Судья: Мохова Н.А. дело № 33-1907/2024
дело № 2-354/2024 44RS0026-01-2024-000297-59
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«14» августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворониной М.В.,
судей Коровкиной Ю.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре Горевой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромская областная детская больница» на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2024 года по иску Лебедевой Людмилы Леонидовны к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Коровкиной Ю.В., объяснения истца Лебедевой Л.Л., её представителей по устному ходатайству Некрасовой Т.П. и Лебедевой В.Б., представителей ответчика Барановой О.Е., Королевой Т.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лебедева Л.Л. обратилась в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что истец работает в клинико-диагностической лаборатории в должности фельдшера-лаборанта в ОГБУЗ «КОДБ». Ответчик является медицинской организацией – детской больницей, входящей в государственную систему здравоохранения Костромской области, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Доля исследований поликлинических пациентов составляет 30% от общего числа выполняемой истцом работы. В нарушение трудового законодательства и Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» истец не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. На основании изложенного Лебедева Л.Л. просила признать за собой право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023, обязать ОГБУЗ «КОДБ» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лебедеву Л.Л. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023, взыскать с ОГБУЗ «КОДБ» компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.
Решением суда исковые требования Лебедевой Л.Л. к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» удовлетворены частично.
За Лебедевой Л.Л. признано право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
На ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лебедеву Л.Л. в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023.
С ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в пользу Лебедевой Л.Л. взысканы компенсация морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в бюджет городского округа город Кострома взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе главный врач ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» Баранова О.Е. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Лебедева Л.Л. работает фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «Костромская областная детская больница», входящей в структуру стационара, в состав поликлиники №5, оказывающей первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу данная лаборатория не входит и соответственно не относится к тем должностям, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты на основании постановлении Правительства РФ № 2568. Фельдшеры-лаборанты ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» не осуществляют самостоятельного забора анализов, эту функцию осуществляют медицинские сестры процедурного кабинета, которым социальная выплата предоставляется. Фельдшерами клинико-диагностической лаборатории осуществляется только исследование анализов, предоставленных из круглосуточного стационара ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» и детской поликлиники № 5. На данный момент, с учетом существующей нагрузки на фельдшера-лаборанта, возможна только работа по внутреннему совместительству. При работе по совместительству социальная выплата работника, оказывающим медицинскую помощь по территориальному принципу, не предусмотрена. При условии выделения 1 штатной единицы фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории для проведения исследований для амбулаторно-поликлинических пациентов, при наличии необходимой нагрузки и трудоустройства сотрудника по основной должности в штат Детской поликлиники № 5, после согласования с Министерством здравоохранения РФ специальная выплата может быть назначена.
В суде апелляционной инстанции главный врач ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» Баранова О.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что в состав ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» входит: круглосуточный стационар, центр медицинской реабилитации, детская поликлиника №5. Клинико-диагностическая лаборатория, где работает Лебедева Л.Л. фельдшером-лаборантом входит в структуру стационара ОГБУЗ «Костромская областная детская больница», а соответственно, её должность не относится к должностям по территориально-участковому принципу. То обстоятельство, что наряду с исследованиями получаемыми из лаборатории стационара Лебедева Л.Л. производит исследование анализов из поликлиники №5, не свидетельствует об отнесении её должности указанной к перечню указанному в Постановлении Правительства № 2568, поскольку лаборатории в поликлинике №5 нет и у поликлиники отсутствует соответствующая лицензия по адресу её расположения.
Представитель ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» Королева Т.Ю. доводы апелляционной жалобы также поддержала, пояснила, что Лебедева Л.Л. выполняет исследования в рамках своих должностных обязанностей, внутреннее совместительство не оформлялось.
Истец Лебедева Л.Л. и её представители Некрасова Т.П. и Лебедева В.Б. решение суда считали законным и обоснованным, жалобу не подлежащее удовлетворению.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лебедева Л.Л. состоит с ОГБУЗ «КОДБ» в трудовых отношениях, работает в клинико-диагностической лаборатории по должности «фельдшер-лаборант».
ОГБУЗ «КОДБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Костромской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, о чем свидетельствует перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1.14 Устава ОГБУЗ «КОДБ», учреждение имеет в своем составе следующие структурные подразделения без права юридического лица: Центр медицинской реабилитации для детей (г. <адрес>
Клинико-диагностическая лаборатория входит к состав круглосуточного стационара ОГБУЗ «КОДБ», бактериологический отдел клинико-диагностической лаборатории ОГБУЗ «КОДБ» обслуживает пациентов, находящихся в круглосуточном и дневном стационарах, а также детской поликлиники № 5, что не оспаривалось сторонами.
