Решение по делу № 33а-86/2021 от 27.11.2020

Дело № 33а-86/2021

(№ 33а- 4535/2020) (II инстанция) Докладчик: Самылов Ю.В.

Дело № 2а- 372/2020 (I инстанция) Судья Малиновская Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего                Завьялова Д.А.,

и судей                    Емельяновой О.И. и Самылова Ю.В.,

при секретаре                Беляковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Бутрякова Дмитрия Анатольевича к Совету народных депутатов Камешковского района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»

по апелляционной жалобе Бутрякова Дмитрия Анатольевича на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 9 октября 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования Бутрякова Дмитрия Анатольевича о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова» оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения административного истца Бутрякова Д.А. и его представителя по доверенности Мизина А.С., просивших постановленное по делу судебное решение суда отменить, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Бутряков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»; восстановить полномочия Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва.

    В обоснование указал, что являлся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, и как депутат должен предоставлять сведения о своих доходах и расходах, обязательствах имущественного характера, в также аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей.

    За 2019 год такие сведения необходимо было представить в департамент безопасности администрации Владимирской области не позднее 01.08.2020.

    По мнению административного истца, сведения о доходах и расходах, обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей им были представлены в департамент безопасности администрации Владимирской области в установленный ст.107, 108 ГПК РФ срок, а именно в понедельник 03.08.2020, поскольку 01.08.2020 был выходной день (суббота). Несмотря на это, 17.08.2020 Советом народных депутатов Камешковского района принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Бутрякова Д.А. за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в несвоевременном предоставлении сведений о своих доходах и обязательствах, с которым административный истец категорически не согласен, полагая данные действия сведением политических счётов.

    В судебном заседании Бутряков Д.А. поддержал свои требования о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова». От исковых требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва отказался.

    Определением суда от 09.10.2020 производство по делу в части требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва было прекращено.

    Представитель административного ответчика - Совета народных депутатов Камешковского района – Воробьева Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в установленные законом сроки Бутряков Д.А. обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не исполнил, за что его полномочия как депутата были прекращены досрочно полномочным органом - Советом народных депутатов Камешковского района, принявшим решение в порядке, предусмотренном регламентом Совета народных депутатов Камешковского района.

    Суд постановил указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе административный истец Бутряков Д.А. в лице своего представителя по доверенности Мизина А.С. просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что судом при вынесении судебного акта были нарушены нормы материального и процессуального права.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителя административного ответчика – Совета народных депутатов Камешковского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких обстоятельств по делу судом не установлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2).

В силу части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено статьёй 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.7.1).

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч.7.3).

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.11).

В силу ст.8-9 Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч.1).

Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются в уполномоченный орган (ч.3).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются депутатами представительных органов местного самоуправления, за исключением депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п.2 ч.5).

Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлено: установить, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы.

    Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчётный 2019 год), содержащимися в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200, разъяснено, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций (п.5).

Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным (п.8).

Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций (п.10).

    Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, административный истец Бутряков Д.А., являвшийся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи за 2019 год в уполномоченный орган - департамент безопасности администрации Владимирской области 03.08.2020.    Однако, как обоснованно отмечено судом, в установленный Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 срок – до 01.08.2020 включительно обязанность по предоставлению указанных сведений Бутряковым Д.А. выполнена не была.

    Довод административного истца о том, что последним днем предоставления сведений следует считать первый рабочий день, т.е. 03.08.2020, исходя из норм исчисления сроков, предусмотренных ГПК РФ, суд правомерно посчитал несостоятельным.

    Судом верно отмечено, что рассматриваемые правоотношения носят публично-правовой характер, в связи с чем нормы гражданского и гражданского процессуального права применены к ним быть не могут, в том числе и к исчислению сроков.

    Таким образом, установив факт нарушения административным истцом срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, суд пришел к выводу, что у Совета народных депутатов Камешковского района имелись основания для применения такой меры взыскания за допущенное нарушение, как досрочное прекращение полномочий депутата, поскольку иной меры ответственности за непредоставление в срок сведений, кроме досрочного прекращения полномочий, действующими законодательными актами не предусмотрено. Иные меры взыскания, предусмотренные, в частности, ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ, могут быть применены в случае выявления неполноты либо недостоверности представленных сведений, но не при непредоставлении сведений.

    При этом суд на законных основаниях отклонил довод представителя административного истца о том, что решение Совета народных депутатов Камешковского района должно быть отменено, в том числе из-за неправильного указания фактических обстоятельств дела, а именно, что Бутряков Д.А. не представил сведения, при том, что сведения были представлены, но несвоевременно.

Суд исходил из того, что оспариваемое решение Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова» в качестве основания применения взыскания к Бутрякову Д.А. содержит следующее: «в связи с неисполнением депутатом Совета народных депутатов Камешковского района Бутряковым Дмитрием Анатольевичем обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Обязанность по предоставлению сведений предусматривает выполнение совокупности требований: своевременности, полноты, достоверности, предоставление сведений уполномоченному органу (должностному лицу). Невыполнение хотя бы одного из требований следует расценивать как невыполнение возложенной обязанности.

    Разрешая заявленные требования, суд учел, что оспариваемое решение принято с соблюдением установленного ч.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ срока и процедуры, предусмотренной регламентом работы Совета народных депутатов Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района от 25.01.2011 № 713, на что указывает представленный в материалы дела протокол внеочередного заседания Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020.

    При таких данных, установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда об отказе в удовлетворении административного иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судом были приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц. Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает процессуальных оснований для вмешательства в обжалуемое судебное решение по доводам апелляционной жалобы. С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Камешковского районного суда Владимирской области от 9 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бутрякова Дмитрия Анатольевича – без удовлетворения.

    На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев в со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                        Д.А. Завьялов

Судьи                                    О.И. Емельянова

                                        Ю.В. Самылов

33а-86/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бутряков Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Совет народных депутатов Камешковского района
Другие
Воробьева Елена Владимировна
Мизин Алексей Сергеевич
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Самылов Юрий Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
27.11.2020Передача дела судье
14.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021Передано в экспедицию
14.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее