дело № 2-298/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2019 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Летун М.В.,
с участием истца Попова К.И., его представителя,
представителя ответчика Матюшевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова К.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности,
установил:
Попов К.И. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый квартал .... требования основывает на ст.234 Гражданского кодекса РФ, указывая, что с 1963 года его отец и дед, в настоящее время истец непрерывно и добросовестно владели указанным земельным участком, несли расходы на его содержание.
В судебном заседании истец, его представитель на иске настаивали, полагав, что к данному земельному участку возможно применение ст.234 Гражданского кодекса РФ, поскольку участок перешел во владение администрации только после того, как Попов К.И. подал заявление о предоставлении ему данного земельного участка.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Третье лицо Попов Н.А. на рассмотрение дела не явился.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено,
Попов Н.А., Попов К.И. 30.08.2018 года обратились в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования путем перераспределения, площадью ...
Письмом от 07.09.2018 года по результатам рассмотрения заявления было отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании пп. 4 п. 2 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар 23.04.2015 года № 4/1320.
Основанием для отказа явилось положение п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, которое позволяет отказать в соглашении о перераспределении земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 18 октября 2018 года по делу №2а-8214/2018 постановлено: «Административное исковое заявление Попова К.И. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, обязании произвести перераспределение земельного участка, оставить без удовлетворения».
В ходе рассмотрения вышеуказанного административного дела суд пришел к выводу, что решение муниципального органа соответствует требованиям действующего законодательства. Из испрашиваемого земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок с разрешенными предельными размерами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно положению ст. 39.28 ч. 1 п. 2 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях - перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (ч. 2).
Частью 3 названной нормы предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 29.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин, собственник такого земельного участка обращается с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (ч. 8).
Названным пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа уполномоченным органом в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и в том числе - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
Статья 11.9 предъявляет требования к образуемым и измененным земельным участкам и определяет, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Истец основывает свои требования на положениях ст.234 Гражданского кодекса РФ, согласно ч.1 которой Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (ч.3 ст.234 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности приобретения земельных участков в порядке ст.234 Гражданского кодекса РФ в силу приобретательской давности, поскольку земельный участок может быть приобретен в собственности исключительно в порядке, установленном земельным законодательством. При указанных обстоятельствах показания свидетелей стороны истца о том, что его дед и отец пользовались данным участком с середины 70х годов 20 века правового значения в рамках данного спора не имеют, доводы о том, что участок стал муниципальной собственностью после обращения Попова К.И. основан на неверном понимании норм материального права.
руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Попова К.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.
Судья Ф.А.Автушин
...