Письмом за подписью главного врача ОГБУЗ «КОДБ» от 02.02.2024 № 165 истцу отказано в назначении специальной социальной выплаты со ссылкой на то, что доля анализов пациентов Детской поликлиники №5 составляет 30% от общей нагрузки.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 11, 21, 22, 129, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), ст.ст. 32, 33, 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, п. 4 разъяснений по применению постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года №99н, и, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исходил из того, что фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории проводит исследования по направлениям как для стационарных пациентов, так и для амбулаторно-поликлинических по направлениям врачей поликлиники №5, тем самым оказывают, в том числе первичную медико-санитарную помощь, а потому имеют право на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность включить истца в реестр работников, имеющих право на получение такой выплаты.
Нарушение трудовых прав истца послужило основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, размер которой определен судом первой инстанции с учетом объема и характера причиненных работникам нравственных страданий, длительности нарушения прав, а также требований разумности и справедливости. Также судом с ответчика в пользу истца взысканы понесенные ею судебные расходы.
С ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец.
Приведенные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает правильными, соответствующими как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, они подтверждены полученными по делу доказательствами.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу чч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Реализуя, с учетом предписаний статьями 7 и 37 Конституции Российской Федерации, свои дискреционные полномочия в этой сфере, Правительство Российской Федерации постановлением от 31.12.2022 года № 2568 установило дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023 года устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Аналогичные категории медицинских работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, указаны в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления Правительства от 31.12.2022 года № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 года № 99н.
Согласно данным Разъяснениям должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определяются в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (п. 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
- указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
- указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
В соответствии с п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Размер специальной социальной выплаты определен п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». В зависимости от категории работника и работодателя он составляет (при условии, что работник отработал полный месяц) от 4 500 руб. до 18 500 руб. в месяц.
Исходя из п. 4 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).
Согласно п. 12 ст. 2 данного Федерального закона №323-ФЗ, медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона №323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.ч. 3, 4, 5 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Как следует из пп. 2, 4, 6, 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденного Приказом Минздрава России от 07.03.2018 № 92н, оказание первичной медико-санитарной помощи детям осуществляется медицинскими и иными организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Первичная медико-санитарная помощь детям включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи детям в целях приближения их к месту жительства (пребывания) или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (пребывания) или учебы (далее - участок) в определенных организациях с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям оказывается фельдшерами и иными медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В п. 2 Правил организации деятельности детской поликлиники (Приложение №4 к Положению) определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), и создается для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи детям
Как уже указано выше, ОГБУЗ «КОДБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Костромской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в её состав входит, в том числе и детская поликлиника №5, оказывающая первичную медико-санитарную помощь. Клинико-диагностическая лаборатория ОГБУЗ «КОДБ», где работает истец проводит лабораторно-диагностические исследования как для стационара ОГБУЗ «КОДБ», так и для детской поликлиники №5 в полном объеме.
Порядками оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению в амбулаторных условиях, предусмотренных приказами Минздрава № 543н от 15.05.2012, № 366н от 16.04.2012, № 92н от 07.05.2012 регламентировано оказание медицинской помощи населению, в том числе путем проведения лабораторно-диагностического исследования.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.05.2021 № 464н утверждены правила проведения лабораторных исследований, в соответствии с которыми лабораторные исследования проводятся, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи (п. 3); лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, вне медицинской организации (п. 5), направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача (п. 7).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года №145н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», в соответствии с которым основной целью вида профессиональной деятельности является клинико-лабораторное обеспечение медицинской помощи.
Профессиональным стандартом «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденным Приказом Минтруда России от 31.07.2020 № 473н, установлено, что фельдшеры-лаборанты медицинских и патологоанатомических лабораторий относятся к среднему медицинскому персоналу здравоохранения, не входящему в другие группы.
Исходя из вышеизложенного условием назначения специальной социальной выплаты является оказание средним медицинским персоналом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, независимо от наименования учреждения, его организационно-правовой формы и штатной структуры.
