи 21 Закона "О прокуратуре" акт по установленной форме составляется лишь в случае если в ходе проверки нарушений закона не выявлено. В иных случаях результаты проверки подлежат оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования.
Так, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в ООО «АЭРОКУЗБАСС» для всех женщин (212 человек), работающих в сельской местности, определена продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю, вместо предусмотренной ст. 263.1 Трудового кодекса РФ, сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели).
Кроме того, женщинам не выплачивается заработная плата в повышенном размере, в связи с осуществлением работы в течение 40 часов в неделю, тем самым работодателем нарушены фундаментальные права работников указанной категории на выполнение трудовых обязанностей, с учётом предусмотренных законом особенностей и гарантий.
Выявленное, по итогам проверки, нарушение трудового законодательства, явилось основанием для внесения 05.12.2019 года Новокузнецким транспортным прокурором в адрес генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» представления, содержащего требования об устранении выявленных нарушений.
С указанным представлением ООО «АЭРОКУЗБАСС» не согласилось, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 263.1 ТК РФ женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 (ред. от 24.08.1995) "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности, в том случае, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, установлена 36-часовая рабочая неделя. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 года "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года разъяснено, что при решении вопроса в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".
Пунктом 4 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года, определено, что населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - остальные населенные пункты.
Поскольку ООО «АЭРОКУЗБАСС» (земельные участки, аэровокзальный комплекс, административные и хозяйственные здания), находятся в границах Калачевского сельского поселения по адресу: ул.Мира п.Калачево Кемеровской области, следовательно, находятся в сельской местности, что подтверждается постановлениями Администрации Калачевского поселения и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.122-167;174-177).
Кроме того, в силу положений п.7 ст.5, п.9 ст.7-2 Закона Кемеровской области от 27.12.2007 года №215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» Калачевское сельское поселение является сельской территорией с административным центром - поселком «Калачево».
В связи с нахождением ООО «АЭРОКУЗБАСС» на сельской территории (местности) на работодателя возложена обязанность по обеспечению работникам-женщинам гарантий, предусмотренных ст.263.1 Трудового кодекса Российской Федерации и п.1.3 действующего в настоящее время Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе".
В силу положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Соответственно, выводы суда первой инстанции о том, что на женщин, являющихся работниками ООО «АЭРОКУЗБАСС» и выполняющих трудовую функцию на территории поселка Калачево, расположенной на территории сельского населенного пункта с одноименным названием, распространяются льготы, предусмотренные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года, являются правильными.
Таким образом, доводы жалобы относительно того, что на ООО «АЭРОКУЗБАСС» не может быть возложена обязанность установить для работающих в данном Обществе женщин 36-часовую рабочую неделю, поскольку Общество расположено вне границ населенного пункта - поселка Калачево, следовательно, не располагается в сельской местности, судебная коллегия находит несостоятельными.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд установив фактические обстоятельства, проверив представление прокурора на соответствие требованиям Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания представления административного ответчика незаконным и отказал в удовлетворении требований, поскольку указанное в обжалуемом представлении прокурора нарушение требований трудового законодательства нашло свое подтверждение, соответственно у Новокузнецкого транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Козловой И.Г. имелись основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 22 Закона "О прокуратуре", для внесения оспариваемого представления в адрес генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» Белозерова В.Д., что согласуется с требованиями пункта 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре".
При этом, судом обоснованно сделаны выводы об отсутствии нарушений прав и интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, согласно которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемое представление принято в пределах полномочий при наличии предусмотренных законом оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, и не повлекло нарушения каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, которым доказательств нарушенных прав в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 КАС РФ, не представлено.
Кроме того, 30.11.2019 генеральным директором ООО «АЭРОКУЗБАСС» Белозеровым В.Д. вынесен приказ № 604/л «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени», на основании которого с 01.01.2020 для женщин-работников ООО «АЭРОКУЗБАСС», работающим в сельской местности, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю с сохранением заработной платы, в связи с чем требования Новокузнецкого транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства юридическим лицом были частично исполнены.
При этом, изменение адреса ООО «АЭРОКУЗБАСС» в марте 2020 года на Прокопьевский муниципальный округ Кемеровской области не влияет на законность представления Новокузнецкого транспортного прокурора.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении и суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку нарушений применения норм процессуального и материального права, которые повлекли или могли повлечь принятие неверного судебного решения, не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи