Дело № 2-174/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2021 года поселок Эвенск
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А., при помощнике судьи Велиевой Л.Я.,
с участием истца – и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание с кадастровым номером №, общей площадью № кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, а именно установить заграждение, исключающее проникновение в указанное здание посторонних лиц.
В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о противодействии терроризму, о несовершеннолетних, безопасности объектов капитального строительства установлено, что ответчиком не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства при содержании здания, расположенного по адресу: <адрес>. Дверные и оконные проемы в здании не заполнены, здание отключено от всех инженерных коммуникаций.
По мнению прокурора, отсутствие заполненных оконных и дверных проемов способствует намоканию ограждающих и несущих конструкций здания, что может полечь коррозию монтажных узлов и креплений и привести к разрушению здания в целом, а также способствует свободному проникновению в здание граждан, в том числе малолетних лиц.
Собственником вышеуказанного здания является муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ». В связи с выявленными фактами нарушения закона 03 февраля 2021 года в адрес главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» внесено представление, которое на момент предъявления иска в суд ответчиком не исполнено, указанные нарушения не устранены.
Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ, Федеральные законы от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», прокурор просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу лиц в здание с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а именно установить заграждение, исключающее проникновение посторонних лиц в данное здание.
На основании определения судьи Северо-Эвенского районного суда от 19 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа (далее – КУМИ Северо-Эвенского городского округа).
В судебное заседание администрация Северо-Эвенского городского округа, КУМИ Северо-Эвенского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили, в отзывах на иск выразили согласие с ним и просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Прокурор в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по доводам, изложенным в иске.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Согласно положениям пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 5, пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (статья 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ).
Частью 1 статьи 5 Градостроительного кодекса РФ установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 9 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В состав работ по консервации объекта входит принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки (пункт 3 Правил).
Из вышеприведенных требований действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы противодействия коррупции, безопасности на объектах капитального строительства, следует, что собственник объекта капитального строительства - здания обязан предпринять всю совокупность мер, направленных на предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, которое не эксплуатируется и является заброшенным.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в поселке <адрес> по адресу: <адрес>, расположен объект капитального строительства – здание, общей площадью № кв.м., собственником которого является муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ». Данное здание является заброшенным, не эксплуатируется, отключено от всех инженерных коммуникаций, его реконструкция не ведется.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
По факту выявленных нарушений прокурором района в адрес врио главы Северо-Эвенского городского округа 03 февраля 2021 года внесено представление, которое на момент рассмотрения дела не исполнено, доступ посторонних лиц в указанное здание не ограничен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора Северо-Эвенского района к администрации Северо-Эвенского городского округа.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу лиц в здание, с кадастровым номером №, общей площадью № кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, а именно установить заграждение, исключающее проникновение в указанное здание посторонних лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок принятия решения суда в окончательной форме - 29 сентября 2021 года.
Председательствующий Е.А. Леонтьева