Таким образом, истец Лебедева Л.Л., будучи специалистом со средним медицинским образованием (фельдшером-лаборантом) клинико-диагностической лаборатории медицинской организации - ОГБУЗ «КОДБ» проводит исследования, в том числе по направлениям детской поликлиники №5, не являющейся самостоятельной медицинской организацией, но оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относятся к категории специалистов, указанных в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, имеющих право на установление специальной социальной выплаты, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а потому повода для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
С доводами ответчика о том, что клинико-диагностическая лаборатория не относится к поликлинике и не является ее подразделением, а относится к стационару, в связи с чем, по мнению ответчика, истец не участвует в оказании первичной медико-санитарной помощи и не имеет право на установление специальной социальной выплаты, судебная коллегия не соглашается и находит их подлежащими отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права
Именно ОГБУЗ «КОДБ» относится к медицинской организации, оказывающей в том числе первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях.
Для оказания первичной медико-санитарной помощи в структуре больницы создана, в том числе поликлиника.
По смыслу ч. 1 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе мероприятия по диагностике. Профессиональная деятельность в области клинической лабораторной диагностики осуществляется в целях клинико-лабораторного обеспечения медицинской помощи.
Ответчиком не оспаривается, что истец в рамках её трудовых обязанностей проводят выполняют клинические лабораторные исследования, в том числе по направлениям врачей поликлиники, тем самым участвуя в мероприятиях по диагностике, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях прикрепленному населению.
При этом вопреки позиции апеллянта организация оказания первичной медико-санитарной помощи с учетом положений ч.ч. 3, 4, 5 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ, п. 11 Положения предполагает оказание такой помощи не только участковыми врачами, но и медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Кроме того, проведение медицинским работником исследований в рамках оказания детям первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью предусмотрено в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 в качестве критерия для установления ему специальной социальной выплаты, а потому суждения апеллянта об обратном противоречат приведенным нормативным положениям.
В соответствии с Правилами организации деятельности детской поликлиники в структуре поликлиники рекомендовано предусматривать в качестве подразделения клинико-диагностическую лабораторию. По штатному расписанию ОГБУЗ «КОДБ» в структуре поликлиники клинико-диагностическая лаборатория отсутствует, в связи с чем проведение необходимых клинических лабораторных исследований и оценка (анализ) их результатов, в том числе получение и обработка биологических материалов, а также оказание консультативной помощи врачам и пациентам отнесены к функционалу клинико-диагностической лаборатории, включенной в качестве отделения в состав ОГБУЗ «КОДБ».
Отсутствие лицензии на лабораторные исследования по месту нахождения поликлиники, и не может с учетом установленных по делу обстоятельств приводить к лишению медицинских работников такой лаборатории, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи путем проведения клинических лабораторных исследований по направлениям амбулаторной поликлинической службы, специальной социальной выплаты.
Довод ответчика о том, что объем проводимых истцом исследований по направлениям поликлиники от общего количества исследований составляет 30%, не свидетельствует о неправильности принятого решения. Доводы истца о том, что она выполняет все исследования по направлениям врачей поликлиники ответчиком не опровергнуты, оснований полагать, что истец проводит данные исследования в порядке внутреннего совместительства, что бы могло являться самостоятельным основанием для отказа в назначении такой выплаты в силу п. 2 Постановления № 2568, не имеется, поскольку её совместительство на выполнение исследований поликлиники не оформлено, и истец производит исследования по направлениям врачей детской поликлиники №5 в рамках исполнения своих должностных обязанностей фельдшера-лаборанта ОГБУЗ «КОДБ».
Доводы жалобы о том, что клинико-диагностическая лаборатория является отделением больницы (стационара), а не поликлиники, не свидетельствует о неправильности принятого решения, поскольку детская поликлиника №5 не является самостоятельным медицинским учреждением, а входит в состав ОГБУЗ «КОДБ».
По мнению судебной коллегии, постановка ответчиком возможности назначения медицинскому работнику такой выплаты в исключительную зависимость от им же установленной структуры медицинской организации не может быть признана соответствующей закону, а потому с учетом характера выполняемых истцом трудовых обязанностей проведение работодателем организационно-штатных мероприятий не должно создавать препятствий работнику в реализации его права на получение выплаты и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников учреждения.
Нормы трудового законодательства к спорным правоотношениям применены судом первой инстанции верно, поскольку включение работника в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, относится к полномочиям медицинской организации в рамках существующих между сторонами трудовых отношений, а возможность такой выплаты, равно как и ее размер поставлены в зависимость от выполнения сотрудником трудовых обязанностей и результата его работы.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал приведенные обстоятельства дела и дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
Процессуальных нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, районным судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромская областная детская больница» без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.08.2024.