Дело № 3а-25/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 13 сентября 2017 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Яковлевой Н.А.,
с участием прокурора Никонова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л. к Государственному Собранию (Ил Тумэн) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению преамбулы, части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)»,
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 З № 1222-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту- Закон РС(Я) № 1221-IV). Названный закон опубликован в печатном издании: "Якутские ведомости", N 16 от 13.03.2013.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению преамбулы, части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 указанного Закона Республики Саха (Якутия). Иск, с учетом уточнений исковых требований, мотивирован тем, что указанные нормы регионального закона противоречат нормам закона, имеющего большую юридическую силу, а именно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 205-ФЗ).
Так, преамбулой Закона РС(Я) предусмотрено, что им в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия). По мнению административного истца из предмета правового регулирования исключены вопросы возврата задержанных транспортных средств лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами. В связи с указанным истец просил признать преамбулу Закона РС(Я) противоречащим федеральному законодательству в части, не регулирующей вопросы возврата задержанных транспортных средств лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Часть 4 статьи 6 Закона РС(Я) оспаривается прокурором республики с указанием на то, что этой нормой не предусмотрены некоторые основания прекращения производства по делу, в зависимости от которых, согласно части 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации. Просит признать часть 4 статьи 6 Закона РС(Я) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части, предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства в случае прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению часть 4 статьи 6 Закона РС(Я) в части, не предусматривающей некоторых оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, а именно оснований, предусмотренных пунктами 8,8.1,9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в части, не предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет бюджета субъекта Российской Федерации в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в части не предусматривающей возмещение расходов на указанные цели в случае прекращения производства по делу по иным основаниям; в части, не предусматривающей исключение случаев передачи материалов прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления при прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; а также в части, не предусматривающей возврат задержанного транспортного средства представителю собственника (владельца) или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
Частью 1 статьи 7 Закона РС(Я) предусмотрено, что возврат транспортного средства собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством, производится после устранения причин его задержания на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица и документа об оплате расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Прокурор республики, оспаривая названную норму, ссылается на то, что федеральным законодательством об административных правонарушениях не предусматривается такого условия возврата задержанного транспортного средства, как предварительная оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства. Федеральным законодательством предусмотрен незамедлительный возврат транспортного средства после устранения причины его задержания.
По мнению прокурора, предварительная оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства не может являться условием его возврата. В связи с указанным просит признать часть1 статьи 7 Закона РС(Я) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части, устанавливающей в качестве условия возврата задержанного транспортного средства - предоставление документа об оплате расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, а также в части, не предусматривающей возврат транспортного средства представителю собственника (владельца) или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
В суд поступило письменное ходатайство за подписью Прокурора Республики Саха (Якутия) о прекращении производства по делу в части, ввиду отказа от исковых требований о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не подлежащим применению преамбулы Закона Республики Саха (Якутия) 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)»
Отказ от части исковых требований судом принят, производство по делу в части указанных требований прекращено, о чем вынесено отдельное определение суда.
В судебном заседании прокурор остальные требования поддержал в полном объеме, просил заявление удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении требований.
Представитель административного ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 11 января 2017 года в судебном заседании согласился с заявленными требованиями прокурора в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению часть 4 статьи 6 и часть 1 статьи 7 Закона республики. Указывает, что в связи с изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оспариваемые прокурором нормы Закона республики вступили в противоречие с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 7 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
При этом часть 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») устанавливает, что законами субъектов Российской Федерации определяется порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплаты лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
Таким образом, именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 З № 1222-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту- Закон РС(Я) № 1221-IV). Названный закон РС(Я) опубликован в печатном издании: "Якутские ведомости", N 16 от 13.03.2013.
Указанный закон был принят в связи с прямым указанием федерального закона, принят уполномоченным органом, опубликован в установленном порядке.
Статья 6 названного закона регулирует вопросы оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
При этом, частью 4 статьи 6 Закона РС(Я) № 1221-IV предусмотрено, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности), пунктами 3 и 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством.
Указанная норма противоречит части 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрено, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Сравнительный анализ приведенных норм регионального и федерального законодательства дает основание для признания доводов прокурора о противоречии части 4 статьи 6 Закона РС(Я) федеральному законодательству обоснованными.
