Решение по делу № 2-256/2019 от 01.07.2019

Дело № 2-256/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Становое 09 августа 2019 год

    РЎС‚ановлянский районный СЃСѓРґ Липецкой области РІ составе:

председательствующего судьи Е.А. Сухановой

с участием прокурора А.В. Герасимова

при секретаре О.А. Скуридиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-256/2019 год по иску прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа с. Тростное» об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «СШ с. Тростное» и администрации Становлянского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства, а именно: об обязании обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, при этом в случае отсутствия на эти цели у МБОУ «СШ с. Тростное» денежных средств просил субсидиарную ответственность возложить на администрацию Становлянского муниципального района Липецкой области. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «СШ с. Тростное», в ходе которой было установлено, что МБОУ «СШ с. Тростное» относится ко второй категории опасности. Однако, не смотря на отнесение образовательного учреждения ко второй категории опасности, охрана объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, договор на физическую охрану объекта (территории) с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не заключался. Невыполнение требований антитеррористического законодательства образовательным учреждением нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе обучающихся в нём детей на безопасные условия обучения и воспитания, их нахождения в образовательном учреждении в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья, поскольку осуществление охраны сторожами и работниками образовательных учреждений, у которых отсутствует специальная подготовка, не способно обеспечить надлежащую охрану и безопасность детей. Таким образом, непринятие мер по антитеррористической защищенности МБОУ «СШ с. Тростное» влечет нарушение прав учащихся и иных граждан, находящихся в данном учреждении, на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены или могут быть нарушены, невозможно, прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вынужден был, действуя в их интересах, обратиться в суд с данным иском. В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил и в итоге просил суд обязать МБОУ «Средняя школа с. Тростное» в срок до 01.09.2020 года обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное», расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Тростное, ул. Центральная, д. 34, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, при этом отказался от исковых требований, предъявленных к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области, и в этой части просил производство по делу прекратить.

В ходе рассмотрения дела определением суда от 22.07.2019 года было прекращено производство по данному делу в отношении администрации Становлянского муниципального района Липецкой области в связи с отказом истца от исковых требований, предъявленных к данному ответчику.

Помощник прокурора Герасимов А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МБОУ «СШ с. Тростное – директор школы Калинина Н.В. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие и указала, что исковые требования с учетом их уточнения признает, последствия признания иска ей известны, разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица – отдела образования администрации Становлянского муниципального района Липецкой области - по доверенности Коваленко Т.А. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие и вынести решение по делу на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца, изучив представленные материалы, суд находит уточнённые исковые требования прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, об обязании МБОУ «СШ с. Тростное» устранить нарушения антитеррористического законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; и т.д..

Под противодействием терроризму действующее законодательство понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: …

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; ….

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: …

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; ….

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями».

В соответствии с п. 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235:

«1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ (далее - объект (территория).

В соответствии с п. 5 и п. 15 вышеуказанных Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235:

«5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

15. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории)».

В соответствии с пп. «а» п. 17, пп. «г» п. 18, п.п. «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235:

«17. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); ….

18. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: …

г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; ….

23. В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; …».

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что МБОУ «СШ с. Тростное» бессрочно предоставлено право на ведение образовательной деятельности, что подтверждается копией лицензии от 14.03.2017 года № 1484 серии 48ЛО1 № 0001658.

Согласно Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с. Тростное», утвержденного приказом начальника отдела образования администрации Становлянского муниципального района № 10 от 06.02.2017 года, МБОУ «СШ с. Тростное» является социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной на основании постановления главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области № 157 от 23.04.1998 года для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и органов местного самоуправления в сфере образования; учредителем которого является муниципальное образование Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации; функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации; учреждение является юридическим лицом, вправе от своего имени заключать договоры, исполнять обязанности, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в соответствии с действующим законодательством и Уставом МБОУ «Средняя школа с. Тростное» к компетенции МБОУ «Средняя школа с. Тростное» как образовательного учреждения относится вопрос обеспечения охраны объектов (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из Паспорта безопасности МБОУ «Средняя школа с. Тростное» за 2018 год, утвержденного директором МБОУ «СШ с. Тростное» и согласованным с начальником УФСБ России по Липецкой области, начальником ГУ МЧС России по Липецкой области и начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Липецкой области, а также Акта обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ «СШ с. Тростное» видно, что комиссией установлено, что МБОУ «СШ с. Тростное» относится ко второй категории опасности объекта (территории), в связи с чем было рекомендовано выполнить следующие мероприятия: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией людей; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; дооборудовать систему видеонаблюдения дополнительными камерами обеспечивающими полный и качественный обзор периметра здания, в том числе при недостаточном уличном освещении в ночное время, при этом система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер должна обеспечивать архивирование и хранение данных в течение одного месяца; заключить договор на вывод дублирующего сигнала пожарной автоматики на пульт пожарной охраны.

Из ответа начальника отдела образования администрации Становлянского муниципального района Липецкой области от 27.06.2019 года № 317 на запрос прокуратуры Становлянского района Липецкой области видно, что в МБОУ «СШ с. Тростное» не обеспечена физическая охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из справки, подготовленной заместителем прокурора Становлянского района Липецкой области, по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «СШ с. Тростное» от 28.06.2019 года, следует, что охрана объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не осуществляется, договор на физическую охрану объекта (территории) с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не заключался.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что МБОУ «СШ с. Тростное» относится ко 2 категории опасности объекта (территории), суд приходит к выводу о том, что отсутствие охраны объектов (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не отвечает в полной мере исполнению требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасность для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований антитеррористического законодательства.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, однако, суд может не принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика - МБОУ «СШ с. Тростное» - в лице директора школы Калининой Н.В. исковые требования признала, с учётом изложенных выше обстоятельств, у суда нет оснований не принять признание иска ответчиком.

При таких обстоятельствах, учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание признание иска ответчиком и социальную значимость данного вопроса, суд считает возможным уточнённые исковые требования прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить, возложив на МБОУ «СШ с. Тростное» обязанность в срок до 01.09.2020 года обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное», расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Тростное, ул. Центральная, д. 34, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Поскольку учредителем МБОУ «СШ с. Тростное» является администрация Становлянского муниципального района Липецкой области, являющаяся органом местного самоуправления, которые на основании ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает возможным госпошлину с ответчика не взыскивать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа с. Тростное» в срок до 01.09.2020 года обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «СШ с. Тростное», расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Тростное, ул. Центральная, д. 34, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении 5 дней с момента оглашения резолютивной части решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2019 года.

Судья: Е.А. Суханова

2-256/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Отдел образования администрации Становлянского муниципального района
Администрация Становлянского муниципального района
прокурор Становлянского района
МБОУ "СШ с.Тростное"
Суд
Становлянский районный суд Липецкой области
Дело на сайте суда
stanovlsud.lpk.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019Подготовка дела (собеседование)
22.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
14.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее