Дело № 2-10/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2022 года р.п. Умет
Уметский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Белькова К.Е.,
с участием представителя истца помощника прокурора Уметского района Тамбовской области Щекиной Е.А.,
при секретаре Кирьяновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по иску прокурора Уметского района Тамбовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уметского района Тамбовской области об обязании администрации Уметского района Тамбовской области провести паспортизацию автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, в котором просит обязать администрацию <адрес> провести паспортизацию автомобильных дорог по адресу <адрес> р.<адрес>, протяженностью 0,3 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
В обосновании административного искового заявления указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах расположенных на территории <адрес>.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.6 Устава Уметского поссовета <адрес>, утвержденного решением Уметского поселкового Совета народных депутатов Умётского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения поссовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поссовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поссовета, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статьей 41 Устава Уметского района, утвержденного решением Умётского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 27.01.2017 № 347, определено, что Администрация Умётского района исполняет полномочия администрации Умётского поссовета в полном объеме в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, указано, что к полномочиям администрации Умётского поссовета, исполняемым администрацией района, относится:
1) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления Умётского поссовета по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами поссовета;
8) управление и распоряжение муниципальным имуществом и объектами муниципальной собственности Умётского поссовета в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.ст.2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257- ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с ч.1 п.1, ст.40 Устава Умётского района Тамбовской области (принят решением Умётского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 27 января 2017 г. N 347) к полномочиям администрации района относится: 1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления района по решению вопросов местного значения района в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами районного Совета, постановлениями и распоряжениями администрации района.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой -автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, проверка показала, что паспортизация автомобильных дорог по адресу <адрес> р.<адрес>, протяженностью 0,3 км, <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., находящихся в собственности Уметского поссовета <адрес> не проводилась, технический паспорт на данные дороги отсутствует.
Таким образом, отсутствие технического паспорта на указанные автомобильные дороги влечёт ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Определением судьи Уметского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела в количестве 5 дел по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> соединены в одно производство для совместного рассмотрения /л.д. 176/.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры <адрес> помощник прокурора Щекина Е.А. исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания деда извещен надлежащим образом, возражений по существу иска в суд не представил. При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Актами по результатам проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобильные дороги по адресу <адрес> р.<адрес>, протяженностью 0,3 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., не имеют технических паспортов, паспортизация не проводилась. /л.д.10, 45, 80, 115, 150/.
Выпиской из реестра автомобильных дорог муниципального имущества подтверждено, что собственником автомобильных дорог по адресу <адрес> р.<адрес>, протяженностью 0,3 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., является <адрес>/ л.д.21-23/.
Представлением прокурора <адрес> об устранении нарушений действующего законодательства, предложено главе <адрес> принять соответствующие меры к устранению выявленных нарушений законодательства /л.д. 24-28/.
В соответствии со ст.ст.2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257- ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 7 Устава Умётского района Тамбовской области (принят решением Умётского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 27 января 2017 г. N 347) к вопросам местного значения района относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч.1 п.1, ст.40 Устава Умётского района Тамбовской области (принят решением Умётского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 27 января 2017 г. N 347) к полномочиям администрации района относится: 1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления района по решению вопросов местного значения района в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами районного Совета, постановлениями и распоряжениями администрации района.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что паспортизация автомобильных дорог по адресу <адрес> р.<адрес>, протяженностью 0,3 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., находящихся в собственности <адрес> не проводилась, технические паспорта на данные дороги отсутствуют. Таким образом, отсутствие технических паспортов на указанные автомобильные дороги влечёт ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автодорог и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Отсутствие паспортизации дорог создает угрозу безопасности
дорожного движения и ведёт к нарушению прав граждан.
Поскольку действующим законодательством не дается разграничений по паспортизации грунтовых или иных дорог, паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.
При таких обстоятельствах, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц следует удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> провести паспортизацию автомобильных дорог расположенным по адресам: <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,3 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,35 км., <адрес>, р.<адрес>, протяженностью 0,2 км., в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уметский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Бельков К.Е.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Бельков К.Е.