Так, часть 4 статьи 6 Закона РС(Я) № 1221-IV противоречит федеральному законодательству в части, предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет соответствующего бюджета в случае прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Федеральным законодательством прекращение производства по делу по указанному основанию не предусмотрено в качестве основания для возмещения расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет какого-либо бюджета.
Кроме того, частью 4 статьи 6 Закона РС(Я) № 1221-IV не предусмотрены некоторые основания прекращения производства по делу, а именно основания, предусмотренные пунктами 8,8.1,9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в зависимости от которых, согласно части 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации
Оспариваемая норма также противоречит федеральному законодательству в части, не предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет бюджета субъекта Российской Федерации в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данная норма регионального закона противоречит федеральному законодательству также в части, не предусматривающей возложение обязанности по возмещению расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшее задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей в случае прекращения производства по делу по иным основаниям.
Оспариваемая норма не содержит также указания, что передача материалов прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления при прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является исключением, не позволяющим возложение на какой–либо бюджет обязанности возместить расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Часть 4 статьи 6 Закона РС(Я) предусматривает возврат транспортного средства его собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством незамедлительно при прекращении производства по делу об административном правонарушении по указанным в этой статье основаниям.
Между тем, федеральным законодателем предусмотрено, что законом субъектов Российской Федерации определяется порядок, в том числе, возврата транспортного средства его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ).
Таким образом, в противоречие федеральному законодательству оспариваемая норма регионального законодательства не указывает в качестве лиц, которым следует возвращать задержанное транспортное средство представителей владельцев и лиц, которые имеют документы для управления данными транспортными средствами.
Частью1 статьи 7 Закона РС(Я) № 1221-IV предусмотрено, что возврат транспортного средства собственнику (владельцу) или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством, производится после устранения причин его задержания на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица и документа об оплате расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что транспортное средство возвращается только после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Между тем, частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Федеральный законодатель не устанавливает такого условия возврата задержанного транспортного средства, как оплата расходов на перемещение и хранение такого транспортного средства. Единственным условием возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, по федеральному законодательству, является устранение причины их задержания.
При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора о противоречии части 1 статьи 7 Закона РС(Я) № 122-IV положениям части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления такого условия для возврата транспортных средств как оплата расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Названная норма регионального законодательства противоречит положениям федерального законодательства также в части определения лиц, которым могут быть возвращены задержанные транспортные средства. В противоречие части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях часть 1 статьи 7 Закона РС(Я) не указывает в качестве лиц, которым следует возвращать задержанное транспортное средство представителей владельцев и лиц, которые имеют документы для управления данными транспортными средствами.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора Республики Саха (Якутия).
Учитывая, что оспариваемее нормы вступили в противоречие с нормами федерального законодательства в связи с изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 205-ФЗ), суд приходит к заключению, что недействующими оспариваемые нормы следует признать с момента вступления Федерального закона от 23 июня 2016 года № 205-ФЗ в силу, то есть с 01 сентября 2016 года.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л. к Государственному Собранию (Ил Тумэн) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» удовлетворить полностью.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 1 сентября 2016 года часть 4 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)»
- в части, предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет соответствующего бюджета в случае прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- в той части, в какой указанной нормой не предусмотрены основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные пунктами 8,8.1,9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве обстоятельств, влекущих возложение обязанности оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации;
- в части, не предусматривающей возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет бюджета субъекта Российской Федерации в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
- в части, не предусматривающей возложение обязанности по возмещению расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшее задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей в случае прекращения производства по делу по иным основаниям;
- в части, не предусматривающей, что при прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не относятся;
-в части, не предусматривающей, что возврат задержанных транспортных средств осуществляется, в том числе, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 1 сентября 2016 года часть 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)» в части установления условия возврата задержанного транспортного средства в виде оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, а также в части, не предусматривающей, что возврат задержанных транспортных средств осуществляется, в том числе, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
В течение одного месяца после вступления в законную силу настоящего решения, сообщение о его принятии, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию административным ответчиком в печатном издании: "Якутские ведомости".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 13 сентября 2017 года.